Мастер- класс с педагогами по методике "Гимнастика мозга"
методическая разработка на тему

Разумова Юлия Николаевна

 Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают людям раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5—7 минут) занятий дают высокую умствен­ную энергию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_s_pedagogami_po.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс  с педагогами по

методике «Гимнастика мозга».

Подготовили и провели:

Педагог-психолог

Разумова Ю.Н

Старший воспитатель Смирнова А.В

6. 12.2018

Образовательная кинезиология является  психолого-педагогическим направлением, изучающим взаимосвязи тела с психическими и эмоциональными процессами. американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга».

Упражнение «Передай тепло»

1. Все встают в круг. Потирают ладони друг о друга и передают тепло друг другу, держась за руки.

Теоретический блок

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают людям раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5—7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.

Все упражнения делятся на 4 группы:

Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

Вторая группа - это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе.

Третья группа представляет собой упражнения, энергетизирующие тело, или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.

Четвертая группа упражнений - это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, ибо влияют на эмоциональную и лимбическую систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению.

Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуте, что не требует много времени. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании.

Сегодня мы на себе попробуем эти упражнения.

Упражнение «Живительная влага».

Инструкция: Выберите качество (напечатанные на карточках), которое бы вы сегодня хотели приобрести, получить в ходе мастер-класса и прикрепите его на стаканчик. Говорят: «Богато живем – сполна воду пьем»,  «Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине»

Теперь наполните его волшебной водой и пейте в течение мастер-класса, наполните себя тем, что вы хотели сегодня приобрести.

  Упражнение: «Передай по кругу» на концентрацию внимания

Участники должны передать по кругу камни, рука должна одна брать камень и перекладывать его соседу.

Движения, пересекающие среднюю линию тела.

Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.

Упражнение «Мысль о «X»

Отследите уровень вашей скоординированности и телесной осознанности.

Подумайте о фигуре X, соединяющей ваши бедра и противоположные плечи. Сделайте движение одного плеча и противоположного бедра по направлению друг к другу, мысленно соединяя их линией. Затем сделайте движение плеча и бедра назад и затем снова приведите их в нейтральное положение, замечая, как X перемещается при движении. Повторите для другого плеча и бедра. Снова отследите уровень координации и телесной осознанности.

Упражнение «Ленивые восьмерки»

  Выберите в комнате горизонтальную линию и проследите по ней взглядом сначала влево, затем вправо и снова влево. При этом отследите,    насколько ваши глаза чувствуют себя расслабленно.

Теперь, удерживая большой палец на вашей срединной линии и на уровне глаз, нарисуйте в воздухе большую восьмерку, лежащую на боку: сначала против часовой стрелки вверх и влево кругом, возвращаясь в исходную точку, затем завершите    фигуру движением вашего большого пальца по правой стороне. Ваши глаза следят за движением большого пальца и двигаются плавно,  ваша голова может двигаться совсем чуть-чуть, а шея остается расслабленной. Проделайте это три раза одной рукой и три раза другой рукой. В заключение соедините руки, держа оба больших пальца вместе,   и проделайте это упражнение еще три раза.

Теперь   снова   проследите   взглядом   по   горизонтальной   линии,   замечая,   насколько расслаблены ваши глаза.

Упражнение «Слон»        

Вначале медленно поверните голову из стороны в сторону, отслеживая, насколько далеко она поворачивается и насколько расслабленны ваша шея и плечи.

Встаньте удобно, чуть согнув колени, прижимая голову к плечу и одновременно указывая этой же рукой на другую сторону комнаты. Используйте ребра своей грудной клетки, чтобы, двигая всей верхней частью тела, рисовать большую Ленивую Восьмерку в срединном пространстве перед собой. Смотрите сквозь свои пальцы. Это нормально, если вы видите раздвоенный образ вашей кисти. Повторите это движение другой стороной, прижимая голову к противоположному плечу и вновь рисуя ленивую Восьмерку. Позвольте вашей руке раскачиваться вместе с верхней частью туловища, подобно тому, как слон качает хоботом. Опять медленно поверните голову из стороны в сторону, отмечая изменения.

 Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или
пение).

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

Упражнение «Вращение шеи».

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.

Упражнение «Рокер» расслабляет бока после длительного сидения.

Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед -
до тех пор, пока напряжение не исчезнет.

 Упражнение «Брюшное дыхание»

 Выполняется перед обедом для того, чтобы расслабиться и лучше переварить пищу. Положите руку на брюшную область.

Выдохните весь воздух короткими маленькими струйками словно стремитесь

удержать пушинку на лету. Сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно

шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе.

Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие.

 Упражнение «Перекрестный шаг сидя»

Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено — правый локоть.

Упражнение «Сова»

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы; повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

Упражнение «Активизация руки»

Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, а от себя.

Упражнение «Помпа икр ног»

Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.

Упражнение «Гравитационное скольжение»

Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз — выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).

Упражнение «Заземлитель»

Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох — выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.

 Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать миллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.

Кнопки Мозга

Отследите, чувствуете ли вы ясность в мышлении. Насколько ясно вы видите?

Чтобы стимулировать Кнопки Мозга, положите одну руку на пупок, а другой рукой сделайте форму U из большого и указательного пальца и положите их под ключицы, приблизительно три сантиметра от грудины с каждой стороны. Мягко потирайте точки под ключицами в течение двадцати - тридцати секунд. Нижняя рука остается на месте, в то время, как ваши глаза медленно двигаются налево и направо вдоль горизонтальной линии. Затем поменяйте руки и проделайте упражнение снова.

Отследите снова ясность вашего мышления и зрения.

Кнопки Земли

Чувствуете ли вы комфорт и организованность при взгляде вниз, выполняя какую-либо визуальной задачу в ближнем визуальном поле или глядя вниз и затем вверх?

Положите два пальца под нижнюю губу, а ладонь другой руки на пупок таким образом, чтобы кончики пальцев указывали вниз вдоль вашей срединной линии. Ваша голова автоматически примет правильное положение: с подогнутым под себя подбородком прямо над грудиной. Представьте, что вы вдыхаете воздух через центр тела вверх. Посмотрите вниз, потом позвольте вашим глазам двигаться по вертикальной линии вверх и вниз. Держите Кнопки Земли от четырех до шести полных вздохов, чувствуя заземление. Поменяйте руки и повторите.

Снова отследите, насколько комфортно вам смотреть по направлению вниз, и изменилась ли ваша способность фокусироваться на предметы в ближнем визуальном поле.

Кнопки Космоса

Отследите, чувствуете ли вы себя комфортно, фокусируясь на пространственных задачах, таких как взгляд на противоположную часть комнаты, при игре в теннис, чтении с классной доски или парковке автомобиля.

Положите два пальца над верхней губой, а ладонь другой руки расположите в области копчика. Центр вашей головы должен находиться над вашими бедрами. Представьте себе, что вы вдыхаете энергию вверх по позвоночнику. Газа двигаются вниз (для заземления), затем идут медленно сантиметр за сантиметром вверх и вдаль, к точке в дальнем визуальном поле (наши визуальные способности работать в ближнем - дальнем визуальном поле). Держите Кнопки Космоса от тридцати секунд и больше (от четырех до шести полных вздохов). Поменяйте руки и повторите.

Снова отследите свое состояние.

Кнопки Баланса

Легко ли вам удерживать баланс, стоя на одной ноге?

Положите два пальца в углубление позади уха на основании черепа, вторую руку положите на пупок. Представьте, что вы вдыхаете энергию вверх по центру своего тела. Держите примерно тридцать секунд, затем поменяйте руки и повторите.

Отследите снова ваше чувство баланса.

Энергетическая Зевота

Есть ли у вас какое-либо напряжение, связанное с вашими визуальными навыками,

дыханием    или    самовыражением?    Чувствуете    ли    вы    свои    лицевые    мускулы расслабленными?

Имитируйте   зевок.   Положите   пальцы   каждой   руки   на   точки   напряжения   вдоль челюстных суставов. Зевните  со звуком так широко, как можете, мягко массируя места напряжения под пальцами.

Отследите вновь, что с вашим зрением, дыханием, готовностью к самовыражению.

Думающий колпак

Легко ли вам слушать других? Отследите, насколько легко поворачивается ваша голова налево, затем - направо.

Используя ваши большие и указательные пальцы, мягко тяните и разворачивайте ваши уши назад. Начинайте массировать с верхней точки ушей, по краю, заканчивая мочкой. Повторите три или больше раз.

 Упражнение «Крюки»

Поза, углубляющая позитивное отношение, поднимает настроение. Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты. Вышеописанные упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития тренинга определенных навыков и способностей.

 Упражнения: «Избавимся от негатива»

Напиши негатив, страх, от которого вы хотели избавиться. Выберите партнера и попросите его избавить вас от этого негатива. При этом шарик расположите между животами и обняв партнера, лопните шарик, тем самым избавляясь от негатива и страха.

В конце упражнения весь мусор педагоги выбрасывают, берут коврики и проводиться  упражнение на релаксацию.

Вывод

В работе с детьми рекомендуется взрослым (педагогам, родителям) системно применять упражнения гимнастики мозга для тренинга определённых функций.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности.

Высшим достижением взрослого, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, ученика с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении домашним заданий или контрольной работы.

В целом работа Пола Деннисона и Гейл Деннисон является совершенно новым явлением, и адаптация их работы к условиям российской образовательной

системы является весьма актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинезиологии — науке, улучшающей обучаемость на уровне работы целостного мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ"

laquo;Трудных детей не бывает.Это мы их делаем трудными»Т.П. ХризманОписания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в кл...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов "ГИМНАСТИКА МОЗГА"

Насколько слабыми в психическом и физическом  развитии стали сегодняшние дети. У них недостаточно сформированы психические процессы, речь, мелкая и общая моторика, что значительно затрудняет их р...

Мастер-класс для педагогов "Гимнастика для мозга"

quot;Гимнастика для мозга" - ключ к развитию способностей ребенка и взрослого....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "УПРАЖНЕНИЯ-ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ МОЗГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Мастер-класс для педагогов «Упражнения-тренажеры для мозга  в работе с детьми дошкольного возраста»Цель: познакомить педагогов с приемами нейрогимнастики, направленных на развити...

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_...

Мастер-класс для родителей "Фитнес для мозга - нейробика"

В материала представлена подборка упрражнений, которые позволят родителям оказать положительное влияние на развитие своего ребенка...