Рекомендации для родителей старшей группы 3 неделя апреля "Труд людей весной. Откуда хлеб пришёл?"
консультация (старшая группа)

В рекомендациях для родителей размещается:

Минимальный словарь по теме недели

Формирование слоговой структуры

Пальчиковая гимнастика 

Координация речи с движением 

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме недели

Развиваем связную речь

Художественная литература и иллюстративный материал

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshaya_gruppa_aprel_3_na_sayt.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Апрель 3-я неделя

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ. ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА:

Существительные: сад, огород, грядки, клумбы, семена, саженцы, рассада, лопата, грабли, теплица,  посадка, поле, лейка, сев, фермер, трактор, тракторист, плуг, борона, сеялка, зерно, пшеница, рожь, колос, комбайн, комбайнер,  мельница, мельник, мука, хлебозавод, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, бублик, пряник, печенье, крошки, корка, мякоть, сухарь…

Глаголы: копать, сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, удобрять,  пересаживать, перекапывать: пахать, боронить, выращивать, убирать, жать, молоть, печь, продавать, резать, есть, беречь…

Прилагательные: весенний золотой, свежий, мягкий, черствый, душистый, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный…

Формирование слоговой структуры

Спрячь в ладошки слоги (прохлопать или протопать слова по теме недели)

Словообразование:

– приставочных глаголов (копать, вскопать, перекопать);

– существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (грядка, грядочка);

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ОТЛИЧНЫЕ ПШЕНИЧНЫЕ» 
Мы печём пшеничные пироги отличные. 
(Одну ладонь кладём на другую, потом наоборот – лепим пирожки.)
Кто придёт к нам пробовать пироги пшеничные? 
(Две ладони рядом, изображаем поднос с пирожками)
Мама, папа, брат, сестра, пёс лохматый со двора. 
(По очереди загибаем пальцы, начиная с большого)
И другие, все, кто может, пусть приходят с ними тоже. 
(Машем ладонями по направлению к себе – зазываем в гости)
Тесто замесили мы,                 (Изображаем руками, как месят тесто) 
Сахар не забыли мы,                 (Сыпем «сахар» щепоткой)
Пироги пшеничные в печку посадили мы. 
(Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд) 
Печка весело горит, наша мама говорит: 
– Крошки, что останутся,  воробью достанутся. 
(Изображаем, как воробей клюёт крошки – указательным пальцем одной руки с ладони другой руки)

(Из шведской народной поэзии) 

КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ»

Мы лопатки взяли,

Землю раскопали.

Грабли в руки взяли,

Землю разровняли.

Семена рядами

Дружно мы сажали.

Лейки в руки взяли,

Грядки поливали.

(Координация речи с движениями по тексту)

Задания и упражнения по теме:

1. Ответить на вопросы по теме «Весна».

Какие приметы весны ты знаешь?

Назови весенние месяцы.

Какие заботы у людей весной?

Какой  сельскохозяйственный  инвентарь ты  знаешь? Для чего он нужен?

2. Продолжи предложение:

Весной люди в огороде … (копают, перекапывают, убирают, сажают, … )

3. Составь предложение с парами слов: копать – грядка, теплица – поливать.

4. Объясни словечко: рассада, пересадка.

5. Объясни пословицу: Весной не поработаешь – зимой не поешь.

6. «Назови ласково»: сад - …, огород - …, грядка - …, парник - …, яблоня - …

7. «Найди лишнее слово». Объясни свой выбор.

март, апрель, май, ноябрь:

медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок;

бабочка, грач, шмель, пчела;

грабли, вилка, лопата;

трактор, лопата, грабли, вилы;

копать, сажать, мариновать

Беседа по теме:

- Расскажите детям, какое значение имеет хлеб для людей, как много разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб.

- Сформировать обобщающее понятие «злаки»: овёс, пшеница, рожь.

- Во время завтрака или обеда обратить внимание детей на вкус, запах хлеба. Рассказать, из чего пекут хлеб, где его продают.

- Рассмотреть зерно (по возможности), муку.

- С детьми поговорить о труде колхозников, выращивающих хлеб.

- Объяснить ребёнку значение слов: выращивать, пахать, молотить, сеять, убирать, косить, жать, молоть, печь.

Игра «Узнай профессию»

Кто работает на тракторе? – тракторист.

Кто работает на комбайне? – комбайнёр.

Кто пашет землю? – пахарь, землепашец.

Кто выращивает хлеб? – хлебороб.

Кто работает на мельнице? – мельник.

Кто работает в пекарне? – пекарь.

Игра «Скажи иначе»

Хлеб по запаху (какой?) – пахучий, душистый, ароматный…

Хлеб на вкус (какой?) – вкусный, приятный….

Хлеб на ощупь (какой?) – свежий, мягкий, пышный, твёрдый…

Булка (какая?) мягкая, тёплая, ароматная, свежая, пышная, белая…

«Один-много»: Зерно – зёрна; колос – колосья; поле – поля; росток – ростки: батон – батоны; булка – булки; торт – торты.

Зерно – зёрнышко; колос – колосок; поле – полюшко; росток – росточек; батон – батончик; булка – булочка; торт – тортик.

Игра «Откуда хлеб пришёл?»

- Откуда появляется хлеб на нашем столе? – из магазина,

- А в магазин как попал? – из пекарни,

- Что делают в пекарне? – пекут хлеб,

- Из чего мука? – из зерна,

- Откуда зерно? – из колоса пшеницы,

- Откуда пшеница? – выросла в поле,

- Кто выращивает зерно? – хлеборобы.

 «Из чего какие? (какая?)» Пироги: из пшеницы – пшеничные; из ржи – ржаные; из овса – овсяные; из гречихи – гречишные; из риса – рисовые.

Мука: из пшеницы – пшеничная; из  ржи – ржаная; из овса – овсяная; из гречки – гречневая; из риса – рисовая.

Пудинг: из пшеничной муки – пшеничный; из  ржаной муки – ржаной; из овсяной муки – овсяный; из гречневой муки – гречневый;  из рисовой  муки – рисовый

ЧИСТОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ.

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

Шки-шки-шки - мы любим пирожки.

Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.

Ач-ач-ач - вот калач.

Чи-чи-чи - пекутся в печке калачи.

Чи-чи-чи - мы любим калачи.

Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

СЧИТАЛКА О ХЛЕБЕ

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

СТИХИ О ХЛЕБЕ.

В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.

 И растёт под небом светлым, строен и высок,

 Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.

(В. Орлов)

Вот он Хлебушек душистый,  вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

(С. Погореловский)

ЗАГАДКИ О ХЛЕБЕ

Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос)

Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился,

А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто. В магазине занял место.

Вырос он под синим небом, а пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»

Какое море за селом волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок  (поле)

Сто братьев в одну избушку воткнулись ночевать. (зерна в колосе)

В землю крошки, из земли — лепешки.(зерно)

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами. за что меня так губят? За то, что любят. (Хлеб)

Мнут и катают, в печи закаляют, потом за столом режут ножом. (Хлеб)

Вот он – тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол –

Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила,

В нем – Чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

«Придумай предложение со словом …»

Хлеб, зерно, пекарь

«Закончи предложение»

Чтобы вырос колос нужно …

Чтобы получить муку нужно …

Чтобы замесить тесто нужно …

Чтобы получился вкусный хлеб нужно …

«Откуда хлеб пришел?» Расскажи по порядку.

Что общего и чем отличаются? САД и ОГОРОД; ГРЯДКА и КЛУМБА

Чтение рассказа, ответы на вопросы:  

ВЕСЕННИЕ ЗАБОТЫ

Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свеклу. В саду - окопать деревья, обрезать сухие  стручки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень – с урожаем, а зима – с запасами.

 Вопросы:– Что делают люди в огороде?

               – Что делают люди в саду?

               – Для чего они все это делают?


УЧИМ СТИХИ О ВЕСНЕ

          АПРЕЛЬ
По полям бегут ручьи,
На дорогах - лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь.
И расцвёл подснежник.
(С.Маршак)

МЕДВЕДЬ ПРОСНУЛСЯ

Без печали, без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит— каплет...
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил — кругом вода!
Заспешил медведь наружу:
Заливает — не до сна!
Вылез он и видит: лужи,
Тает снег...
Пришла весна!
                             (Г. Ладонщиков)

Загадки про месяц Апрель:


Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
                         (Апрель)
                 

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл ...
                         (Апрель)
В ночь - мороз,
С утра - капель,
Значит, на дворе ...(Апрель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Труд людей весной. Откуда хлеб пришел

календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Труд людей весной. Откуда хлеб пришел...

Занятие по развитию речи дошкольников в старшей группе детского сада по теме: «Откуда хлеб пришел?»

Основной целью развития речи дошкольников является овладение ребенком устной речью на родном языке — речью грамотной, выразительной, точной, правильной, а также формирование языковых способностей р...

Рекомендации для родителей по теме недели "Труд людей осенью"

Рекомендации для родителей по теме недели "Труд людей осенью"...

Рекомендации для родителей по теме недели «Дружат люди на планете».

Рекомендации для родителей по теме недели «Дружат люди на планете» для подготовительной к школе группы....

Рекомендации для родителей по теме недели «Жизнь людей в быту. Бытовая техника, инструменты»

Тема этой недели «Жизнь людей в быту. Наши помощники (инструменты и бытовая техника)». Предлагаем вам рекомендации для закрепления данной темы:Побеседуйте с ребёнк...