Занятие по развитию речи дошкольников в старшей группе детского сада по теме: «Откуда хлеб пришел?»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Елена Геннадьевна Волкова
Основной целью развития речи дошкольников является овладение ребенком устной речью на родном языке — речью грамотной, выразительной, точной, правильной, а также формирование языковых способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rr_hleb-vsemu_golova.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи дошкольников в старшей группе детского сада

по теме: «Откуда хлеб пришел?»

Цель: развивать диалогическую речь детей, побуждать к монологу

Задачи:

 - учить детей отгадывать загадки, составлять связный рассказ по серии сюжетных картин, учить понимать литературные выражения, народные пословицы;

 - активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова6 обогащать словарь детей;

 - закреплять умение произносить фразы с разной силой голоса и в разном темпе.

 Ход занятия

Педагог произносит русскую народную пословицу «Хлеб — всему голова» и предлагает детям объяснить ее значение.

 - Почему и в каких ситуациях мы так говорим?

 - А теперь отгадайте загадку.

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает загорелый.

Что это?

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили -

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто,

И его сперва месили, испекли -

И в магазине мы его себе купили.

На столе он занял место.

Что это?

Педагог читает стихотворение:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке!

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

  • Где можно купить хлеб? (в магазине)
  • Как называется специализированный магазин, в котором продают хлебобулочные изделия? (булочная)
  • Какой хлеб покупают в булочной? Из чего пекут хлеб? (из теста, которое делают из муки)
  • Откуда берется мука? (перемалывают зерно, которое выращивают люди на полях)

Перед детьми  - иллюстрации из серии «Откуда хлеб пришел».

  • Что происходит весной в поле?
  • Какие машины пашут землю?
  • Как называется машина, которая сеет зерно?
  • Какое зерно засевают? (рожь, пшеницу, овес...)

Физкультминутка «Колоски»

Колоски золоченые на ветру качаются,

На ветру качаются, низко наклоняются.

  • Ребята, а как вы думаете, что необходимо для роста и созревания колоска? (солнце, дождь и руки человека).

Маленькое зернышко бросают в землю. Лежит зернышко в земле — темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь. Зернышко набухло, лопнуло и показался росток. Пробил росток землю и потянулся к солнышку. Качается на ветру, тянется. Прошло время — росток окреп и появился колосок.

Колосок из зерна ржи какой? (ржаной)

Из зернышка пшеницы какой? (пшеничный)

Из овса какой? (овсяный)

Вот колоски и созрели.

Чистоговорка 

Не жалело солнце жара

Для хорошего загара,

И пшеница с рожью

Загорели тоже.

Давайте произнесем чистоговорку с разной силой голоса и в разном темпе.

  • Что значит «Пшеница с рожью загорели тоже?» (созрели)
  • Какие машины убирают хлеб?
  • Кто управляет комбайном?
  • Куда везут обмолоченное зерно?
  • Где из муки пекут хлеб?
  • Люди каких профессий участвуют в производстве хлеба?

Затем педагог предлагает составить связный рассказ по серии иллюстраций. Заслушиваются 2-3 рассказа.

 - Ребята, а как вы думаете, почему так говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» (много труда вложили люди разных профессий, чтобы хлеб оказался у нас на столе. Без труда не было бы у нас хлеба на столе.)

 - Что еще можно испечь из муки?

Дидактическая игра «С чем пекут пироги?»

Пирог с капустой — какой? (капустный)

Пирог с вишней - ?

С рисом - ?

С мясом - ?

С яблоком - ?

  • Назови хлеб ласково (хлебушек)

Итог Ребята, сегодня мы с вами поговорили о том, откуда хлеб пришел.

Предлагаю дома вам нарисовать путь хлебушка от зернышка до хлеба на нашем столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, тема: «Кукла Маша»

1Закреплять знания детей о домашних животных, Звукоподражание им....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Тема: «Весенняя прогулка в лес»

Выявить уровень развития у детей речевых умений:Отвечать на вопросы полным предложением;Составлять предложения по сюжетным картинкам;Читать наизусть знакомое произведение...

Конспект занятия по развитию речи для 1 младшей группы детского сада на тему: «Пересказ сказки «Курочка Ряба»

Цель: учить пересказу  знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого.Задачи:- развивать умение ориентироваться на признаки объекта;- уточнить и закрепи...

конспект открытого, интегрированного занятия развитие речи-аппликация в старшей группе детского сада - "Все профессии нужны, все профессии важны."

конспект открытого, интегрированного занятия в старшей группе  детского сада - "Все профессии нужны, все профессии важны."...