Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего возраста
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Шапкина Светлана Юрьевна

Ранний возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление младшего дошкольника развивается от наглядно-действенного (в 2-3 года) к наглядно-образному (к 4-м годам). Совершенствуются восприятие, речь, начальные формы поведения. Начинает развиваться воображение, которое наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заменителей других. Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка формируются основные сенсорные эталоны. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.). Оно помогает обогатить познавательную сферу ребёнка дошкольного возраста, т.к. усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Эта работа актуальна и помогает расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«ШАГАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»

(упражнения на развитие мелкой моторики)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Новоуральского городского округа —

детский сад комбинированного вида

«Росинка»

«Пальчиковая гимнастика

«Сенсорные дорожки»

как эффективное средство развития мелкой моторики детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика помогает:1. Нести в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

2. Снимать тревожность.

3. Развивать речь.

4. Повышать работоспособность коры головного мозга.

5. Развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.

Пособия на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.

Развитие мелкой моторики пальцев

рук

Специальные            Пальчиковые                            упражнения для       игры и упраж- пальчиковой             нения  во время                                

гимнастики               образовательной

                                     деятельности и

                                     разнообразных

                                     режимных                          

                                     моментах

Развивающие сенсорные игры

Самомассаж пальцев рук

«Сенсорные дорожки»

Целью «Сенсорных дорожек» является: развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Сенсорные дорожки» — это упражнения, с помощью которых совершенствуется мелкая моторика и координация движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий. Развиваются у ребенка психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память (слуховую, зрительную, тактильную), стимулируются мыслительные операции. Выполнение упражнений и движений пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребёнка.

        Дорожки содержат различные массажные элементы, чтобы ребенку было интереснее шагать пальчиками.

Этапы работы:

1. Знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы ребенок может просто проводить пальчиками по дорожкам.

2. Начинать упражнения с «шагов» указательным и средним пальцами.

Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности:

- указательный и средний пальчики;

- указательный и безымянный пальчики;

- указательный палец и мизинец;

- большой палец и мизинец;

- большой и указательный пальчики;

- большой и средний пальчики;

- большой и безымянный пальчики;

- средний и безымянный пальчики;

- средний палец и мизинец;

- безымянный и мизинец.

3. Содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук. Пальчики левой руки работают по одной сенсорной дорожке, правой руки — по другой.

4. Для разнообразия упражнений можно использовать пальчиковых животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Воспитатель ГБДОУ № 196 Максимова Галина Гордеевна

В младшем возрасте фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание.Для полноценного познания окружающего мира...

Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Проведение диагностического исследования позволило дать методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.- Необходимо выделить условия п...

Методическая разработка сенсорного развития детей младшего возраста

Пока малыш растет важным аспектом становится его психомоторное развитие....

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей младшего возраста»

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей младшего возраста»...

Методические рекомендации игровой комплекс «Развивай-ка» для сенсорного развития детей младшего возраста

Задачи : обогащать знания детей о домашних и диких животных, о временах года, о частях суток, о транспорте, развивать мелкую моторику рук, формировать элементарные математические представления ( цвет,...

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Методические рекомендациипо сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...