Рекомендации для родителей старшей группы 4 неделя мая "Скоро лето. Насекомые. Цветы на лугу"
консультация (старшая группа)

В рекомендациях для родителей размещается:

Минимальный словарь по теме недели

Формирование слоговой структуры

Пальчиковая гимнастика 

Координация речи с движением 

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме недели

Развиваем связную речь

Художественная литература и иллюстративный материал

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_may_4_na_sayt.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Май 4-я недели

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА
«ЛЕТО. НАСЕКОМЫЕ. ЦВЕТЫ НА ЛУГУ»

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА:

Существительные: лето, июнь, июль, август, дождь, жара, солнце, трава, деревья, отдых, отпуск, погода,  радость, веселье, купание, пляж, загар, цветы, грибы, ягоды, лес, речка, море, поход, панама, сарафан, босоножки, сандалии, велосипед, лодка, удочка, ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха, астра, колокольчик, ромашка, пион, гвоздика, тюльпан и т.д.

Глаголы: цвести, расти, выращивать, собирать, отдыхать, загорать, плескаться, печет, плавать, купаться, нырять, играть, кататься.

Прилагательные: солнечный, жаркий, летний, теплый, дождливый, прохладный, замечательный, долгожданное, изумрудная, свежая, приятные, душистые, ароматные.

Наречия: тепло, жарко, прохладно, свежо, весело, ярко.

Антонимы: холодный – жаркий, солнечный – дождливый, тепло – свежо.

Подбор родственных слов: отдых, море, ягода, жара.

Проблемные вопросы:

Почему весна приходит после зимы, а не после осени?

Почему так называют: садовник, качели, зелень, босоножки, купальник.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: ягоды – спелые.

2. Образование множественного числа существительных. Пляж – пляжи.

3. Согласование числительных, местоимений. наречий с существительными. Одна удочка, моя лодка, много рыбы.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Винительный, Предложный падежи.)

– Варенье (предлог «из»: варенье из клубники, из смородины).

– Что соберём? (землянику, малину).

– На лугу (поймал жука, стрекозу).

– Что возьмёшь? (возьму сачок, удочку).

– Где отдыхаешь? (предлоги «в», «на»: в деревне, на море).

– На чём катаемся? (предлог «на»: на велосипеде, на лодке).


КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ  «СОЛНЫШКО»

Вот как солнышко встает

Выше, выше, выше (поднять руки вверх, потянуться).

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже (присесть на корточки, руки опустить на пол).

Хорошо, хорошо солнышко смеется,

А под солнышком нам весело живется (хлопать в ладоши).

КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ «ДОЖДЬ»

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ «ДОЖДИК»

Кто там топает по крыше?          (Пальцы правой руки по очереди касаются

Кап-кап-кап-кап.                      поверхности ладони другой руки)

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Кап-кап-кап-кап.

Я усну теперь едва ли.

Кап-кап-кап-кап.

Может дождик подковали?

Кап-кап-кап-кап.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА  «ЛЕТО»

 (загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре  - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!

 Задания и упражнения по теме:

Приметы лета:

– лето – самое теплое время года, потому что солнце летом яркое и жаркое;

– летом дуют теплые ветры и идут теплые дожди;

– дни летом длинные, а ночи – короткие;

– летом люди легко одеваются;

– летом дети много гуляют, отдыхают за городом, ездят на море, купаются и загорают.

1. «Один – много» Ягода – ягоды – ягод; Удочка – удочки – удочек и т.д.

2. «Сосчитай»

3. «Назови ласково»

4. «Составь предложение»

Вырос, поляне, на, василек.

Купаются, реке, дети, в.

На, села, бабочка, цветок.

5. «Подбери слово-действие»

Солнце ….  ярко.

Лес … красивый.

Река … быстро.

Ягоды … в лесу.

Цветы … на лугу.

Стрекоза … над водой.

Муравейник … муравьи.

Птицы … весело.

6. «Подбери слова»

Большое – солнце, море…

Большой – муравей…

Большие – облака…

Большая – поляна…

7. «Закончи предложение»

Муха разносит…(болезни)

Пчела собирает…(мед)

Комар кусает…(человека)

Бабочка летает…(над цветком)

Жук грызет…(кору)

Божья коровка поедает…(тлю)

8. «Подбери слово – признак»

ЛЕТО – какое? жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.

СОЛНЦЕ – ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.

9. «Составь предложение»

Работа с предлогами:

Картинки: дерево, цветок, куст, дом, гриб, птичка, ветка, гнездо, бабочка, ромашка, стрекоза, пчела.

Над цветком порхает бабочка.

Между деревьями растет куст.

Из-за дерева выглядывает мальчик и т.д

10. «Что около?»

Составление предложений с предлогом ОКОЛО.

Около муравья ромашка и дерево.

Около самоката лодка и речка. И т.д.

11. Составление предложений о «дружбе» по двум опорным картинкам:

Лето «дружит» с ромашкой, а со снеговиком «не дружит».

Лето «дружит» с самокатом, а с санками «не дружит».

Лето «дружит» с цветами, а со снегом «не дружит».

Лето «дружит» с грибами, а с листопадом «не дружит».

Лето «дружит» с радугой, а с лыжами «не дружит».

Лето «дружит» с солнышком, а со снегопадом «не дружит».

Лето «дружит» с насекомыми, а с ледоходом «не дружит».

Лето «дружит» с роликами, а с коньками «не дружит».

Лето «дружит» с грозой, а с сосульками  «не дружит».

Лето «дружит» с шортиками, а с шубой «не дружит».

12. «Бывает – не бывает»

Летом дети катаются на санках.

Зимой дети лепят снежную бабу.

Осенью люди убирают урожай.

Зимой на деревьях распускаются почки.

Весной дети играют в снежки.

Летом дети загорают и купаются.

Летом дети катаются на лыжах.

13. «Ответь на вопрос КАК?»

Утром светло, а днем еще…(светлее)

Вечером темно, а ночью еще… .

Осенью холодно, а зимой еще… .

Весной солнце светит ярко, а летом еще… .

Весной птицы поют звонко, а летом еще… .

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Воспитатель называет слово, дети подбирают рифмующиеся с  ним слова.  Например: одуванчик – диванчик – стаканчик...

кочка – бочка – строчка...

Игра «Хлопаем – топаем»

Цели:  совершенствовать навык анализа речевого потока на  слова.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   послушать  предложения о лете. Если  они согласны с выражением,  пусть хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.

Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь – первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

Игра «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»

Цели:  развивать слуховое внимание, мышление, чувство рифмы; совершенствовать мелкую моторику, творческое воображение.

Ход   игры.  Воспитатель   загадывает   детям   загадки,   дети  отгадывают их и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.

Например:

— Ребята,  сейчас мы с вами будем рисовать картину.  Отгадайте, какое время года будет на ней изображено?

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро  теплом согрето,

Всех зовет  купаться... (лето).

—Правильно на картине будет изображено лето.

А теперь слушайте загадки и рисуйте отгадки (автор Е.Савельева)

Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в  оконце,

Радостно сияя, ...  (солнце).

Они легкие, как вата,

По  небу плывут куда-то.

Держат путь издалека

Каравеллы — ... (облака).

Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

Омывая берега,

По полям  течет... (река).

Он поплачет над садами —

Сад  наполнится плодами.

Даже  пыльный подорожник

Рад умыться  в летний... (дождик).

 

Поле летом покраснело.

Яркий,  как победный флаг,

Нам головкой  машет смело

Бархатистый  красный... (мак).

(Н. Иванова)

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать слуховое  внимание, речевой слух; формировать грамматический строй речи (умение   подбирать   однокоренные слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и  повторить его по памяти. После этого дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему.

Например:  Лето, летний, лететь.                 Трава, травяной, трамвай, травушка.

Дождь, дождливый, ждать, дождить.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к заданным.

Игра «Исправь ошибки»

Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи  (согласование прилагательных с существительными).

Ход  игры.  Воспитатель   предлагает   детям   внимательно  прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.

Например:

(голубая) колокольчик — голубой колокольчик

(душистый) земляника — ...

(тёплый) солнышко — ...

(летнее) дождик — ...

Игра «Составь предложение из слов»

Цели: развивать слуховое  внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов составлять предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока  (предложений на слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов  и составить из них предложения. Например:

Ярко, лето, светить, солнце. – Летом ярко светит солнце.

Растёт, земляника, поляна, на.  На поляне растёт земляника.

Игра «Поймай и раздели»

Цели:   совершенствовать   навык   слогового   анализа   слов,  закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.

Ход   игры.  Дети   встают   круг.   Воспитатель   бросает   мяч  одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет  количество слогов в нём. Например:

Сол-ныш-ко – три, тра-ва – два, ра-ду-га – три, реч-ка – два, дож-дик – два... 

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры.   Воспитатель предлагает детям «поймать звук»,  дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится  (в начале,  в середине или в  конце слова). Например:

Звук [г]:  радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода,  насекомые;

Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Загадки-описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рассказы.

Рассказы по темам:

– Признаки лета.

– Чем тебе нравится лето?

– Лето в лесу.

– Отдых у моря.

– Докажи, что на картинке лето.

– В деревне у бабушки.

Игра «Объясни пословицу»

Цели:  актуализировать словарный запас по теме, развивать  связную речь.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   послушать   и  объяснить пословицы и поговорки.

 Что летом родится, зимой пригодится.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Одна пчела много мёду не наносит.

Готовь летом сани, зимой – телегу.

ТЕКСТ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА

КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал,  кричит:

— Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл  подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку.  Присел он на корточки,  за  рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

— Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила,  спрашивает:

— Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего!

Смеётся мама:

— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

                                                                                                               Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку?

Кто  пошёл на речку с мамой?

 Почему  Вася потянулся к воде?

Удалось ли  Васе поймать рыбку?

Что сказала  мама?

ЗАГАДКИ:

Красная девушка в окошко глядит. (Солнце).

Разноцветное коромысло через речку повисло. (Радуга)

У нас над двором краюха висит.

Была рожком – стала кружком. (Луна)

Лишь солнце погасло и стало темно,

Как по небу кто-то рассыпал зерно.  (Звезды на небе)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер).

На землю падает, а от земли не отлетает. (дождь)

Зимой по ней ходят, а летом – ездят. (Река)

По морю идет, до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна)

Гладкое, а не поле.

Синее, а не море. (Небо)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

Дождь прошел, а я осталась

На дорожках во дворе.

Воробьи во мне купались

На потеху детворе.

Но до завтрашнего дня

Солнце высушит меня. (Лужа)

Воет, свистит,

Пыль поднимает,

Всех с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер)

Ног-то нет, а он идет.

Глаз-то нет, а слёзы льет.

Как придет да как расплачется,

Все под крышу сразу прячутся.

                                (Дождь).

Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (дождь)

Что за шар, алый шар

За рекой зажёг пожар?

Стала речка красноватой

От вечернего… ? (заката).

Нашумела, нагремела,

Всё помыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округе полила. (Гроза)

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост,

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

Вот по небу мчится конь-

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что вокруг земля дрожит. (Гром)

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет, будто из мешка?

(Тополиный пух)

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой –

И жёлт, и синь, и ал. (Луг)

Я конем железным правлю,

Если этого коня

Я к забору не приставлю,

Упадет он без меня. (Велосипед)

В тихую погоду

На нет нигде.

Ветерок подует-

Бежим мы по воде. (Волны)

Отвечай-ка, что за птица

Провожает корабли,

Рыбу ловит и кружится

Белой лентою вдали?

В загадке спрятался ответ!

Ты догадался или нет?

 (Чайка – спрятано в слове «отвечай-ка»)

По волану бьет ракетка,

Вновь ему лететь за сетку,

Вам назвать давно пора,

Что же это за игра? (бадминтон)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО ЛЕТО:

Лето – золотая пора, не теряй ни минуты зря.

Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.

Дождливое лето хуже осени.
Зимой морозы, а летом грозы.
Красное лето никому не наскучит.
Летний день зимнюю неделю кормит.
Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.
То, что лето собирает, всё зима подъедает.
Летом день пролежишь – зимой с сумой побежишь.
Летом всякий кустик ночевать пустит.
Не проси лета долгого, а проси теплого.
Плохо лето, если солнца нету.
Солнце летом греет, да зимой морозит.
Хорошо бы лето, только мухи заели.
То, что летом уродится – всё зимой пригодится.

Домашнее задание:

25.05 – 29.05.20 Лексическая тема: «Скоро лето. Насекомые. Цветы на лугу»

Теремкова. Альбом 4. Стр.20 №1,2; стр.22 №5,6; стр. 23 № 7 (рассказ записать в тетрадь)

Выучите с ребенком стихотворение. Покажите, как выразительно его можно прочитать.

                              ЛЕТО В ГОРОДЕ

Вот жара! Вот солнцепек!                                                                                          От жары асфальт потек.                                                                                                                На улице прохожие                                                                                       Спасаются мороженым.                                                                                                 В лужах плещутся скворцы,                                                                                                 А мальчишки-сорванцы                                                                                                       Под струю фонтана встали,                                                                                              И прогонишь их едва ли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей старшей группы по теме недели: "Встречаем птиц"

Рекомендации по играм с детьми, речевой материал, пальчиковые игры....

Рекомендации для родителей по теме недели "Встречаем Лето"

Для родителей воспитанников старшей группы...

Рекомендации для родителей старшей группы 3 неделя апреля "Труд людей весной. Откуда хлеб пришёл?"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Рекомендации для родителей старшей группы 2 неделя апреля "Космос"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Рекомендации для родителей старшей группы 4 неделя апреля "Телевидение. Почта"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Рекомендации для родителей старшей группы на период самоизоляции по лексической теме «Мир насекомых»

Цель: закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей приро...

рекомендации для родителей по тематической неделе "Здравствуй, лето"

Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот ...