Развиваем речь - играя.
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Алексеева Анастасия Владимировна

Уважаемые родители и коллеги, добро пожаловать на логопедический мини-сайт! Задания будут регулярно пополняться. Следите за обновлениями. Все задания подобраны по возрасту детей. Желаю всем хорошего настроения и терпения ;)

Скачать:


Предварительный просмотр:


Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных.

Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов.

Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют на образование речи.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика и основные правила выполнения.

      Артикуляционная гимнастика – это комплекс  специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и  подвижности органов артикуляции.

Главными целями артикуляционной гимнастики являются:

· выработка полноценных движений  артикуляционного аппарата;

· объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Основные правила выполнения артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 3-5 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность.

5. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к лицу.

Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок вызывают у детей интерес (по этой теме будет отдельный пост).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплекс артикуляционных упражнений Выполнила: учитель-логопед Алексеева Анастасия Владимировна

Слайд 2

1. «Улыбка-Трубочка» Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 секунды, вытянуть губы вперёд трубочкой, удерживать улыбку 3 секунды. Выполнять переключение с одной на другую пять раз. Внимание: следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Слайд 3

2. «Грибок»

Слайд 4

3. «Гармошка»

Слайд 5

4. «Качели»

Слайд 6

5. «Чистим зубки»

Слайд 7

6. «Индюк»

Слайд 8

7. «Лошадка»

Слайд 9

8. «Маляр».

Слайд 10

Молодец! 



Предварительный просмотр:

7 сентября, пн.

8 сент., вт.

9 сент., ср.

10 сент.,чт.

11 сент., пт.

1.Артикуляционная гимнастика (презентация).

1.Артикуляционная гимнастика (презентация).

1.Артикуляционная гимнастика (презентация).

1.Артикуляционная гимнастика (презентация).

1. Артикуляционная гимнастика (презентация)

2. Здравствуй, детский сад!

2. Беседа по теме: «Осень в Якутии».

2. Упражнение: «Кто больше?»

2. Пальчиковая гимнастика.

2. Игра на внимание.

3. Время года – осень.

3. Игра «Хлопушки».

3. Игра «Исправлялки»

3. Творческая часть.

3. Где прячется солнце?

4. Задания по теме «Осень».

4. Игра «Диктофон».

4. Игра «Сочинялки»

4. Игра на внимание.

4. Перелетные птицы Якутии.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

14 сентября, пн.

15 сент., вт.

16 сент., ср.

17 сент.,чт.

18 сент., пт.

1. Артикуляционная гимнастика (презентация).

1.Артикуляционная гимнастика (презентация).

1.Артикуляционная гимнастика (презентация).

1.Артикуляционная гимнастика (презентация).

1. Артикуляционная гимнастика (презентация)

2. Работа по картинке.

2. Игра «Добавлялки».

2. Какой формы овощи?

2. Волшебный огород.

2. «Маленький кулинар».

3. Назови ласково.

3. Игра «Хлопушки»

3. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

3. «Четвёртый лишний».

4. Что изменилось?

4. Измени слова.

4. Собери по образцу.

4. Музыкальная минутка.

4. Пальчиковая гимнастика.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Овощи».

Конспект занятия на 14.09.2020г.

  1. Артикуляционная гимнастика (презентация).

  1. Работа по картинке. Беседа с ребёнком на тему «Овощи».

Назови овощи. Если ребёнку трудно, подсказываем.

  1. «Назови ласково».

Репа – репка  

Помидор –

Горох –

Огурец –

Морковь –

Перец –

  1. Что изменилось?

Взрослый предлагает запомнить слова.

Помидор, чеснок, огурец, капуста.

Затем добавляем ещё одно слово. Ребёнок должен узнать, что изменилось.

Помидор, чеснок, баклажан, огурец, капуста.

Конспект занятия на 15.09.2020г.

  1. Артикуляционная гимнастика (презентация).

  1. Игра «Добавлялки».

  1. Игра «Хлопай в ладоши».

Если услышишь «слова - овощи» хлопай в ладоши.

Помидор, подснежник, лук, чеснок, ромашка, баклажан, капуста, огурец, яблоко, свекла, картошка.

  1. Измени слова.

Про какие овощи можно сказать МОЯ, а про какие МОЙ.

Баклажан, репа, огурец, помидор, тыква, капуста, лук, редиска.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия на 16 сентября 2020 г.

Лексическая тема «Овощи».

  1. Артикуляционная гимнастика (презентация).

  1. Упражнение «Какой формы овощи?»

  1. Пальчиковая гимнастика. Взрослый читает стихотворение и выполняет соответствующие движения руками. Ребёнок повторяет.

  1. Собери по образцу из палочек (зубочистка, спичка, колбаски из пластилина). Угадай, что это? Это овощ или фрукт? Какого он цвета бывает?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия на 17 сентября 2020г.

Лексическая тема «Овощи».

  1. Артикуляционная гимнастика (презентация).
  2. Упражнение: «Волшебный огород».

Взрослый произносит текст и просит ребёнка выполнить задания.

  1. Игра «Найди отличие».

 

  1. Музыкальная минутка.

Читать в темпе марша.

«Овощи к обеду».

Мы идём копать картошку,

Огурцов сорвём немножко,

Снимем с грядки помидоры

И горошек у забора,

Выдернем чеснок и репу –

Будут овощи к обеду.

(слова Г. Османовой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развиваем речь, играя в подвижные игры» (методический сборник для воспитателей дошкольных учреждений)

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам пособие, основная цель которого помочь воспитателям, руководителям физического воспитания  активизировать речевую деятельность детей при организации подвижных иг...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Папка – передвижка для родителей «Развиваем речь – играя» (Игры и упражнения по развитию речи с детьми раннего возраста)

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...

Карточки для развития речи «Развиваем речь играя»

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с...