Учебно-методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Крылова Мария Васильевна

Сенсорное развитие — это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств.

Перцепция — прием сенсорных (чувственных) раздражителей и их переработка в высших отделах головного мозга.

Развитие сенсорного восприятия напрямую зависит от перцептивных способностей ребенка. Необходимыми условиями для их развития служат оптимальная деятельность мозга, анализаторных каналов, осуществляющих перцептивные процессы и достаточная сенсорная стимуляция.

Данное пособие просто в изготовлении и позволяет решать многие задачи коррекционного обучения, в первую очередь - коррекцию сенсо-моторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно –методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР ) « Ананасик » Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга Разработала у читель-дефектолог Крылова М.В.

Слайд 2

Учебно – методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) Сенсорное развитие — это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств. Перцепция — прием сенсорных (чувственных) раздражителей и их переработка в высших отделах головного мозга. Развитие сенсорного восприятия напрямую зависит от перцептивных способностей ребенка. Необходимыми условиями для их развития служат оптимальная деятельность мозга, анализаторных каналов, осуществляющих перцептивные процессы и достаточная сенсорная стимуляция. Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств; активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанны с деятельностью, выполняемой человеком. Составной частью восприятия являются движения: движения глаза, рассматривающего предмет, движения руки, ощупывающий предмет или манипулирующей с ним, движения голосового аппарата, воспроизводящего слышимый звук и т.д.

Слайд 3

Дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей сенсомоторного развития. Сенсомоторное развитие детей с ЗПР осуществляется в разных формах, но основной формой организации работы по сенсорному развитию детей являются комплексные игровые занятия в форме игр с использованием дидактических пособий. В коррекционной работе с детьми важно уделить внимание формированию операционного обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, оптимизации и коррекции межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга. Развитие соматогностических , тактильных и кинестетических процессов Игры и упражнения могут базироваться на позно -жестовой ( в том числе мануальной) компоненте. Это воспроизведение ребенком вслед за взрослым различных ручных поз, показ вслепую разных участков тела: «Повтори позу», «Угадай часть тела и запомни ее название», «Телесные фигуры, буквы, цифры», «Предметы с различной фактурой поверхности», «Ощупывание и распознавание предметов», «Ощупывание фигурок».

Слайд 4

"Чудесный мешочек" - это увлекательная сенсорная игра на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет по характерным внешним признакам, его форму, размер и материал из которого он сделан. Также ее можно использовать для развития речи и воображения . Педагогами очень часто используется это пособие в различных вариантах изготовления. Классический «Чудесный мешочек» представляет собой мешочек, сшитый из непрозрачного материала, который наполняется (в зависимости от цели занятия) различными фигурками, деталями конструктора, деталями, различающимися по фактуре и т.п.

Слайд 5

Для меня как педагога было интересно придумать что-то свое. Часто дети, особенно на начальных этапах обучения стремятся использовать две руки для ощупывания предмета, что очень полезно в связи со сказанным выше о межполушарном взаимодействии. Также я замечала, что некоторые дети, особенно с особенностями поведенческой и эмоциональной сфер, настороженно относятся к непрозрачному мешочку, куда нужно просунуть руку. Ну и наконец, мне нравятся полифункциональные пособия, которые можно использовать на различных занятиях, наполняя их новым содержанием. Так возникла идея создания аналога «Чудесного мешочка» . Показав его в первый раз детям, я попросила придумать ему название или выбрать из предложенных мной. Фаворитами стали «Зубастик» и « Ананасик ».

Слайд 6

Изготовление и материалы Для изготовления данного пособия вам потребуется: 5 литровая бутылка из-под питьевой воды, фетр ( можно заменить салфетками для уборки, купленными в хозтоварах ), ножницы, лента «Липучка», клеевой пистолет, глазки и носик(распечатки на бумаге, заламинированные ). - На бутылке производится разрез по окружности, на высоте 2\3 от основания, не дорезая до конца. На тыльной стороне остается непрорезанным примерно 10 см. Таким образом мы получаем откидывающуюся «Голову». - На бутылке делаются еще две округлые прорези по бокам бутылки на высоте около 10 см и диаметром 10-12 см. - Для обеспечения более комфортного и безопасного пользования необходимо все срезы закрыть фетром, сделать обработку с помощью полосок, прикрепленных с использованием клеевого пистолета. Фетр также составляет внутреннюю поверхность пособия, делая его непрозрачным по бокам, а дополнительные «крылышки» не позволяют ребенку заглядывать сбоку. Декоративный «хохолок» придает пособию особую эмоциональную окраску. Лента «Липучка», прикрепленная по окружности внизу пособия увеличивает варианты его использования.

Слайд 7

Варианты использования учебно-методического пособия « Опиши предмет» - описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет ). «Найди пару» -достать из мешочка одну из фигурок и затем, на ощупь, найти такую же вторую . «Найти заданный предмет» -игрушку, геометрическую фигуру и др предметы . «Найти предмет по материалу» –резиновый, пластмассовый, деревянный и др . «Узнай и назови» - геометрическую фигуру, букву, цифру . «Большой -маленький» - выбрать мелкие предметы или, наоборот, только большие «Найди столько, сколько обозначает цифра» – на липучку прикрепляется цифра, а ребенку предлагается выбрать столько же предметов. «Сколько» – решение задач с закрытым результатом. « Ананасик » решил съесть 2 картинки, а потом еще одну, сколько картинок он съел? « Прожорка » – дети кладут внутрь заданные предметы по определенному признаку ( цвет, форма, обобщающее слово)

Слайд 8

10. «Реши пример» - ребенку предлагается выложить запись примера на «липучке», одновременно производя действия с предметами внутри. 11. «Плоский/объемный» – на липучку прикрепляется плоскостное изображение фигуры и предлагается найти аналогичную объемную ( квадрат/кубик) Данная игра многогранна, все зависит от вашего воображения и стоящих перед вами задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

предлагаю родителям и воспитателям познакомиться с несколькими играми,способствующими сенсорному развитию ребенка дошкольного возраста...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК"

Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования...

"Дары природы" игровое пособие для сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Взаимосвязанные развивающие сенсорные игрушки«Лесной пенёк» и«Арт-чемодан» для развития детей дошкольного возраста.Автор педагог-психологГасникова В.Г....

Пособие для родителей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"

Пособие для родителей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"...