Главные вкладки

    Рекомендации для родителей старшей группы 3 неделя апреля "Труд людей весной. Откуда хлеб пришёл?"
    консультация (старшая группа)

    В рекомендациях для родителей размещается:

    Минимальный словарь по теме недели

    Формирование слоговой структуры

    Пальчиковая гимнастика 

    Координация речи с движением 

    Лексико-грамматические игры и упражнения по теме недели

    Развиваем связную речь

    Художественная литература и иллюстративный материал

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon starshaya_gruppa_aprel_3_na_sayt.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Апрель 3-я неделя

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ. ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»

    РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА:

    Существительные: сад, огород, грядки, клумбы, семена, саженцы, рассада, лопата, грабли, теплица,  посадка, поле, лейка, сев, фермер, трактор, тракторист, плуг, борона, сеялка, зерно, пшеница, рожь, колос, комбайн, комбайнер,  мельница, мельник, мука, хлебозавод, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, бублик, пряник, печенье, крошки, корка, мякоть, сухарь…

    Глаголы: копать, сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, удобрять,  пересаживать, перекапывать: пахать, боронить, выращивать, убирать, жать, молоть, печь, продавать, резать, есть, беречь…

    Прилагательные: весенний золотой, свежий, мягкий, черствый, душистый, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный…

    Формирование слоговой структуры

    Спрячь в ладошки слоги (прохлопать или протопать слова по теме недели)

    Словообразование:

    – приставочных глаголов (копать, вскопать, перекопать);

    – существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (грядка, грядочка);

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ОТЛИЧНЫЕ ПШЕНИЧНЫЕ» 
    Мы печём пшеничные пироги отличные. 
    (Одну ладонь кладём на другую, потом наоборот – лепим пирожки.)
    Кто придёт к нам пробовать пироги пшеничные? 
    (Две ладони рядом, изображаем поднос с пирожками)
    Мама, папа, брат, сестра, пёс лохматый со двора. 
    (По очереди загибаем пальцы, начиная с большого)
    И другие, все, кто может, пусть приходят с ними тоже. 
    (Машем ладонями по направлению к себе – зазываем в гости)
    Тесто замесили мы,                 (Изображаем руками, как месят тесто) 
    Сахар не забыли мы,                 (Сыпем «сахар» щепоткой)
    Пироги пшеничные в печку посадили мы. 
    (Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд) 
    Печка весело горит, наша мама говорит: 
    – Крошки, что останутся,  воробью достанутся. 
    (Изображаем, как воробей клюёт крошки – указательным пальцем одной руки с ладони другой руки)

    (Из шведской народной поэзии) 

    КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ»

    Мы лопатки взяли,

    Землю раскопали.

    Грабли в руки взяли,

    Землю разровняли.

    Семена рядами

    Дружно мы сажали.

    Лейки в руки взяли,

    Грядки поливали.

    (Координация речи с движениями по тексту)

    Задания и упражнения по теме:

    1. Ответить на вопросы по теме «Весна».

    Какие приметы весны ты знаешь?

    Назови весенние месяцы.

    Какие заботы у людей весной?

    Какой  сельскохозяйственный  инвентарь ты  знаешь? Для чего он нужен?

    2. Продолжи предложение:

    Весной люди в огороде … (копают, перекапывают, убирают, сажают, … )

    3. Составь предложение с парами слов: копать – грядка, теплица – поливать.

    4. Объясни словечко: рассада, пересадка.

    5. Объясни пословицу: Весной не поработаешь – зимой не поешь.

    6. «Назови ласково»: сад - …, огород - …, грядка - …, парник - …, яблоня - …

    7. «Найди лишнее слово». Объясни свой выбор.

    март, апрель, май, ноябрь:

    медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок;

    бабочка, грач, шмель, пчела;

    грабли, вилка, лопата;

    трактор, лопата, грабли, вилы;

    копать, сажать, мариновать

    Беседа по теме:

    - Расскажите детям, какое значение имеет хлеб для людей, как много разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб.

    - Сформировать обобщающее понятие «злаки»: овёс, пшеница, рожь.

    - Во время завтрака или обеда обратить внимание детей на вкус, запах хлеба. Рассказать, из чего пекут хлеб, где его продают.

    - Рассмотреть зерно (по возможности), муку.

    - С детьми поговорить о труде колхозников, выращивающих хлеб.

    - Объяснить ребёнку значение слов: выращивать, пахать, молотить, сеять, убирать, косить, жать, молоть, печь.

    Игра «Узнай профессию»

    Кто работает на тракторе? – тракторист.

    Кто работает на комбайне? – комбайнёр.

    Кто пашет землю? – пахарь, землепашец.

    Кто выращивает хлеб? – хлебороб.

    Кто работает на мельнице? – мельник.

    Кто работает в пекарне? – пекарь.

    Игра «Скажи иначе»

    Хлеб по запаху (какой?) – пахучий, душистый, ароматный…

    Хлеб на вкус (какой?) – вкусный, приятный….

    Хлеб на ощупь (какой?) – свежий, мягкий, пышный, твёрдый…

    Булка (какая?) мягкая, тёплая, ароматная, свежая, пышная, белая…

    «Один-много»: Зерно – зёрна; колос – колосья; поле – поля; росток – ростки: батон – батоны; булка – булки; торт – торты.

    Зерно – зёрнышко; колос – колосок; поле – полюшко; росток – росточек; батон – батончик; булка – булочка; торт – тортик.

    Игра «Откуда хлеб пришёл?»

    - Откуда появляется хлеб на нашем столе? – из магазина,

    - А в магазин как попал? – из пекарни,

    - Что делают в пекарне? – пекут хлеб,

    - Из чего мука? – из зерна,

    - Откуда зерно? – из колоса пшеницы,

    - Откуда пшеница? – выросла в поле,

    - Кто выращивает зерно? – хлеборобы.

     «Из чего какие? (какая?)» Пироги: из пшеницы – пшеничные; из ржи – ржаные; из овса – овсяные; из гречихи – гречишные; из риса – рисовые.

    Мука: из пшеницы – пшеничная; из  ржи – ржаная; из овса – овсяная; из гречки – гречневая; из риса – рисовая.

    Пудинг: из пшеничной муки – пшеничный; из  ржаной муки – ржаной; из овсяной муки – овсяный; из гречневой муки – гречневый;  из рисовой  муки – рисовый

    ЧИСТОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ.

    Жок-жок-жок - это пирожок.

    Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

    Шки-шки-шки - мы любим пирожки.

    Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.

    Ач-ач-ач - вот калач.

    Чи-чи-чи - пекутся в печке калачи.

    Чи-чи-чи - мы любим калачи.

    Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

    СЧИТАЛКА О ХЛЕБЕ

    Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

    Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

    СТИХИ О ХЛЕБЕ.

    В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой

    Сила солнышка хранится и земли родной.

     И растёт под небом светлым, строен и высок,

     Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.

    (В. Орлов)

    Вот он Хлебушек душистый,  вот он теплый, золотистый.

    В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.

    В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

    Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

    В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем...

    Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

    (С. Погореловский)

    ЗАГАДКИ О ХЛЕБЕ

    Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.

    Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос)

    Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился,

    А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.

    Из зерна — в муку и тесто. В магазине занял место.

    Вырос он под синим небом, а пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»

    Какое море за селом волнует ветерок?

    В нем волны можно собирать, укладывать в мешок  (поле)

    Сто братьев в одну избушку воткнулись ночевать. (зерна в колосе)

    В землю крошки, из земли — лепешки.(зерно)

    Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

    Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

    Бьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня в огненной пещере,

    Режут меня ножами. за что меня так губят? За то, что любят. (Хлеб)

    Мнут и катают, в печи закаляют, потом за столом режут ножом. (Хлеб)

    Вот он – тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол –

    Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила,

    В нем – Чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)

    СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

    «Придумай предложение со словом …»

    Хлеб, зерно, пекарь

    «Закончи предложение»

    Чтобы вырос колос нужно …

    Чтобы получить муку нужно …

    Чтобы замесить тесто нужно …

    Чтобы получился вкусный хлеб нужно …

    «Откуда хлеб пришел?» Расскажи по порядку.

    Что общего и чем отличаются? САД и ОГОРОД; ГРЯДКА и КЛУМБА

    Чтение рассказа, ответы на вопросы:  

    ВЕСЕННИЕ ЗАБОТЫ

    Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свеклу. В саду - окопать деревья, обрезать сухие  стручки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень – с урожаем, а зима – с запасами.

     Вопросы:– Что делают люди в огороде?

                   – Что делают люди в саду?

                   – Для чего они все это делают?


    УЧИМ СТИХИ О ВЕСНЕ

              АПРЕЛЬ
    По полям бегут ручьи,
    На дорогах - лужи,
    Скоро выйдут муравьи
    После зимней стужи.
    Пробирается медведь
    Сквозь лесной валежник.
    Стали птицы песни петь.
    И расцвёл подснежник.
    (С.Маршак)

    МЕДВЕДЬ ПРОСНУЛСЯ

    Без печали, без тревоги
    Спал медведь в своей берлоге.
    Спал всю зиму до весны
    И, наверно, видел сны.
    Вдруг проснулся косолапый,
    Слышит— каплет...
    Вот беда!
    В темноте пошарил лапой
    И вскочил — кругом вода!
    Заспешил медведь наружу:
    Заливает — не до сна!
    Вылез он и видит: лужи,
    Тает снег...
    Пришла весна!
                                 (Г. Ладонщиков)

    Загадки про месяц Апрель:


    Яростно река ревёт
    И разламывает лёд.
    В домик свой скворец вернулся,
    А в лесу медведь проснулся.
    В небе жаворонка трель.
    Кто же к нам пришёл?
                             (Апрель)
                     

    Мишка вылез из берлоги,
    Грязь и лужи на дороге,
    В небе жаворонка трель
    - В гости к нам пришёл ...
                             (Апрель)
    В ночь - мороз,
    С утра - капель,
    Значит, на дворе ...(Апрель)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Труд людей весной. Откуда хлеб пришел

    календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Труд людей весной. Откуда хлеб пришел...

    Рекомендации для родителей старшей группы по теме недели: "Встречаем птиц"

    Рекомендации по играм с детьми, речевой материал, пальчиковые игры....

    Занятие по развитию речи дошкольников в старшей группе детского сада по теме: «Откуда хлеб пришел?»

    Основной целью развития речи дошкольников является овладение ребенком устной речью на родном языке — речью грамотной, выразительной, точной, правильной, а также формирование языковых способностей р...

    Рекомендации для родителей по теме недели "Дикие животные весной"

    Рекомендации для родителей. Тема "Дикие животные весной". В рекомендациях расписано чем можно заняться с ребенком, во время пребывания дома....

    Рекомендации для родителей по теме недели "Труд людей осенью"

    Рекомендации для родителей по теме недели "Труд людей осенью"...