29.07.2020 Лексические темы для занятий с детьми с 23.07.- 31.07.2020 #сидимдома
занимательные факты

Гиззатуллина Лариса Петровна
Чем занять ребенка дома во время каникул и карантина
Начинайте утро с обсуждения, чем вы займетесь днем. Ребенку это понравится. Ведь с ним считаются, ему уделяют время.
Игры, в которые вы будите играть, могут быть  не только психологическими, но и познавательными. Можно проводить такие игры, посвятив их ответам на вопросы о природе, о животных, окружающем мире, известным историческим фактам, географии и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема “Насекомые”

Рекомендуется:

рассмотреть насекомых (пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка, муха, комар, паук),

обсудить их внешний вид, выделить части тела: голову, крылья, брюшко, усики, ноги,

рассказать ребенку, какую пользу (вред) приносят насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе.

По теме дети должны знать:

названия насекомых (пчела, оса, шмель, муха, улитка, стрекоза, кузнечик, червяк, божья коровка и т.д.), части тела насекомых (жало, крылья, хоботок, брюшко, лапки…),

какую пользу и вред приносят насекомые,

чем питаются насекомые (нектаром, другими насекомыми, остатками пищи человека)

Материалы для ознакомления с темой:

Знакомимся с насекомыми в презентации:
https://cloud.mail.ru/public/3PJV/2eeFYrpMX

Наблюдаем за насекомыми в красивом видео:
https://cloud.mail.ru/public/2H54/5CNYv2QQE

Задания по развитию речи:

«Подбери слово». Подбор глаголов к слову насекомые: Насекомые что делают? летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Назови ласково»: паук – паучок, комар – …, таракан – …, пчела – …, муха – …, жук – …,  стрекоза – …

«Измени словечко»: бабочка желтая – желтенькая, бабочка белая – беленькая.

Измени таким образом: черный муравей, серый комар, красная божья коровка, синий жук, зеленый кузнечик, полосатая оса.

«Чьи лапки, чья голова?»

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы – ……… лапки, …….. голова.
У комара – …….. лапки, ………голова.
У таракана – …… лапки, ……..голова.
У паука – ………… лапки, ……. голова.

«Насекомые-великаны»: употребление слов с увеличительными оттенками. Паук – паучище, жук – жучище, муравей – …, комар – … , червяк – …, шмель – …, клоп – …., таракан – …..

«Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления. Ребенок не только подбирает нужное слово, но и повторяет предложение целиком.

Муравей ползает, а бабочка …
Гусеница ползает, а кузнечик …
Бабочка летает, а улитка …
Жук ползает, а стрекоза …
Оса летает, а червяк …
Улитка ползает, а стрекоза …
Паук ползает, а пчела…
Оса летает, а червяк…
Кузнечик прыгает, а комар …
Таракан ползает, а стрекоза …
Бабочка порхает, а муха …

Игра «бывает – не бывает»: понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку и т.п.

Закончи предложения:

Максим держит на ладони паука, хотя…… (хотя он их боится, хотя это опасный паук и т.п.)
Катя увидела на улице бабочку, хотя….. (хотя была еще ранняя весна, поздняя осень)
Бабочка улетела, хотя…..

Посчитай насекомых (согласование существительных с числительными): одна муха, две мухи… пять мух.

Рисование:

нарисовать летнюю полянку с насекомыми.



Предварительный просмотр:

24.07.2020 Лексическая тема “Профессии”

Родителям рекомендуется:

побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;

спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;

рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям;

если есть возможность, покажите фотографии с места работы.

По теме дети должны знать: названия разных профессий и их назначение.

Материалы для ознакомления с темой:

Знакомство с профессиями в стихах:
https://cloud.mail.ru/public/4JzE/feGQwbmrB

Отгадываем загадки про профессии:
https://cloud.mail.ru/public/BFu8/YRT24RxWk

Знакомимся с профессиями людей, которые работают в школе:
https://cloud.mail.ru/public/32uz/5DHN7qfpn

Выполняем интересные задания по теме:
https://cloud.mail.ru/public/QDNR/5qQexSBTW

Задания по развитию речи:

1. Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»

Учитель — учит читать, писать, считать;
пожарный — тушит пожар, строитель — строит и ремонтирует дом;
маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит;
фотограф — фотографирует; повар — ……………; врач — ……………… ;
парикмахер — ….. ; библиотекарь — …………. ;
портной — ……….. ; писатель — ……………… ;
водитель — ………. ; тракторист — ……………. ;
доярка — …………… ; птичница — …………………..

2. Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один – много»

Учитель — учителя, врач — врачи,
продавец — ………….., пекарь — …………..,
фотограф — ………….., портной — …………,
доярка — ………………, почтальон — …………,
маляр – …………….……, воспитатель – …………

3. Образование существительных женского рода «Назови по образцу»

Он художник, а она — художница; он учитель, а она — … ;
он писатель, а она — … ; он проводник, а она — … ;
он певец, а она — … ; он переводчик, а она — …

4. Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию»

Кто носит багаж? (Носильщик.)
Кто сваривает трубы? (Сварщик.)
Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
Кто работает на кране? (Крановщик.)
Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)
Кто точит ножи? (Точильщик.)
Кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
Кто красит стены? (Маляр.)
Кто ухаживает за птицами? (Птичница).
Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
Кто играет на рояле? (Пианист.)

5. Объясните пословицы:

Труд человека кормит, а лень портит;
Семь раз отмерь, один – отрежь;
Семь дел в одни руки не берут.



Предварительный просмотр:

27.07.2020 Лексическая тема “Человек. Моя семья”

Родителям рекомендуется:

Предложить ребенку назвать свою фамилию, имя и отчество. Назвать имена и отчества каждого члена семьи, свой домашний адрес;

Поговорить с детьми о строении человеческого тела, о правилах личной гигиены;

Учить названия пальцев на руке, учить различать правую и левую стороны.

По теме дети должны знать: название частей тема человека, название и количество пальцев на руке, правила личной гигиены, состав своей семьи, называть имена и отчества своих родителей, их профессии.

Поиграйте с детьми:

Послушай инструкцию, выполни ее и расскажи, что ты делал:

Понюхай носом, постучи кулаком,  подними плечи.

Подними руки, похлопай в ладоши, сядь на корточки.

Подмигни правым глазом, топни ногой, присядь и т.п.

Учим пальчиковую гимнастику:

ЧЕЛОВЕЧЕКhttps://www.lorik422.ru/wp-content/uploads/2020/05/chelovechek.bmp

Отгадываем загадки:

Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.  (рот, зубы, губы)

Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной. (глаза, нос)

Не сеют, не сажают,
А сами вырастают. (волосы)

Задания по развитию речи:

Подобрать слова действия: головой мы что делаем? – думаем, киваем, поворачиваем и т.д.

Ушами – мы…, глазами – мы…, носом – мы…, ртом – мы…, ногами – мы…, руками – мы…

«Один — много»: образование существительных множественного числа: лоб — лбы, рот —рты, локоть — локти

Изменить таким образом: нос, глаз, ухо, щека, бровь, бок, ноздря, палец.

«Он и я». Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица:

он ест—я ем; он нюхает —я нюхаю,
он рисует – ………………., он едет – ……………
он пишет – ………………., он рисует – …………
он идёт – ………………….., он прыгает – ………..

Назови все большое: нос – носище, рука – ручище, нога – …, глаз – …, губы – …, кулаки – …, локти – …, ногти – …

Образование простых причастий и прилагательных «Назови, какой?» Жить — живущий, расти — растущий, любить — любящий, уважать — уважающий, гладить — глаженый, стараться — старающийся, заботиться — заботящийся, отдыхать — отдыхающий.

«Сложные слова»: у мамы светлые волосы, значит она – светловолосая. Составь сложные слова из словосочетаний: голубые глаза, серые глаза, карие глаза, темные волосы, рыжие волосы, светлая кожа, темная кожа.

Реши логическую задачу: бабушка пришла с работы раньше, чем папа, а папа раньше, чем мама. Кто пришел с работы раньше всех, а кто позже всех?

Объясни пословицы: Вся семья вместе, так и душа на месте. В дружной семье и в холод тепло. Придумайте ситуации, когда можно сказать эти пословицы.



Предварительный просмотр:

28.07.2020 Лексическая тема "Сад, огород"

1. Попросите ребенка назвать как можно больше овощей и фруктов. Поиграйте в игру «Кто больше назовет»

2. Попросите ребенка рассказать, где выращивают овощи (в огороде, на грядке, в поле, в теплице, в парнике); фрукты (в саду, на ветке, в оранжерее)

3. Что можно приготовить из фруктов, из овощей.

4. Назовите части овощей (головка, шелуха, дольки, перья, корешки, кожура, ботва, клубни, стебли, кочан, кочерыжка, стручки, глазки), фруктов (кожура, косточки, семечки, мякоть, хвостик).

5. Помогите ребенку составить сравнительное описание овоща и фрукта.
Например: Головка чеснока округлая, похожа на капельку, а апельсин – круглый. Чеснок белый, а апельсин оранжевый. Чеснок гладкий, а апельсин шероховатый. Чеснок горький.

6. Поиграйте в игру "один – много" (У меня один кабачок, а у тебя? У меня много кабачков…)

7. Поиграйте в игру "Веселый счет". Учите детей согласовывать числительные с существительными. Один кабачок - два кабачка - .... - пять кабачков - ...десять кабачков.

8. Подбери сравнения:"кожа, как персик", "румяный, как яблоко" "свежий, как огурец", "твердый, как орех"

9. Прочтите детям стихи, сказки об овощах и фруктах

10. Объясните смысл выражения "Яблоко от яблони недалеко падает".

11. Выучить стих-е

Огород
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?



Предварительный просмотр:

29.07.2020 Лексическая тема "Лес - наше богатство"

1.Сходите на прогулку в лес. Что такое лес? Что растет в лесу? Рассмотрите деревья, кусты, грибы, ягоды….

2. Рассмотрите деревья, назовите части дерева. (Ствол, ветви, сучья, листья, корни, крона…). Сравните стволы деревьев, отличаются ли они?

3. Найдите и назовите ребенку ягоды: малину, бруснику, рябину, чернику, клюкву. Расскажите, где они растут, какие они на вкус, как можно их использовать?

4. Найдите грибы, или покажите картинки в книге. Назовите их, обсудите, почему их так назвали(белый, масленок, мухомор, моховик, подберезовик, сыроежка, поганка, опята, лисички).

5. Рассмотрите и назовите части гриба: ножка, шляпка, грибница.

6. Объясните разницу между съедобными и несъедобными грибами.

7. Учите подбирать определения: Какая клюква? (красная, кислая, блестящая, полезная) Какая береза? (стройная, белоствольная, тонкая, зеленая, кудрявая…)

8. Назови варенье, пирог, начинку
Из клюквы – клюквенное, клюквенный, клюквенная
Из брусники –
Из черники –
Из малины –
Из грибов –

9. Игра "С какой ветки эта детка"
Лист березы – березовый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый ….

10. Игра "Чего в лесу много?" (родительный падеж существительных)
Много грибов, ягод, веток, шишек, деревьев…

11. Прочитайте стихи про осенний лес. Вспомните, в каких сказках действие разворачивается в лесу?

12. Вместе с ребенком ответьте на вопрос, почему лес - это наше богатство?

13. Выучить стих-е

Мы ходили с папой в лес.
Сколько всяких там чудес!
Под пеньки и кочки
Спрятались грибочки...
Очень дружные ребята!
Называются опята .
Мы их находили,
В кузовок ложили.
Ещё видели ужа
И колючего ежа...
Ну, а белочка по веткам
Убежала к своим деткам.



Предварительный просмотр:

30.07.2020 Лексическая тема "Домашние животные и их детеныши"

1.      Поговорите с ребенком о том, каких животных называют домашними и почему. Спросите, кто ухаживает за животными, что делает доярка, конюх, пастух, чабан, свинарка, телятница.

2.      Расскажите, как на селе люди готовятся к зиме (заготавливают сено, зерно на зиму, утепляют жилища).

3.      «Скажите, что делает?» корова – мычит, жует, пасется,…., собака – лает, скулит, нюхает, сторожит, ….

4.      Игра «Чей корм?»

Корм козы – козий,

Лошади –

Осла –

Коровы –

Свиньи –

Поросенка –

Кошки –

Собаки –

Быка –   

«Веселый счет»

1 котенок, 2-3-4 котенка, 5-6-7-8-9-10 котят;1 собака, 2-3-4 собаки , 5-6-7-8-9-10 собак.

5.      Составьте загадку – описание  любого животного по плану:

Кто  это? Внешний вид? (Что у него есть?) Чем питается? Как называют детенышей? Как подает голос? Как человек заботится о животном? какую пользу приносит?

6.      Игра «Хвастунишка»

У моей овцы шерсть мягкая, а у моей еще мягче.

Теплая – теплее

Вкусная – вкуснее

Длинная – длиннее

Сильная – сильнее

7.      «Кто, как голос подает?»

Корова – мычит              кошка – мяукает

Собака – лает                 овца – блеет

лошадь - ржет                свинья - хрюкает

8.      «Назови семью»

Кот – кошка – котенок          

пес – собака – щенок

бык – корова – теленок          

конь – лошадь – жеребенок 

9. Нарисовать свое любимое домашнее животное.



Предварительный просмотр:

31.07.2020 Лексическая тема "Домашние птицы"

1. Научите детей различать по внешнему виду, называть гуся, утку, курицу, индюка.

2. Объясните, почему домашние птицы (живут вместе с человеком, приносят ему пользу, человек заботится о них: кормит, строит жилище).

3. Назовите птичью семью
утка - селезень - утята;
гусь - гусыня - гусята:
индюк – индюшка - индюшата;
петух - курица - цыплята.

4. Назовите части тела домашних птиц, покажите их на картинках. (Лапы, хвост, перья, клюв, бородка, гребень)

5. Правильно назовите помещение для птиц: курятник, птичник.

6. Расскажите ребенку, кто такая птичница, что она делает.

7. Назовите, кто как голос подаёт: крякает, гогочет, кудахчет, квохчет кукарекает, болбочет, пищит.

8. Поиграйте в игру «Веселый счет». Учите правильно согласовывать слова при счёте:
1 гусёнок, 2 (3,4) гусёнка, 5 (6,7,8,9,10) гусят и т.д.

9.Подберите прилагательные:
курица - куриный (гребень);
утка -утиный;
петух - петушиный;
гусь -гусиный;
индюк - индюшиный.

10.Составьте описание одной из домашних птиц.

11.Объясните значение выражений: «клевать носом», «как с гуся вода», «как курица лапой».

12.Прочитайте стихи, загадки, сказки о домашних птицах.

13. Выучить стих-е:

Попрошу у мамы Хлебную краюшку,

Побегу на озеро К уточке подружке.

 Уточка- красавица Рада угощенью,

Хлебные кораблики

 Съест в одно мгновенье.

Вежливо прокрякает: "Кря, спасибо, друг!"

 И водой забрызгает Встрепенувшись вдруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в лексических темах на занятиях с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коррекция  речевых нарушений  у дошкольников с ОНР – это продолжительный, кропотливый  и сложный процесс....

Консультация для родителей «Как и чем, занять ребёнка дома» от 22.04.2020 #СИДИМДОМА

Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей не всегда находится время для общения с ребенком. ...

Консультация для родителей «Развитие изобразительной деятельности детей в семье» от 22.04.2020 #СИДИМДОМА

Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребёнком художественного опыта. Родители должны помогать обогащать этот опыт нов...

02.08.2020 лексические темы для занятий с детьми с 03.08.2020 - 07.08.2020 #сидимдома

Уважаемые родители! Продолжается самоизоляция, предлагаем Вам подбор лексических тем, для занятий с детьми дома, в дороге, во время  прогулок....

Игровые упражнения по лексическим темам для занятий с детьми 5-6 лет

Игровые упражнения по лексическим темам для домашних занятий...