МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "УПРАЖНЕНИЯ-ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ МОЗГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
консультация

ПЛОХОВА  АНАСТАСИЯ ЛЕОНИДОВНА

Мастер-класс для педагогов «Упражнения-тренажеры для мозга  в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: познакомить педагогов с приемами нейрогимнастики, направленных на развитие межполушарного взаимодействия для использования в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №6» Мастер-класс для педагогов «Упражнения-тренажеры для мозга в работе с детьми дошкольного возраста »

Слайд 2

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Мишель де Монтень

Слайд 5

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое .

Слайд 6

Упражнения американского психолога Пола Деннисона УПРАЖНЕНИЕ №1 «ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ШАГИ» УПРАЖНЕНИЕ №2 «КНОПКИ МОЗГА»

Слайд 7

Упражнения американского психолога Пола Деннисона УПРАЖНЕНИЕ №3 «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНИЯ» УПРАЖНЕНИЕ №4 «СОВА»

Слайд 8

УПРАЖНЕНИЕ №5 «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ» Упражнения американского психолога Пола Деннисона УПРАЖНЕНИЕ №6 «КРЮКИ ДЕННИСОНА»

Слайд 9

Упражнения-тренажеры « Кольцо» «Мизинец-большой» «Кулак-ладонь» «Лезгинка» «Ухо-нос» «Глаз-язык» Смять листы бумаги обеими руками, затем расправить Счетные палочки Одновременно двумя руками провести линии сверху вниз, от точки к точке Зеркальное рисование Вычеркнуть левой рукой все красные круги, затем левой рукой – все черные



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Упражнения-тренажеры для мозга  в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: познакомить педагогов с приемами нейрогимнастики, направленных на развитие межполушарного взаимодействия для использования в работе с детьми дошкольного возраста.

«Мозг, хорошо устроенный,

стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»

Мишель де Монтень

Уважаемые коллеги!

Знаете ли вы, что по статистике каждый человек в среднем использует свой мозг всего лишь на 30%, а остальные 70% – это неиспользуемые резервы и возможности.

 

Представьте, что перед вами ребенок. Вполне себе обычный наш воспитанник.

- Скажите, какой он? 

- Хорошо. Что он умеет делать и чему мы должны его научить ? 

- А теперь давайте посмотрим, какое полушарие головного мозга отвечает за определенные умения ребенка.

На слайде появляется рисунок головного мозга человека.

За что отвечает правое полушарие:

 - обработка невербальной информации, эмоциональность;

- музыкальные и художественные способности;

- ориентация в пространстве;

- воображение;

- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток…);

- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

- отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

- логика, память;

- абстрактное, аналитическое мышление;

- анализ информации, делает вывод;

- обработка вербальной информации;

- отвечает за правую половину тела.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, она формируется под влиянием  генетических и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Сегодня мы поговорим именно об этом, об упражнениях нейрогимнастики, направленных на развитие межполушарного взаимодействия.

Обращаю ваше внимание, что мы занимаемся не коррекцией, это работа специалистов, а именно развитием. Предлагаемые  упражнения общие, их необходимо использовать перед началом занятия, на физминутках или просто проводить блок подобных упражнений в течение дня.  Данные упражнения основаны на программах различных нейропсихологов и педагогов.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «КНОПКИ МОЗГА»

Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой стимулировать точки под ключицами между ребрами. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела.

Массируйте углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.
Поменяйте руки


Кнопки Мозга находятся как раз над местом, где разветвляются две сонные артерии.
Гимнастика для мозга: «Точки мозга»

Упражнение обеспечивает приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга, укрепляет сосуды головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого чтения.

УПРАЖНЕНИЕ №2 «ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ШАГИ»

Перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга.

Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке. Голова немного поворачивается по ходу движения. Рот не зажимается, губы свободны.
Гимнастика для мозга: «Перекрестные шаги»

  • «Перекрестные шаги» должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
  • «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными усвоение новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.




УПРАЖНЕНИЕ №3 «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНИЯ»

По логике это упражнение должно быть №1! Выполнять его следует сразу, как вы проснулись. Скорее всего многие знают, а некоторые испытали эффект микроакупунктуры в точки ушной раковины. Массаж ушных раковин – обязательный элемент всех видов восточной гимнастики.

Что нужно знать, чтобы с большим эффектом выполнить упражнение, который позволит поменять «ночной колпак» на «колпак для думания»?

Ушная раковина – это проекция тела и ухо можно назвать его пультом управления. Человечек на ухе перевернут вверх ногами: на мочке уха проекция головы, противозавиток – позвоночник, начиная от мочки: шейный, грудной, поясничный отделы. В нижней части (углубление на уровне слухового прохода) проекция органов грудной клетки, в углублении выше козелка – точки брюшной полости, в углублении между ножками противозавитка – органы малого таза.

Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте сверху вниз, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.

Поверните голову влево до предела, без усилий. Начните массировать ушную раковину сверху вниз. Глядя назад, позволяем голове уходить все дальше и дальше, до предела.
Поверните голову вправо до предела, без усилий. Начните массировать ушную раковину сверху вниз. Глядя назад, позволяем голове уходить все дальше и дальше, до предела.

Гимнастика для мозга: «Колпак для думания»

  • Активно массируйте ушную раковину, как только проснулись. Это простое упражнение избавит вас от утренней скованности, вечной спутницы пожилых людей, и сделает каждое утро добрым! 
  • Повторяйте  «колпак для думания», когда устали и голова отказывается работать, когда нужно быстро собраться с мыслями. Учитывайте простой факт: это массаж, который вызовет прилив крови уши покраснеют.

УПРАЖНЕНИЕ №4 «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ»

Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты, тело расслаблено.

Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку. Большой палец руки на серединной линии тела, плавным движением руки описываем восьмерку не выпуская его из поля зрения. Поменяйте руки и повторите упражнение Нарисуйте восьмерки двумя руками. Кисти рук сцепить в замок, большие пальцы верх, начинаем описывать восьмерки, не выпуская большие пальцы из поля зрения.

  • «Ленивые восьмерки» активизирует оба глаза и интегрирует оба зрительных поля (правое и левое), помогают в периоды творческого застоя. 
  • Повторяйте «Ленивые восьмерки», когда засиделись в чате до рези в глазах, когда после просмотра «мыльного» сериала хотите переключиться на чтение любимой книги. Доказано, что чтение даже одной главы в день продлевает жизнь на два года.

УПРАЖНЕНИЕ №5 «СОВА»

Положите правую руку на левое плечо посередине между шей и плечевым суставом, немного поверните голову влево. Начинайте разминать надплечье: на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова.
Голову слегка поворачиваете из стороны в сторону. Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение.

Упражнение расслабляет плечевой пояс. Повторяйте упражнение «Сова» перед публичным выступлением, когда хотите свободного общения, (помогает расслабить плечевой пояс); когда нужно быстро снять стресс и восстановить дыхание, например, после того, как произнесли тост на юбилее друга и разволновались. 


УПРАЖНЕНИЕ №6 «КРЮКИ ДЕННИСОНА»

Для выполнения упражнения «Крюки» вначале скрестите лодыжки, просто поставив одну ногу впереди другой, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и Перекрестные шаги.

Прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой. Упражнение «Крюки» способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, ускоряет реакции.

  • Упражнение «Крюки» поможет избавиться от мышечных зажимов, способствует объединению эмоций с процессами мышления, ускоряет реакции, активизирует творческий потенциал.
  • Упражнение «Крюки Деннисона» стоит выполнить в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, перед публичным выступлением, а также в состоянии возбуждения или подавленности.
  • Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и Перекрестные шаги.

Это были упражнения американского психолога Пола Деннисона.

А теперь обратимся к упражнениям-тренажерам для мозга. Они основаны на переключении положений или движений рук между собой:

  • «Кольцо»
  • «Мизинец-большой»
  • «Кулак-ладонь»
  • «Лезгинка»
  • «Ухо-нос»
  • «Глаз-язык»
  • Смять листы бумаги обеими руками, затем расправить
  • Счетные палочки
  • Одновременно двумя руками провести линии сверху вниз, от точки к точке
  • Зеркальное рисование
  • Вычеркнуть левой рукой все красные круги, затем левой рукой – все черные

Итак, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов нейрогимнастики оказывает положительное влияние на развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, и способствует коррекции недостатков речевого развития не только у детей, но и у взрослых.

 

И в заключение маленький совет:

Мы с вами выполняем ежедневные физические действия «удобной» для нас рукой. Попробуйте сами и предложите родителям и детям, например - чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «непривычной» рукой активизирует новые участки мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

 

Будьте здоровы! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"...

Мастер - класс "Арт- терапия как здоровьесберегающий элемент в образовательной работе с детьми дошкольного возраста"

Арт- терапия лечение искусством. Арт- педагогика относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт- терапию и обучение. Арт- педагогика имеет мощный потенциал...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

Мастер-класс на тему: «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Данный мастер-класс ознакомит с инновационными формами работы...

МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС».

Задачи:- познакомить воспитателей с развивающими играми В. В. Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы с играми.- развивать творческий познавательный интерес к играм В. ...

Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»...