"Организация образовательного пространства в период дистанционного обучения: опыт, проблемы и их решения"
статья

Ирина Шишова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха "Детский сад комбинированного вида №15 "Золотой петушок"
 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Организация образовательного процесса в период дистанционного обучения: опыт проблемы и их решения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: педагог-психолог

Шишова И.Н.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха "Детский сад комбинированного вида №15 "Золотой петушок"

Доклад

«Организация образовательного процесса в период дистанционного обучения: опыт проблемы и их решения»

Составила: педагог-психолог

Шишова И.Н.

г. Балашиха

              Мы сейчас все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Это и: смена привычной жизнедеятельности, режима дня, спад физической активности, ограничение свободного передвижения по городу и, что немаловажно, мы все испытываем эмоциональные перемены.

Время диктует нам новые правила и подчас очень неожиданные для педагога-психолога формы работы. Работа психолога с детьми дошкольного возраста  должна выстраиваться в зависимости от их индивидуальных особенностей, должна носить характер непосредственного общения, во время которого можно реагировать на изменения настроения ребёнка и в зависимости от этого варьировать методы и приёмы коррекционно-развивающей работы.

Дистанционная форма работы не даёт таких возможностей, но, тем не менее, может осуществлять довольно продуктивное психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса.  Пришлось искать новые формы работы, о которых бы я хотела рассказать.

Хотя психологическая консультативная помощь наиболее эффективна при личном контакте, поскольку само человеческое общение является наиболее значимым для человечества в его развитии, но в  момент вынужденной самоизоляции актуальным стало дистанционное взаимодействие с семьями воспитанников и детьми. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью в сфере образования и новой ступенью в образовательном процессе.

В процессе  дистанционного взаимодействия с семьями воспитанников удалось расширить возможности и использовать новые формы работы это oflain развивающие занятия, online консультативная и  рекомендательная помощь посредством мессенджеров WhatsApp, Viber, соцсети Instagram, публикаций рекомендаций на личном сайте и  email почте, а так же  использовалась zoom конференция.

Считаю, что дистанционные формы взаимодействия в консультативной работе позволяют и в дальнейшем оказывать психологическую помощь дистанционно, используя новые онлайн технологии.

Недостатки дистанционного обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста:

             Но есть и минусы в такой деятельности. Это работа с детьми ОВЗ.

Переход на дистанционное обучение был очень стремительным и неожиданным. Никто к нему не был готов. Дистанционное обучение сильно поменяло обычный характер работы педагога-психолога. На первое место вышло общение с родителями, а не с ребёнком. По сути, большая часть контроля организации  процесса обучения легла на плечи родителей.

Но, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний становится крайне низкий.

Сам ребенок не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Очень часты моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;

Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков.

Работать психологом с детьми с ОВЗ сложно даже, когда находишься рядом с ними, ведь мне очень важно находиться в непосредственном контакте с ребенком. И во время работы приходится использовать разные виды помощи и подсказок, психологические методы (в виде поддержки, подбадривания) если ребёнок теряет уверенность в успехе своей деятельности, также  физические, когда педагог помогает ребенку сделать задание, поддерживая, например, руку или направляя карандаш.

В режиме онлайн вести такую работу невозможно. Если ребенок отвлекается или не может выполнить задание, помочь ему также трудно. Есть, конечно, много всевозможных развивающих игр для отработки некоторых навыков, но они не учат правильному произношению, и письму в тетради, а так же правильно держать карандаш.

Одной из серьёзных проблем онлайн обучения становится торможение развития коммуникативных навыков воспитанников их желания и умения общаться не только со взрослыми, но сверстниками, а также формирования у детей адекватной самооценки. Психолог проводит групповые и индивидуальные занятия с детьми общего развития и детьми ОВЗ на эмоционально-волевую и познавательную сферы.

В дистанционной форме же трудно научить, ребёнка и помочь ему снизить эмоциональную нагрузку в момент гнева и эмоционального всплеска, умению взаимодействия со сверстниками на занятии  и в свободной деятельности.

Я уверенна, что при работе с детьми с ОВЗ продуктивной и результативной будет только очная форма обучения.

Конечно, можно заниматься общим развитием ребёнка: учиться пересказывать, отвечать и задавать вопросы по прочитанному тексту. Но и опять же, уложиться в требования Сан.Пина 1занятие в день не более 15 минут все таки сложно, так как ребёнку требуется объяснение словесное и зрительное, иногда несколько раз, с перепроверкой того что он понял задание, а в дистанционной форме это сделать достаточно сложно.

Конечно, можно отправлять родителям задания, которые они будут распечатывать, чтобы потом по этим заданиям работать с ребёнком. Но, к сожалению, не у многих родителей есть такие возможности.

Трудности в работе были и родителей воспитанников, в которых ограничены возможности по использованию техники (компьютера, телефона) как с материальной точки зрения, так и условий работы интернета. В частности, это плохая связь из-за удалённости, к тому же многие семьи уехали за город. Кроме того, как правило, в семьях имеются старшие дети  школьники или студенты, которым так же необходимы данные ресурсы для обучения.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что форма дистанционного обучения необходима в условиях, когда невозможен личный контакт педагога и воспитанника, но не может полностью заменить собой традиционную форму обучения и воспитания детей. Опыт использования дистанционного образования в ДОУ требует доработок. Однако хочется верить, что  опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад. 

И любые трудности можно преодолеть только при условии тесного взаимодействия и заинтересованного отношения всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средняя группа. Рекомендации родителям по образовательной деятельности на период дистанционного обучения .

Уважаемые родители, буду очень рада , если вы будете присылать мне фотографии педагогической деятельности!...

Старшая группа.Рекомендации родителям по образовательной деятельности на период дистанционного обучения .

Уважаемые родители предоставляю Вам рекомендации по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности «Приключение кляксы»....

Рекомендации родителям по образовательной деятельности на период дистанционного обучения с 13.04 по 17.04.2020г

Рекомендации родителям по образовательной деятельности на период дистанционного обучения...

Рекомендации родителям по образовательной деятельности на период дистанционного обучения с 21 по 24 апреля 2020г

Рекомендации родителям по образовательной деятельности на период дистанционного обучения с 21 по 24 апреля 2020г...

Рекомендации родителям по образовательной деятельности на период дистанционного обучения с 27.04 по 30.04.2020г

Рекомендации родителям по образовательной деятельности на период дистанционного обучения...

Рекомендации родителям по образовательной деятельности на период дистанционного обучения с 6 по 8 мая

Рекомендации родителям по образовательной деятельности на период дистанционного обучения  с 6 по 8 мая...