Индивидуальные различия детей в возрасте до трех лет
консультация (младшая группа) на тему

Пригоркина Татьяна Васильевна

Индивидуальные различия в раннем возрасте не являются кажущимися или поверхностными. Данные психологических исследований убеждают, что с момента рождения дети обладают огромными индивидуальными различиями в том, как они перерабатывают жизненный опыт, в степени своей чувствительности к различного рода стимуляторами, в присущем им темпе, в способах естественного принятия новых ситуаций и многом другом. Важно знать и понимать индивидуальные особенности детей, чтобы планировать взаимодействие с ним для поддержки его развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные различия детей в возрасте до трех лет

Индивидуальные различия в раннем возрасте не являются кажущимися или поверхностными. Данные психологических исследований убеждают, что с момента рождения дети обладают огромными индивидуальными различиями в том, как они перерабатывают жизненный опыт, в степени своей чувствительности к различного рода стимуляторами, в присущем им темпе, в способах естественного принятия новых ситуаций и многом другом. Важно знать и понимать индивидуальные особенности детей, чтобы планировать взаимодействие с ним для поддержки его развития.

Аннелизе Корнер и ее коллеги обследовали 2-4-дневных младенцев еще в родильном доме до того как произошли сколько-нибудь существенные взаимодействия между детьми и их родственниками. Они обнаружили пять существенных различий. Младенцы существенно отличаются друг от друга по тому:

  • сколько они плачут. Это не зависит от того, что делает воспитатель.
  • как легко и быстро они могут успокоиться, и сколько это состояние продолжается. Они также различаются по тому, что именно их успокаивает.
  • насколько они ласковы и любят прижиматься к человеку, который их держит.
  • насколько они могут утешить и поддержать себя сами.
  • Насколько они чувствительны к внешней стимуляции.

Это означает, что младенцы различаются по количеству стимуляции, которое им необходимо, чтобы заинтересоваться чем-либо и по тому количеству стимуляции, которое они могут выдержать до наступления состояния дискомфорта. Эта разница, в частности, повлияет на то, каким будет для ребенка познание окружающего мира – радостным, комфортным, угрожающим или безучастным.

Существуют младенцы с низким порогом чувствительности. Это означает, что малейшей стимуляции, легчайшего шума или какого-либо зрелища или запаха достаточно, чтобы привлечь их внимание. Такие дети типичное детское учреждение с постоянными разговорами, шумом, перемещениями и т.п. могут воспринимать как угрожающее. Очень чувствительные дети нуждаются в помощи понимающего компетентного взрослого, который защитил бы их от чрезмерной стимуляции до тех пор, пока они не подрастут и не смогут сами моделировать окружающую среду.

Младенцы с высоким порогом чувствительности напротив  нуждаются в значительной стимуляции для привлечения их интереса. Иногда в детском учреждении мы увидим ребенка, сидящего тихо или отдельно от других. Он ничем не занимается, ни с кем не общается. Ребенок, о котором иногда легко забыть. Эти дети требуют более осознанной работы со стороны взрослых для того, чтобы включить их в игру, помочь им заинтересоваться окружающим миром. В таком случае стимуляция должна быть весьма сильной, чтобы ребенок вступил в контакт.

Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

                                                                          (Психологический словарь)

С. Чесс и А. Томас понимали под темпераментом «характерный темп, затраты энергии, концентрацию, настроение и ритм, которые прослеживаются в поведении отдельного ребенка независимо от контекста  его жизни и делают его типичным. Они исследовали, могли ли дети иметь врожденные различия темпераментов до того, как они вступили в какое-либо взаимодействие со своей средой. Наблюдения за экспериментальной группой от 0 до 35 лет. Выяснилось, что некоторые характеристики темперамента можно сгруппировать следующим образом:

  • Биологический ритм (после нескольких месяцев жизни ребенок естественным образом вырабатывает свой режим работы пищеварительного тракта, еды и сна).
  • Общее настроение.
  • Реакция ребенка  на новую или меняющуюся ситуацию.
  • Адаптируемость – как ребенок адаптируется для достижения комфорта, независимо от первоначальной реакции на новую или изменяющуюся ситуацию.
  • Интенсивность настроения – насколько интенсивны реакции ребенка как положительные так и отрицательные.

По исследованиям И.П. Павлова и его последователей, научно доказана непосредственная и прямая зависимость типа темперамента от общего типа нервной системы. Хотя у людей одного и того же темперамента степень выраженности отдельных его свойств может быть различной. Отдельные свойства темперамента изменяются по качеству и степени выраженности в течение всего процесса развития ребенка.

Важно, чтобы взрослые расценивали темперамент как один из факторов, работающих на результат.

Вывод. Маленький ребенок не может регулировать свои реакции, определяемые своим темпераментом. В то время как взрослый может приспособить свое поведение, так же как физическую среду, с тем, чтобы наилучшим образом оказывать поддержку ребенку. Эта ответственность возлагается на взрослых.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет

Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет  по  пяти образовательным областям...

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДВУХ-ТРЕХ ЛЕТ

У детей 2-3 лет начинается период активного развития социальных навыков. Они общаются со взрослыми, заводят друзей на площадке и в детском саду....

О внедрении мобильных массовых открытых курсов по вопросам раннего развития детей в возрасте до трех лет

По заказу Министерства просвещения Российской Федерации 18 ноября 2019 года в рамках реализации проекта «Создание мобильных массовых открытых курсов по вопросам раннего развития детей в возрасте...

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО.  Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

Методические рекомендации по индивидуальным различиям детей для воспитателей

Методические рекомендации по индивидуальным различиям детей для воспитателей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ"

Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно из...