Мастер-класс «Здорвьесберегающие технологии. Методика Базарного».
учебно-методический материал (старшая группа)

Мурко Елена Викторовна
                                Семинар-практикум «Здоровьесбережение – приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ»
 
                               Мастер-класс «Здорвьесберегающие технологии. Методика Базарного».
Подготовила воспитатель  Мурко Елена Викторовна.
 
     Базарный Владимир Филиппович, ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог - новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования.
Здоровье - самое главное богатство человечества. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни.
Итак, методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. 
Основными принципами технологии В. Базарного являются:
• смена динамических поз; 
• режим движения наглядного и учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий;
• Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры). 
• гимнастика для глаз; 
С чего начинается обучение по системе доктора Базарного?
Прежде всего, занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. 
 «Не усади!» – заповедь Базарного.
Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше. 
«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, Для этого используются карточки или картинки, расположенные в любой точке группы, а также так называемые сенсорные кресты.
Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает  там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, решить логическую задачку. 
Данный режим оказывает благотворное влияние на поддержание физической, психической активности и умственной сферы, а так же на развитие координации всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной). Предлагаю изучить буклет о методике Базарного «Режим меняющихся поз» Приложение №1
 
Я предлагаю вам познакомиться с упражнениями на зрительную координацию по методу В.Ф. Базарного и, опираясь на предложенный буклет попробовать их выполнить.  Приложение №2
Рекомендуется начинать вои занятия с изучения упражнений на зрительную координацию. Так  и мы с вами попробуем приобщиться к элементам здоровья. Правила выполнения упражнений.
Упражнения на зрительную координацию «Сенсорные кресты».  
«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в группе. 
На них закрепляются различные объекты (картинки в соответствии с тематическим планированием и возрастом, плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слова и пр.). 
Педагог в ходе ОД периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, назвать, дать характеристику, и т.п. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз. 
    «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.
В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. 
Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. 
Все вместе картины составляют единый сюжет. 
Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. 
Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. 
Упражнение «Буратино. 
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением. 
Зрительно - координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)
Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен групповой комнаты:
на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: 
наружный овал – красный,
внутренний – синий, 
крест коричнево-золотистый,
восьмерка –зеленым  цветом. 
Каждый цвет выполняет определенную функцию
Красный- активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.
Зеленый- цвет гармонии, равновесия, успокаивает.
Желтый (коричневый)- цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.
Синий- тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.
Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.
Методика работы с офтальмотренажёром
Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению. 
На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные фигуры. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения. 
Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:
 только глазами при неподвижной голове и туловище;
 с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории
• Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
Я предлагаю выполнить несколько элементов этой гимнастики. Для этого я приглашаю желающих выйти.
Упражнение «Бабочка»
К нам прилетела бабочка, увидела яркий цветок и не знает на какой цвет присесть. Поможем бабочке? Помогаем только глазами.
Расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;
Медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот, повторить 3 раза;
А сейчас глаза неподвижны, движения выполняем только головой.
Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера. А так же можно использовать лазерный лучик.
Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 
Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке. 
 
 
 
Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
 
Если хорошо освоены первые упражнения, то лишь через несколько дней дать новые упражнения.
Спасибо за внимание! 
 
 
 
 
 
 
  Семинар-практикум «Здоровьесбережение – приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ»
 
Мастер-класс «Здорвьесберегающие технологии. Методика Базарного».
Подготовила воспитатель  Мурко Елена Викторовна.
 
     Базарный Владимир Филиппович, ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог - новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования.
Здоровье - самое главное богатство человечества. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни.
Итак, методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. 
Основными принципами технологии В. Базарного являются:
• смена динамических поз; 
• режим движения наглядного и учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий;
• Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры). 
• гимнастика для глаз; 
С чего начинается обучение по системе доктора Базарного?
Прежде всего, занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. 
 «Не усади!» – заповедь Базарного.
Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше. 
«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, Для этого используются карточки или картинки, расположенные в любой точке группы, а также так называемые сенсорные кресты.
Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает  там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, решить логическую задачку. 
Данный режим оказывает благотворное влияние на поддержание физической, психической активности и умственной сферы, а так же на развитие координации всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной). Предлагаю изучить буклет о методике Базарного «Режим меняющихся поз» Приложение №1
 
Я предлагаю вам познакомиться с упражнениями на зрительную координацию по методу В.Ф. Базарного и, опираясь на предложенный буклет попробовать их выполнить.  Приложение №2
Рекомендуется начинать вои занятия с изучения упражнений на зрительную координацию. Так  и мы с вами попробуем приобщиться к элементам здоровья. Правила выполнения упражнений.
Упражнения на зрительную координацию «Сенсорные кресты».  
«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в группе. 
На них закрепляются различные объекты (картинки в соответствии с тематическим планированием и возрастом, плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слова и пр.). 
Педагог в ходе ОД периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, назвать, дать характеристику, и т.п. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз. 
    «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.
В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. 
Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. 
Все вместе картины составляют единый сюжет. 
Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. 
Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. 
Упражнение «Буратино. 
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением. 
Зрительно - координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)
Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен групповой комнаты:
на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: 
наружный овал – красный,
внутренний – синий, 
крест коричнево-золотистый,
восьмерка –зеленым  цветом. 
Каждый цвет выполняет определенную функцию
Красный- активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.
Зеленый- цвет гармонии, равновесия, успокаивает.
Желтый (коричневый)- цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.
Синий- тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.
Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.
Методика работы с офтальмотренажёром
Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению. 
На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные фигуры. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения. 
Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:
 только глазами при неподвижной голове и туловище;
 с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории
• Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
Я предлагаю выполнить несколько элементов этой гимнастики. Для этого я приглашаю желающих выйти.
Упражнение «Бабочка»
К нам прилетела бабочка, увидела яркий цветок и не знает на какой цвет присесть. Поможем бабочке? Помогаем только глазами.
Расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;
Медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот, повторить 3 раза;
А сейчас глаза неподвижны, движения выполняем только головой.
Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера. А так же можно использовать лазерный лучик.
Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 
Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке. 
 
 
 
Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
 
Если хорошо освоены первые упражнения, то лишь через несколько дней дать новые упражнения.
Спасибо за внимание! 
 
 
 
 
 
 

  Семинар-практикум «Здоровьесбережение – приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ»

 

Мастер-класс «Здорвьесберегающие технологии. Методика Базарного».

Подготовила воспитатель  Мурко Елена Викторовна.

 

     Базарный Владимир Филиппович, ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог - новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования.

Здоровье - самое главное богатство человечества. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни.

Итак, методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей.

Основными принципами технологии В. Базарного являются:

·       смена динамических поз;

·       режим движения наглядного и учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий;

·       Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры). 

·       гимнастика для глаз;

С чего начинается обучение по системе доктора Базарного?

Прежде всего, занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут.

 «Не усади!» – заповедь Базарного.

Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше. 

«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, Для этого используются карточки или картинки, расположенные в любой точке группы, а также так называемые сенсорные кресты.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает  там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, решить логическую задачку. 

Данный режим оказывает благотворное влияние на поддержание физической, психической активности и умственной сферы, а так же на развитие координации всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной). Предлагаю изучить буклет о методике Базарного «Режим меняющихся поз» Приложение №1

 

Я предлагаю вам познакомиться с упражнениями на зрительную координацию по методу В.Ф. Базарного и, опираясь на предложенный буклет попробовать их выполнить.  Приложение №2

Рекомендуется начинать вои занятия с изучения упражнений на зрительную координацию. Так  и мы с вами попробуем приобщиться к элементам здоровья. Правила выполнения упражнений.

Упражнения на зрительную координацию «Сенсорные кресты». 

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в группе.

На них закрепляются различные объекты (картинки в соответствии с тематическим планированием и возрастом, плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слова и пр.).

Педагог в ходе ОД периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, назвать, дать характеристику, и т.п. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

    «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.

В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. 

Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. 

Все вместе картины составляют единый сюжет. 

Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. 

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. 

Упражнение «Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением.

Зрительно - координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен групповой комнаты:

на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: 

наружный овал – красный,

внутренний – синий, 

крест коричнево-золотистый,

восьмерка –зеленым  цветом. 

Каждый цвет выполняет определенную функцию

Красный- активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зеленый- цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый (коричневый)- цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий- тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Методика работы с офтальмотренажёром

Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению. 

На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные фигуры. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения.

Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.

«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:

Ø только глазами при неподвижной голове и туловище;

Ø с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории

• Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.

Я предлагаю выполнить несколько элементов этой гимнастики. Для этого я приглашаю желающих выйти.

Упражнение «Бабочка»

К нам прилетела бабочка, увидела яркий цветок и не знает на какой цвет присесть. Поможем бабочке? Помогаем только глазами.

Расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

Медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот, повторить 3 раза;

А сейчас глаза неподвижны, движения выполняем только головой.

Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера. А так же можно использовать лазерный лучик.

Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

 

 

 

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

 

Если хорошо освоены первые упражнения, то лишь через несколько дней дать новые упражнения.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_bazarnogo.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

  Семинар-практикум «Здоровьесбережение – приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ»

Мастер-класс «Здорвьесберегающие технологии. Методика Базарного».

Подготовила воспитатель  Мурко Елена Викторовна.

     Базарный Владимир Филиппович, ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог - новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования.

Здоровье - самое главное богатство человечества. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни.

Итак, методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей.

Основными принципами технологии В. Базарного являются:

  • смена динамических поз;
  • режим движения наглядного и учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий;
  • Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры). 
  • гимнастика для глаз;

С чего начинается обучение по системе доктора Базарного?

Прежде всего, занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут.

 «Не усади!» – заповедь Базарного.

Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше. 

«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, Для этого используются карточки или картинки, расположенные в любой точке группы, а также так называемые сенсорные кресты.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает  там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, решить логическую задачку. 

Данный режим оказывает благотворное влияние на поддержание физической, психической активности и умственной сферы, а так же на развитие координации всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной). Предлагаю изучить буклет о методике Базарного «Режим меняющихся поз» Приложение №1

Я предлагаю вам познакомиться с упражнениями на зрительную координацию по методу В.Ф. Базарного и, опираясь на предложенный буклет попробовать их выполнить.  Приложение №2

Рекомендуется начинать вои занятия с изучения упражнений на зрительную координацию. Так  и мы с вами попробуем приобщиться к элементам здоровья. Правила выполнения упражнений.

Упражнения на зрительную координацию «Сенсорные кресты».  

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в группе.

На них закрепляются различные объекты (картинки в соответствии с тематическим планированием и возрастом, плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слова и пр.).

Педагог в ходе ОД периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, назвать, дать характеристику, и т.п. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

    «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.

В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. 

Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. 

Все вместе картины составляют единый сюжет. 

Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. 

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. 

Упражнение «Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением.

Зрительно - координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен групповой комнаты:

на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: 

наружный овал – красный,

внутренний – синий, 

крест коричнево-золотистый,

восьмерка –зеленым  цветом. 

Каждый цвет выполняет определенную функцию

Красный- активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зеленый- цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый (коричневый)- цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий- тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Методика работы с офтальмотренажёром

Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению. 

На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные фигуры. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения.

Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.

«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:

  • только глазами при неподвижной голове и туловище;
  • с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории

• Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.

Я предлагаю выполнить несколько элементов этой гимнастики. Для этого я приглашаю желающих выйти.

Упражнение «Бабочка»

К нам прилетела бабочка, увидела яркий цветок и не знает на какой цвет присесть. Поможем бабочке? Помогаем только глазами.

Расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

Медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот, повторить 3 раза;

А сейчас глаза неподвижны, движения выполняем только головой.

Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера. А так же можно использовать лазерный лучик.

Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Если хорошо освоены первые упражнения, то лишь через несколько дней дать новые упражнения.

Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32

муниципального образования Тимашевский район

Семинар-практикум

«Здоровьесбережение – приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ» 


Мастер-класс

«Здоровьесберегающие технологии. Методика Базарного»


                                                        Подготовила воспитатель Мурко Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Методика заучивания стихов и пересказа по денотативному плану"

Данный материал поможет педагогам в работе с дошкольниками, а именно - заучивание стихотворений с использованием денотативного плана (методика Сычевой Г.Е.)...

Мастер - класс " Обучающие структуры Сингапурской методики при обучении татарскому языку"

Представленный мастер - класс рекомендую воспитателям по обучению татарскому языку....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Методика лепки в детском саду"

Данный мастер-класс будет интересен старшим воспитателям и воспитателям ДОУ, особенно начинающим свою педагогическую деятельность....

Мастер- класс с педагогами по методике "Гимнастика мозга"

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают людям раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5&mda...

Мастер-класс "Элементарное музицирование по методике К.Орфа"

Знакомство с элементарным музицированием,речевыми играми,играми с движениями ,с играми со звуками....

Семинар по вопросам преемственности в работе детского сада и школы для воспитателей и учителей начальных классов Лицея №7. Мастер - класс на тему: «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи детей 6-7 лет».

Цель: применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи:обучить детей приёмам сохранения здоровья:восстановления сил...