03.07.2020 Играем - речь развиваем! (Подбор игр, артикуляционной гимнастики) #сидимдома
консультация

Гиззатуллина Лариса Петровна

Нам упорно внушают, что чтобы развивать ребенка надо обязательно проводить с ним «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно, водить в студии раннего развития и тратить деньги на множество развивающих игр, игрушек и «учебников» для малышей. Это миф!

Речь ребенка прекрасно развивается в интересном для малыша общении, которое можно организовать дома по ходу обычной жизни без лишних затрат денег, времени и сил. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

20 ИДЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТЫХ МАМ



Нам упорно внушают, что чтобы развивать ребенка надо обязательно проводить с ним «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно, водить в студии раннего развития и тратить деньги на множество развивающих игр, игрушек и «учебников» для малышей. Это миф!

Речь ребенка прекрасно развивается в интересном для малыша общении, которое можно организовать дома по ходу обычной жизни без лишних затрат денег, времени и сил. 

Предлагаем 20 идей по созданию развивающей речевой среды дома:

1. В общении с детьми старше 3 лет чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.). 

Например: «Поставь обувь на место. Давай расставим посуду на столе – какую посуду поставим для завтрака? Какой транспорт ты видел на прогулке с бабушкой? Отгадай, из каких фруктов приготовлен компот? Отгадай, какие овощи я купила в магазине. Давай положим одежду на место. Помоги папе достать инструменты».

Исследования доказывают, что лучше всего и без труда усваивают обобщающие слова дети, которые часто их слышат от близких взрослых в повседневной жизни. 

2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал - воспроизводил мысли взрослых. 

Например, абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты. 

Для этого давайте купим в магазине вместе с ребенком несколько настоящих овощей для супа и салата, по дороге домой обсудим с малышом, чем эти овощи отличаются друг от друга (по размеру, по цвету, по вкусу, по форме, по характеру поверхности – гладкий или нет). Потом вместе с ребенком выложим все овощи, рассмотрим их и найдем, чем они похожи друг на друга. И выведем вместе с малышом свое собственное определение – что такое овощи. 

Вопрос к ребенку, который нам поможет – чем похожи друг на друга все овощи? 

Например, все овощи похожи друг на друга тем, что:
а) растут на огороде на земле или в земле, 
б) их выращивают люди, сами по себе они не растут,
в) овощи съедобные - из них готовят супы, пюре, рагу и т.д. 

Сделайте вместе с малышом вывод – какие растения называются овощами. 

Затем понадобится лишь закрепить представления ребенка по ходу жизни, задавая вопросы типа «Отгадай, из каких овощей я сварила суп?», « Какие овощи принес папа из магазина?», «Я загадала овощ, отгадай, какой?». И еще - поиграть в магазин, где ребенку надо будет выложить овощи и фрукты на разные прилавки. Аналогичным образом можно обсудить с ребенком и другие обобщающие слова (мебель, посуда, одежда и т.д.) и уточнить их. 

3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом. 

Совершенно не нужно покупать для этого специальные картинки. Можно по дороге в детский садик сравнить свою куртку и комбинезон ребенка – чем они похожи и чем отличаются. Сравнивайте детали, их форму, размер, цвет, материал.

Например: «У Ваниного комбинезона есть капюшон, а у маминой куртки капюшона нет. Куртка короткая, а комбинезон длинный. У куртки высокий воротник, а у комбинезона низкий воротник. У комбинезона есть манжеты, а у куртки нет» и т.д. Аналогично в следующий раз сравните обувь (ботинки и сапоги). Можно сравнить два дома, мимо которых Вы проходите (сколько этажей и подъездов, какие окна и балконы, что находится на первом этаже и т.д.). Во время приготовления обеда сравните кастрюлю и сковороду, чашку и стакан, назовите их части, форму, цвет, материал, назначение. На прогулке сравните троллейбус и автобус, грузовую и легковую машину, ель и сосну, березу и дуб.

Подобные задания развивают не только речь, но и внимание, восприятие, мышление ребенка.

4. Помните! Развивается то, что тренируется. 

Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его опыта. По дороге в детский сад, к бабушке или в гости спросите, чем он хочет заняться, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие – меньше. Утром – попросите рассказать сон, который ему снился или вечером придумать интересный сон. Обсудите, как он хочет провести выходные, какие игрушки ему понадобятся на прогулку, как он собирается поиграть. А вечером после садика обязательно поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился. Папе вечером расскажите вместе с малышом о событиях дня, о книжках, которые Вы читали (перескажите самый интересный и полюбившийся фрагмент). 

Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и понятно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта. 

5. Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал…? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? А ты? Чем всё закончилось?). Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: «Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда… Мы прочитали книжку о …». Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.

6. С 4 лет используйте ситуацию «письменной речи». 

Нет, это не малыш пишет. Это Вы пишите под диктовку ребенка придуманный им рассказ для друга или письмо папе. Это очень действенный способ развития речи, т.к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание. Давайте начало фраз: «Сегодня мы были….где? Там мы видели…? Они были…. Мы стали….. И уточки….». Постепенно Вы заметите, что речь ребенка стала более связной, и ребенок стал легко строить цельный текст – рассказ о событии.

7. Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия.

Когда Вы собираетесь на прогулку или кормите ребенка, проговаривайте, что Вы делаете, называя точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, гладкий, блестящий, шероховатый, мягкий, твердый): «А сейчас возьмем полотенце и вытрем Ванечку. Вот какое у нас полотенце – мягкое, пушистое, белое. Где у Вани ручки? Вот ручки. Давай вытрем ручки» и т.д. Не важно, что ребенок еще не говорит или плохо говорит. 

Комментированием Вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка. Это воздастся сторицей, когда он начнет разговаривать.

8. Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи. 

Вместо того чтобы сказать «надевай штаны» назовите предмет точно – «надень брюки (или – джинсы, шорты, рейтузы, колготки). Это поможет малышу научиться сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи. Рассмотрите вещи в доме. Чем отличаются и чем похожи брюки и рейтузы? Чем похожи и чем отличаются берет и кепка (панамка)? Чем похожи и чем отличаются чашка, стакан и бокал? Стул, табуретка и кресло? Такие упражнения в повседневной жизни – мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.

9. С 4 лет и старше малышу очень нужно общение со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре.

Анализ речи малышей показывает, что когда ребенку нужно что-то объяснить сверстнику, помочь ему, показать и рассказать о чем-то, дети употребляют в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем на занятиях со взрослыми! А значит, формируется грамматический строй речи ребенка.

10. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. 

Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! И вилок много! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребенку 5-6 лет можно уже подсказать так: «Ты сейчас ошибся. Исправь себя сам!». Но всё равно его ошибки не повторять!

11. Сочиняйте сказки. 

Этим можно заниматься даже с трехлетками и прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте. Для самых маленьких понадобится Ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили – были… Они любили… Один раз …. Вдруг… Бабочка спросила…Тогда…И зверята решили…» и т.д. Такие сказки очень хорошо придумывать даже с малышами везде - в дороге, в очереди, в ситуации, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет.

Вы заметите через несколько месяцев такого сочинения, что малыш стал сам в своей речи употреблять слова - связки между предложениями, которые он услышал от Вас в сочинении сказок. 

12. Играйте с малышом в загадки. 

Играть можно «по пути», во время приготовления ужина, на прогулке, на детском празднике, то есть когда угодно и где угодно. Самые простые загадки, доступные для сочинения ребенком примерно с 4 лет строятся на сравнении. Например: «Он желтый как… (ребенок продолжает –«солнышко»), но не солнышко. Он пушистый как…. («вата»– продолжает ребенок), но не вата. Он пищит как …. (резиновая игрушка), но не игрушка. Кто это?» (Цыпленок). Или «Зеленый как…. (крокодил), но не крокодил. Прыгает как…. (заяц), но не заяц. Живет на пруде, но не (утка). Кто это? (Лягушонок)». 

Сочиняя загадки, ребенок учится перечислять признаки предметов в последовательности. 
Загадайте придуманную загадку папе, старшему брату, бабушке и дедушке. Сначала Вы будете начинать фразы, а ребенок заканчивать их. Постепенно он станет более активным и начнет придумывать их сам!

13. Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша.

Ребенку очень важно пощупать, потрогать, увидеть результат его речевого творчества. Согните несколько альбомных листов пополам и сшейте их. Подпишите красиво обложку. На каждой страничке сверху Вы приклеиваете картинку, а под ней пишите загадку, сказку или рассказ, придуманный малышом. Можно сделать книжку и более интересно оформленной – с использованием фотографий малыша, картинок из журналов и каталогов, его рисунками. Здесь простор для творчества!

14. Играйте с ребенком в рифмы.

Например: «Где ты, заинька, скакал?» (Маму с папой я искал), «Где ты, Машенька гуляла?» (Я цветочки собирала) и т.д. 

Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы.

15. Если ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так – «красныя платья» вместо «красные платья», «красивоя облако» вместо «красивое облако», «рисую краснЫМ ручкой» вместо «рисую красной ручкой»), то Вам поможет грамматическая игра. 

Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов:
«КрасивОЕ новОЕ – это платье или футболка? Отгадай!». 
«КрасивЫЙ новЫЙ – это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)»
«КрасивЫЕ новЫЕ – это брюки или куртка? (туфли или сумка)»
«КрасивАЯ новАЯ – это шапка или свитер? (юбка или платья)»

Если малыш ошибся, скажите: «Разве мы так говорим – красивОЕ футболка? Как мы говорим о футболке? Она какая? Правильно, красивАЯ. Значит, красивОЕ – это что? Да, платье». 

В эту игру можно играть и на прогулке: «ЗеленАЯ молодАЯ – это береза или дуб?», в магазине «СвежИЕ хрустящИЕ – это огурцы или арбуз?», в траспорте – «КруглЫЕ новЫЕ – это колеса или руль?». 

В игре малыш учится прислушиваться к окончаниям слов в речи и ориентироваться на них, правильно согласовывать слова в роде и числе.

16. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка. 

Это уже доказано в исследованиях неврологов. Мозжечок отвечает за артикуляцию звуков, координацию работы мышц, автоматизацию правильного произношения звуков. А развивается мозжечок только в активных действиях самого малыша. Поэтому очень важно, чтобы ребенок как можно раньше стал самостоятельным и много двигался, чтобы малыш научился уже в 8 месяцев пить из чашки, которую держит в руках взрослый. А в год - сам держал в руках чашку (брал в руки и пил из нее) и пользовался ложкой (взрослый докармливает). В более старшем возрасте полезны любые занятия, развивающие координацию движений – велосипед, скакалка, прыжки в резиночки, школа мяча, спортивные игры. 

17. Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения – эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую». 

Собирайте» их в волшебный сундучок – кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладет его в сундучок (используем красивые фишки). А потом «доставайте» из сундучка, когда сочиняете свои сказки. Спросите ребенка, о чем еще так можно сказать.

18. Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки. 

Иначе малыши не могут выделить отдельные слова и звуки из потока речи взрослых, и развитие активной речи задерживается. 

19. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио). 

Такой фон очень негативно влияет на развитие речи детей. Младенцы перестают активно лепетать и прислушиваться к своим звукам, а дети постарше перестают вслушиваться в речь.

20. В общении с самыми маленькими детьми чаще используйте народные потешки. 

Они идеально подходят для развития речи, так как в них повторяющиеся слоги находятся в сильной позиции (в начале или в конце фразы), и потому хорошо выделяются на слух малышом. А ритм, рифма, движение, многократное повторение действий помогают развитию активной речи ребенка, его желанию повторить слоги и слова за взрослым.

РАЗВИВАЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С НАМИ!



Предварительный просмотр:

20 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЛОГОПЕДА

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА
Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.

Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ
Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).

Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ
Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ
Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА
Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ
Ребенок владеет словом на двух уровнях:
понимает его – пассивный словарь,
говорит – активный.
Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ ЗВУК
Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).

Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ
Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.

Совет №17 — ЧИТАЙТЕ …
Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ
Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.

Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ
Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

РАЗВИВАЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С НАМИ!



Предварительный просмотр:

100 КНИГ, КОТОРЫЕ НУЖНО ПРОЧИТАТЬ РЕБЕНКУ ДО 7 ЛЕТ 


Как же все-таки приучить ребенка к чтению? Мы составили списки художественных книг для детей разного возраста, которые помогут полюбить читать.

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ) 

В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании. Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем кроха хорошо воспринимает ритм и умеет различать poдительские интонации. 

КАК ЧИТАТЬ? 

• В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором. 
• Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша. 
• Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ. 
• Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра. 
• Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение, отложите ее на денек. 

ЧТО ЧИТАТЬ? 

• Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире. 
• Стихи со звукоподражанием. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег» 
2. Аронзон Л. «Кому что снится» 
3. Барто А. «Игрушки» 
4. Бергельсон А. «Ура для комара» 
5. Берестов В. «Про машину», «Веселое лето» 
6. Благинина Е. «Стихи для детей» 
7. Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха» 
8. Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда» 
9. Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!» 
10. Майер Н. «Лесные смешинки» 
11. Маршак С. «Детки в клетке» 
12. Мошковская Э.Э. «Зоопарк» 13. Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких» 
14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка» 
15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского 
16. Степанов В.А. «Как живете? Что жуете?» 
17. Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет» 
18. Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года» 
19. Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа» 
20. Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять» 

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ 

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. В один прекрасный день вы, возможно, обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. В общем, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению! 

КАК ЧИТАТЬ? 

• Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном – всегда в одно и то же время. 
• Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории. 
• Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть. 
• Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, он понимает куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи. 

ЧТО ЧИТАТЬ? 

• Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим. 
• Небольшие стихотворения (4-12 строк). 
• Стихотворные загадки. 
• Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», – теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат» 
2. Гаршин В. «Лягушка-путешественница» 
3. Даль В. «Старик-годовик» 
4. Дональдсон Д. «Груффало» 
5. Заходер Б. «Мишка-Топтыжка» 
6. Левин В. «Глупая лошадь» 
7. Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки» 
8. Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет» 
9. Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?» 
10. Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка» 
11. Мориц Ю. «Крыша ехала домой» 
12. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица» 
13. Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя» 
14. Сеф Р. «Кто на кого похож» 
15. Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?» 
16. Толстой Л. «Сказки и рассказы» 
17. Тувим А. «Азбука», «Где очки» 
18. Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик» 
19. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр» 
20. Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь» 
21. Яснов М. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять» 

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ 

Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать – это еще не трагедия. Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально – и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку. 

КАК ЧИТАТЬ? 

• Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает. 
• Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз – так проще запоминаются детали. 
• Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам. 
• Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях, справочниках или интернете. 
• Сводите ребенка в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы. 

ЧТО ЧИТАТЬ? 

• Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести. 
• Истории в духе «добрым молодцам урок» – в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные. 
• Энциклопедии для дошкольников и младших школьников. 
• Обучающие пособия для подготовки к школе. 
vk.com/zaykinaskazka 
• Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Андерсен Г. Х. «Дюймовочка», «Сказка о стойком оловянном солдатике» 
2. Бажов В. «Серебряное копытце» 
3. Бернетт Ф. «Маленькая принцесса» 
4. Бианки В. «Рассказы о животных» 
5. Волков А. «Волшебник Изумрудного города» 
6. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города» 
7. Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка» 
8. Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке» 
9. Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной» 
10. Гэллико П. «Томасина» 
11. Доктор Сьюз «Сказки» 
12. Ершов П. «Конек-Горбунок» 
13. Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке» 
14. Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу» 
15. Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица» 
16. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 
17. Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон» 
18. Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все» 
19. Сказки народов мира 
20. Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры» 
21. Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче» 
22. Остер Г.Б. «Котенок по имени Гав и другие истории» 
23. Пришвин М. «Лесной хозяин» 
24. Пушкин А.С. «Сказки» 
25. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена» 
26. Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы» 
27. Романова Н. «Муравей Красная Точка» 
28. Русские народные былины 
29. Толстой А.Н. «Приключения Буратино» 
30. Уайлд О. «Звездный мальчик» 
31. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино» 
32. Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса» 
33. Чаплина В. «Кинули» 

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ 

Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги – одну выбираете вы, вторую – он. 

КАК ЧИТАТЬ? 

• Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять – на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому. 
• Читайте сказки и басни по ролям. 
• Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги. 
• Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т.д. Аккуратно поправляйте все ошибки, а если у малыша вдруг обнаружатся проблемы с произношением и пониманием прочитанного, обязательно обратитесь к врачам. 
• Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» – в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации. 

ЧТО ЧИТАТЬ? 

• Неадаптированные детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями. 
• То, что «все читают». В этом возрасте детям очень важно чувствовать себя «своими» в коллективе ровесников, так что придется немного потерпеть. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Адамс Р. «Обитатели холмов» 
2. Барри Дж. «Питер Пэн» 
3. Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король» 
4. Грэм К. «Ветер в ивах» 
5. Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика» 
6. Даррелл Дж. «Моя семья и другие животные» 
7. Диккенс Д. «Истории для детей» 
8. Драгунский В. «Денискины рассказы» 
9. Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке» 
10. Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе» 
11. Крюс Дж. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех» 
12. Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье» 
13. Легенды и мифы Древней Греции 
14. Лондон Дж. «Белый клык» 
15. Льюис К. «Хроники Нарнии» 
16. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля» 
17. Одоевский В. «Городок в табакерке» 
18. Олеша Ю. «Три толстяка» 
19. Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной» 
20. Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода» 
21. Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных» 
22. Таск С.Э. Тайна рыжего кота 
23. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий» 
24. Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей» 
25. Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная» 
26. Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика. Игры с язычком

УлыбкаХоботок

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

Заборчик

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

Лопаточка

«Лопаточка»

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

Часики

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда,
Делает вот так: «Раз – два»

Качели

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.

Змейка

«Змейка»

- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Осторожно народ:
Змея в пещере живёт.
Кто её не хвалит,
Того она ужалит.

Чашечка

«Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. 

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Вкусное варенье

«Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье.
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся -
Будто нету других дел.

Трубочка-желобок

«Трубочка-желобок»

- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Ну-ка делай, дружок! 
Язычок в желобок.
Щёки ты не надувай, 
Губками прижимай!
Плавно воздух выпускается,
Желобок не разрушается.

Горка

«Горка»

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

Маляр

«Маляр»

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

Лошадка

«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

Грибок

«Грибок»

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!

Гармошка

«Гармошка»

- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычок
Делает вот так – молчок!
Челюсть нижняя вниз -
Это вовсе не каприз.
Гармошку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.

Пароход

«Пароход»

- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

Болтушка – индюк

«Болтушка – индюк»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. 
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!

Барабанщики - дятел

«Барабанщики - дятел»

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д



Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше не повторяющихся слов.

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..."

5. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

6. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

8. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».

10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький».

11. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.

12. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание:
- Оля проснулась и... (стала умываться).
- Коля оделся и... (побежал гулять).
- он замерз и... (пошел домой).
- стали они играть... (с зайчиком).
- зайчик испугался и... (побежал, спрятался)
- девочка обиделась и... (ушла, заплакала).

13. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!



Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

"Учим куклу говорить"
Возраст: от 10 месяцев до 3 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем активную речь

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Возьмите большую куклу. Посадите ее себе на руки. Ребенок пусть сядет напротив вас.
Скажите вашему малышу, что он будет учить куклу говорить.
Попросите его сказать кукле: «Уа», «Ляля», «Мама», «Баба», «Папа», «Агу».
Следите за тем, чтобы малыш обращался именно к кукле. Двигайте головой куклы, как бы соглашаясь.
Говорите тоненьким голосом за куклу, повторяя звуки, которые произносит маленький учитель.

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
До определенного момента ребенок в этой игре будет произносить слова, подражая взрослому. Только после 1,5 лет он сможет принять правила игры в полной мере, то есть разговаривать с куклой. Тогда роль учителя ребенку безусловно понравится, и он охотно будет выступать инициатором «обучения».

"Ежик – потеряшка"

Возраст: от 1 года до 2 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем мелкую моторику
• Тренируем пинцетный захват

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Вырежьте из белого или цветного картона силуэт ежика без иголок. Нарисуйте ему глазки и носик.
Скажите малышу: «Ах, какой ежик! Потерял все свои иголочки!»
Попросите малыша помочь ежику и нацепить иголочки на место. Принесите 6 – 10 разноцветных прищепок. Покажите ребенку, что нужно сделать, чтобы прищепки раскрылись.
Помогите малышу прицепить прищепки на спинку ежику.
Покажите, какой красивый, сказочный ежик у вас получился.

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Для использования прищепок малышу приходится действовать большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Моторика пальцев в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с речевым развитием, а пинцетный захват, безусловно, поможет ребенку с большей легкостью освоить навыки рисования и письма.

"Покажи да расскажи!"

Возраст: от 1,5 до 3 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Расширяем словарный запас
• Развиваем коммуникативную функцию речи

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Посадите перед малышом несколько его любимых игрушек. Попросите показать, где сидит кукла Катя, где мишка Тимка, где лисенок Рыжик.
Возьмите в руки куклу и расскажите про нее:
«Эта кукла Катя. У Кати красивое белое платье и розовые туфельки. Катя любит играть. У Кати есть много друзей!»
Дайте малышу мишку. Пусть он попробует рассказать про игрушку. Сначала это будет очень короткий рассказ. Помогайте малышу.
Возможно, в дальнейшем, малыш будет придумывать истории или сказки, где главными героями будут его игрушки.

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Первые слова, которые осваивает ребенок, используются им для сообщения родителям о своих нуждах, побуждения к каким-либо действиям, сопровождения действий. Повествовать, рассказывать, описывать что-либо еще предстоит научиться. В нашей игре мы даем ребенку модель повествования, учим выстраивать сообщение, передавать информацию об окружающих предметах.

"Мы поэты"

Возраст: от 2 до 5 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем фонематический слух
• Развиваем словесно-логическую память

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
По дороге в детский сад или в транспорте сочиняйте с малышом стишки из двух строчек.
Сначала придумывайте двустишие целиком сами, только не договаривайте последнее слово, пусть его скажет ребенок. Например:

Дождик капает с утра,
Значит, нам домой (пора)!

Детский сад идет гулять,
Будут весело (играть!)

Вот машина, вот мой дом!
Вот мы с мамочкой (идем!).

Потом можете поменяться ролями. Пусть теперь он начинает любую фразу, а вы придумываете продолжение.
После 3 лет ребенок уже сможет сам придумать целиком вторую строчку стишка. Не поправляйте его, если рифма или ритм будут нарушены. Постепенно вы заметите, как стишки малыша будут все более интересными!

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Надо отметить, что сложение стихов очень увлекательный творческий процесс. Детям в возрасте от 2 до 5 нравится создавать новые слова и словесные конструкции, в словотворчестве активно происходит освоение родного языка.
Чтобы правильно зарифмовать окончание двустишия, ребенку необходимо удерживать в памяти все уже прозвучавшие слова и смысл фразы – то есть активно использовать свою словесно-логическую память.
При сочинении рифмы важно соблюсти стихотворный размер, звуковую согласованность окончаний – это отличный тренинг для фонематического слуха.

"Волшебные слова"

Возраст: от 3 до 7 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем концентрацию внимания и фонематический слух

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Скажите малышу, что вы знаете волшебные слова, которые начинаются на букву «М»: мама, мир, молоко, машина, мороженое, мы, малыш, мишка.
Теперь попросите ребенка внимательно выслушать один интересный рассказ. Но с одним условием: когда он услышит волшебное слово на букву «М», пусть хлопнет в ладошки.
Начинайте рассказ: «Жила на свете добрая мама. У нее был прелестный малыш.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ С МЯЧОМ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Детские игры, потешки, загадки, считалки, песни, сказки и пословицы с использованием грамматического содержания, способствуют стимулированию развития детской речи; расширению активного словарного запаса ребенка, а также воспитывают у него чуткость к звуковой форме слова.

На развитие детской речи, развитие мышления ребенка непосредственное влияние оказывает овладение малышом грамматических категорий (места, времени, причины). Поэтому, занимаясь со своим чадом, не забывайте про игры на логическое мышление, например, «Найди лишнее».

Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова

Цели игры с мячом на развитие детской речи:

- Развитие мышления и воображения, развитие памяти и, конечно, развитие речи
- Обогащение активного словаря ребенка за счет наречий, развитие логического мышления;
- Активизация временных понятий в словаре ребенка;
- Закрепление формы сравнительной степени качественных прилагательных и наречий;
- Закрепление понятия мужского, женского, среднего рода и формы множественного числа
- Активизация употребления в речи ребенка слов-антонимов, с использованием глаголов с приставками;
- Развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

✔ Игра с мячом «Что за чем?»

Что, за чем всегда идёт
Круглый год и каждый год.

Игра. Родители, бросая или перекатывая мяч малышу, задают вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Малыш отвечает: «Весна», и бросает мяч обратно.

Зима. А что за нею?
Сколько месяцев в году?
Назови летние месяцы
Какой первый месяц зимы?
Осень. А что за нею?
Назови последний месяц осени
С какого месяца начинается лето?
Каким месяцем заканчивается весна?

✔ Игра с мячом «Бывает – не бывает».

Что бывает, а что - нет?
Поскорей нам дай ответ.

Игра. Лучше всего игру проводить по временам года. Например, «Лето». Взрослый, бросая мячик ребенку, называет явление природы. Например: «Капель». Ребенок, возвращая мяч, должен дать ответ, бывает такое или не бывает.

Ледоход, иней, капель, метель, листопад, роса, заморозки, град, дождь, снег, гроза и т.д.

Усложнение. Попросите ребенка дать полный ответ, объясняя возможность или невозможность этого явления природы в данное время года.

✔ Игра с мячом «Сравни предметы»

Мы легко дадим ответ,
Что же больше, а что – нет.

Игра. Бросая или перекатывая мяч малышу, мама говорит: «Апельсин большой, а арбуз еще …». Поймав мяч, ребенок должен сравнить эти фрукты и назвать сравнительное наречие: «… больше».

Клубника маленькая, а смородина ещё … (меньше)
Банан сладкий, а мёд ещё … (слаще)
Груша мягкая, а персик ещё … (мягче)
Шнурок длинный, а нитка ещё … (длиннее)
Яблоко твёрдое, а айва ещё… (твёрже)
Шарик лёгкий, а снежинка ещё … (легче)
Сумка тяжёлая, а чемодан ещё … (тяжелее)
Виноград вкусный, а банан ещё … (вкуснее)
Линейка короткая, а карандаш ещё … (короче)
Куст высокий, а дерево ещё … (выше)
Пенёк низкий, а цветочек ещё … (ниже)
Тополь толстый, а дуб ещё … (толще)
Берёза тонкая, а камыш ещё … (тоньше)
Кровать мягкая, а подушка ещё … (мягче)
Дерево твёрдое, а железо ещё… (твёрже)
Лёд прозрачный, а стекло ещё … (прозрачнее)
Бантик узкий, а шнурок ещё … (уже)
Озеро широкое, а море ещё … (шире)
Лужа глубокая, а море ещё … (глубже)
Сегодня погода хорошая, а завтра будет ещё … (лучше)
На дачу ехать долго, а на море ещё … (дольше)
Осенью холодно, а зимой ещё … (холоднее)
Утром светло, а днём ещё … (светлее).
В сапогах тепло, а в валенках ещё … (теплее)
Вечером темно, а ночью ещё … (темнее)
Весной солнце светит ярко, а летом ещё … (ярче)
Черепаха ползает медленно, а улитка ещё … (медленнее)
Весной птицы поют звонко, а летом ещё … (звонче)
Машина едет быстро, а самолёт ещё … (быстрее)

https://pp.vk.me/c624720/v624720024/34fbd/tXxgVMI4MOs.jpg



Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 

Развивая пальчики ребенка, вы тем самым помогаете ему быстрее и успешнее овладевать речью.

Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики, головоломки, пазлы, изготовление аппликаций, бисероплетение и, конечно же, специальный комплекс пальчиковой гимнастики.

Сначала все упражнения для пальчиковой гимнастики выполняются неспеша. Поправьте ребенка, если он затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно. Можно даже взять его руку в свою и действовать совместно.

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Текст

Движения пальцев рук

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

«У ЛАРИСКИ ДВЕ РЕДИСКИ»

Текст

Движения пальчиков

У Лариски – две редиски.

У Алёшки – две картошки.

У Серёжки-сорванца –

два зелёных огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да ещё у Петьки

Две хвостатых редьки.

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Текст

Движения пальчиков

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.

Загибают пальчики на обеих руках.

Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.

«НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Текст

Движения пальчиков

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки –

на ногах ботинки.

А у пса на лапках –

голубые тапки.

А козлёнок маленький

надевает валенки.

А сыночек Вовка –

новые кроссовки.

Вот так,

вот так,

новые кроссовки!

Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.

«Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.

«ПОСЧИТАЕМ В ПЕРВЫЙ РАЗ»

Работа над темпом и ритмом речи

Текст

Движения пальчиков

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.

На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.

«ПЧЕЛА»

ТЕКСТ

ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВ

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали

От усталости упали.

Машут ладошками

На каждое название насекомого загибают один пальчик.

Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.

Машут лалошками.

Роняют ладони на стол.

«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Текст

Движения пальчиков

Раз, два, три, четыре.

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

«ПОМОЩНИКИ»

Текст

Движения пальчиков

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Текст

Движения пальчиков

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.

Загибают по одному пальчику начиная с большого.

Ритмичные хлопки в ладони и удары кулачками.

«БУРЁНУШКА»

Текст

Движения пальчиков

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку —  на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творожку немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье

Молоко коровье.

Дети показывают, как доят корову.

Делают «мордочки» из пальчиков.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Снова «доят».

«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»

Текст

Движения пальчиков

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шёл неспешно , по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газонам не ходить!»

Дождь вздохнут тихонько: «Ох!»

И ушёл.

Газон засох.

Удары по столу пальчиками обеих рук.

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

«Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу

Часто и ритмично бьют в ладоши.

Ритмичные хлопки по столу.

«ПИРОГ»

Текст

Движения пальчиков

Выпал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк.

Пироги себе пеки

Не из снега – из муки.

Дети два раза медленно опускают ладони на стол.

Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.

«Бегут» пальчиками обеих рук по столу.

Опять показывают, как пекут пироги

«НАША ГРУППА»

Текст

Движения пальчиков

В нашей группе все друзья.

Самый младший – это я.

Это Миша.

Это Саша.

Это Юра.

Это Даша.

Дети ритмично стучат кулачками по столу.

Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.

«ОСЕНЬ»

Текст

Движения пальчиков

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзы – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Плавные волнообразные движения ладонями.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Спокойно укладывают ладони на стол.

                             «АПЕЛЬСИН»

Текст

Движения пальчиков

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька —  для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь – кто куда!

Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.

Показывают 10 пальцев.

Показывают 1 палец.

Загибают большой палец левой руки

Загибают указательный палец.

Загибают средний палец.

Загибают безымянный палец.

Загибают мизинец.

Бросательное движение правой рукой

Сжимают кулаки и прижимают их к груди.

«Бегут» пальцами по столу.

«ПТИЧКИ»

Текст

Движения пальчиков

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.

Машут сложенными накрест ладонями.

Машут обеими руками как крыльями.

Текст

Движения пальчиков

«Стол»«Стул»«Ворота»«Мост»

Кулак левой руки ставится на стол, прикрывается раскрытой ладонью правой руки

Кулак левой руки ставится на стол, раскрытая ладонь правой руки приставляется к левому кулаку.

Обе ладони выпрямляются, соединяют пальцы левой и правой руки, большие пальцы направлены вверх. Ворота находятся на уровне груди ребёнка. Их открывают и закрывают (пальцы должны быть прямыми).

Выпрямленные и соединённые пальцы поднимаются тыльной стороной вверх, локти стоят на столе

Текст

Движения пальчиков

“Ромашка»

«Тюльпан»

Потешка «Алые цветы»

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Соединить обе руки. Прямые пальцы развести в стороны.

Полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка.

Сжимание и разжимание кистей рук на счёт: раз-два.

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретают форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

Текст

Движения пальчиков

«Ножницы»
«Колокол»
«Дом»
«Бочонок с водой»
«Пожарник»

Потешка «Прятки»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

Указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами.

Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.

Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.

Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставить вверху отверстие.

Упражнение с предметом: используется игрушечная лесенка, указательный и средний палец бегут по ней.

Сжимание и разжимание пальцев



Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для детей 5 – 6 лет

Зайка

Пальчиковые игры 5 – 6 лет Пальчиковые игры 5 – 6 лет

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

 

 

 
Пальчиковые игры 5 – 6 летПальчиковые игры 5 – 6 лет

Собака

У собаки острый носик,

Рот открыт – конфетку просит. 

Пальчиковые игры 5 – 6 лет      Пальчиковые игры 5 – 6 лет

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

 

 

 

 

 

 

Пальчиковые игры 5 – 6 летПальчиковые игры 5 – 6 летКошка

А у нашей кошки

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

 

 

Пальчиковые игры 5 – 6 лет Пальчиковые игры 5 – 6 лет Коза

У козы торчат рога,

Может забодать она.

 

 

Пальчиковые игры 5 – 6 летПальчиковые игры 5 – 6 летЛошадка

У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво.

Пальчиковые игры 5 – 6 летПальчиковые игры 5 – 6 летЁжик

Колючий ёжик –

Ни головы, ни ножек.

Пальчиковые игры 5 – 6 летПальчиковые игры 5 – 6 летЩука

Щука плавает по дну –

Не поймаешь не одну.

Пальчиковые игры 5 – 6 летПальчиковые игры 5 – 6 летВолк

Серый волк –

Зубами щелк.

Пальчиковые игры 5 – 6 летПальчиковые игры 5 – 6 лет

Черепаха

Черепаха домик свой

Всюду носит за собой.

 

 

 

После того как дети научатся с помощью пальцев изображать различных животных и предметы, можно использовать эти комбинации для инсценировки знакомых сказок («Колобок», «Репка», «Теремок» и др.), придумывания и рассказывания историй. Необходимые для этого фигурки из пальцев можно найти на следующем рисунке.

 Театр теней для детей

 

Театр теней для детей

Эта игра очень нравится детям. Комната, в которой проводится теневая игра, затемняется. Источник света (торшер, настольная лампа) освещает экран или светлую стену на расстоянии 3 – 4 метров. Между экраном и источником света, на расстоянии 1,5 – 2 метров от экрана, производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. Исполнители должны располагаться так, чтобы на экране отражалась тень только от кистей рук. Изменение расстояния рук от источника света позволяет увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур. Возможные положения рук представлены на следующем рисунке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"

Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет

Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...

Картотека различных игр по развитию речи при изучении правил дорожного движения. "В игры мы играем, речь развиваем, правила дорожные изучаем"

Данная картотека поможет воспитателям, логопедам в работе со старшими дошкольниками при изучении лексических тем, связанных с изучением транспорта, профессий на транспорте, безопасного поведения на ул...

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»

Мастер – класс  по «Речь: плюс. Развитие речи  в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...

«Играем – речь развиваем!» (игры для развития речи и мышления у дошкольников с задержкой психического развития)

Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать ...