Учебно-методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сенсорное развитие — это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств.
Перцепция — прием сенсорных (чувственных) раздражителей и их переработка в высших отделах головного мозга.
Развитие сенсорного восприятия напрямую зависит от перцептивных способностей ребенка. Необходимыми условиями для их развития служат оптимальная деятельность мозга, анализаторных каналов, осуществляющих перцептивные процессы и достаточная сенсорная стимуляция.
Данное пособие просто в изготовлении и позволяет решать многие задачи коррекционного обучения, в первую очередь - коррекцию сенсо-моторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 380.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебно – методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) Сенсорное развитие — это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств. Перцепция — прием сенсорных (чувственных) раздражителей и их переработка в высших отделах головного мозга. Развитие сенсорного восприятия напрямую зависит от перцептивных способностей ребенка. Необходимыми условиями для их развития служат оптимальная деятельность мозга, анализаторных каналов, осуществляющих перцептивные процессы и достаточная сенсорная стимуляция. Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств; активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанны с деятельностью, выполняемой человеком. Составной частью восприятия являются движения: движения глаза, рассматривающего предмет, движения руки, ощупывающий предмет или манипулирующей с ним, движения голосового аппарата, воспроизводящего слышимый звук и т.д.
Дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей сенсомоторного развития. Сенсомоторное развитие детей с ЗПР осуществляется в разных формах, но основной формой организации работы по сенсорному развитию детей являются комплексные игровые занятия в форме игр с использованием дидактических пособий. В коррекционной работе с детьми важно уделить внимание формированию операционного обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, оптимизации и коррекции межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга. Развитие соматогностических , тактильных и кинестетических процессов Игры и упражнения могут базироваться на позно -жестовой ( в том числе мануальной) компоненте. Это воспроизведение ребенком вслед за взрослым различных ручных поз, показ вслепую разных участков тела: «Повтори позу», «Угадай часть тела и запомни ее название», «Телесные фигуры, буквы, цифры», «Предметы с различной фактурой поверхности», «Ощупывание и распознавание предметов», «Ощупывание фигурок».
"Чудесный мешочек" - это увлекательная сенсорная игра на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет по характерным внешним признакам, его форму, размер и материал из которого он сделан. Также ее можно использовать для развития речи и воображения . Педагогами очень часто используется это пособие в различных вариантах изготовления. Классический «Чудесный мешочек» представляет собой мешочек, сшитый из непрозрачного материала, который наполняется (в зависимости от цели занятия) различными фигурками, деталями конструктора, деталями, различающимися по фактуре и т.п.
Для меня как педагога было интересно придумать что-то свое. Часто дети, особенно на начальных этапах обучения стремятся использовать две руки для ощупывания предмета, что очень полезно в связи со сказанным выше о межполушарном взаимодействии. Также я замечала, что некоторые дети, особенно с особенностями поведенческой и эмоциональной сфер, настороженно относятся к непрозрачному мешочку, куда нужно просунуть руку. Ну и наконец, мне нравятся полифункциональные пособия, которые можно использовать на различных занятиях, наполняя их новым содержанием. Так возникла идея создания аналога «Чудесного мешочка» . Показав его в первый раз детям, я попросила придумать ему название или выбрать из предложенных мной. Фаворитами стали «Зубастик» и « Ананасик ».
Изготовление и материалы Для изготовления данного пособия вам потребуется: 5 литровая бутылка из-под питьевой воды, фетр ( можно заменить салфетками для уборки, купленными в хозтоварах ), ножницы, лента «Липучка», клеевой пистолет, глазки и носик(распечатки на бумаге, заламинированные ). - На бутылке производится разрез по окружности, на высоте 2\3 от основания, не дорезая до конца. На тыльной стороне остается непрорезанным примерно 10 см. Таким образом мы получаем откидывающуюся «Голову». - На бутылке делаются еще две округлые прорези по бокам бутылки на высоте около 10 см и диаметром 10-12 см. - Для обеспечения более комфортного и безопасного пользования необходимо все срезы закрыть фетром, сделать обработку с помощью полосок, прикрепленных с использованием клеевого пистолета. Фетр также составляет внутреннюю поверхность пособия, делая его непрозрачным по бокам, а дополнительные «крылышки» не позволяют ребенку заглядывать сбоку. Декоративный «хохолок» придает пособию особую эмоциональную окраску. Лента «Липучка», прикрепленная по окружности внизу пособия увеличивает варианты его использования.
Варианты использования учебно-методического пособия « Опиши предмет» - описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет ). «Найди пару» -достать из мешочка одну из фигурок и затем, на ощупь, найти такую же вторую . «Найти заданный предмет» -игрушку, геометрическую фигуру и др предметы . «Найти предмет по материалу» –резиновый, пластмассовый, деревянный и др . «Узнай и назови» - геометрическую фигуру, букву, цифру . «Большой -маленький» - выбрать мелкие предметы или, наоборот, только большие «Найди столько, сколько обозначает цифра» – на липучку прикрепляется цифра, а ребенку предлагается выбрать столько же предметов. «Сколько» – решение задач с закрытым результатом. « Ананасик » решил съесть 2 картинки, а потом еще одну, сколько картинок он съел? « Прожорка » – дети кладут внутрь заданные предметы по определенному признаку ( цвет, форма, обобщающее слово)
10. «Реши пример» - ребенку предлагается выложить запись примера на «липучке», одновременно производя действия с предметами внутри. 11. «Плоский/объемный» – на липучку прикрепляется плоскостное изображение фигуры и предлагается найти аналогичную объемную ( квадрат/кубик) Данная игра многогранна, все зависит от вашего воображения и стоящих перед вами задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-299777-1379702138.jpg)
Учебно-методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста
предлагаю родителям и воспитателям познакомиться с несколькими играми,способствующими сенсорному развитию ребенка дошкольного возраста...
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/11/picture-892711-1486787744.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-465098-1405793163.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1184426-1573500629.jpg)
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК"
Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-1090139-1644470905.jpg)
"Дары природы" игровое пособие для сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Взаимосвязанные развивающие сенсорные игрушки«Лесной пенёк» и«Арт-чемодан» для развития детей дошкольного возраста.Автор педагог-психологГасникова В.Г....
Пособие для родителей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
Пособие для родителей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"...