Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»
методическая разработка на тему

Нагучева Елена Петровна

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx29.31 КБ
Файл master-klass.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мастер-класса для педагогов

по использованию игровых технологий

в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Номинация: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО.

Задачи:

– систематизация теоретических знаний о механизме вхождения ребенка в социум и роли взрослого в процессе социализации в соответствии с ФГОС ДО;

–осознание влияния применения игровых технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;

– обмен опытом работы по применению разнообразных приемов  в работе с детьми дошкольного возраста;

- снятие эмоционального напряжения через работу с формой, цветом, телом;

- развитие коммуникативных навыков;

- арт-терапевтическая диагностика;

- самопознание и личностный рост участников.

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;

– презентация “Мастер-класс «Обыкновенное чудо»”;

– камни;

- веревка;

- карточки с цветами М. Люшера;

- дощечки для «тактильного тестирования» (картонные квадраты размером 20х20см с наклеенными: бисером, ватой, поролоном, различных видов ткани, мехом, пухом и пр.);

- мешочки или подушечки, сшитые из одного материала и одинакового размера с различными наполнителями:  мукой, фасолью, шишками, ватой, гайками, газетой и т.п.

Категория: молодые педагоги.

Использованные технологии: Арт-терапия, психодинамические упражнения, элементы изотонической гимнастики.

План проведения мастер-класса:

  1. Игра «Обыкновенное чудо».
  2. Беседа о механизмах социализации ребенка, роли взрослого в данном процессе и гуманно-личностных технологиях (в контексте ФГОС ДО).
  3. Игра «Камень и веревка».
  4. Игра «Волшебные руки».
  5. Рефлексия.

Конспект мастер-класса:

Слайд 1. Добрый день, коллеги. Рада очередной встрече с вами. Сегодня утром, идя на работу, я нашла камень, и мне пришла в голову идея: а не поиграть ли нам с ним!?

Слайд 2. Итак, у меня в руке камень. Он тяжелый, холодный, неприятный на ощупь, шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (называется имя сидящего рядом игрока).

Ведущий берет камень в ладони, сжимает их и произносит: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу». С этими словами камень передается игроку, сидящему слева. Ведущий спрашивает игрока:

 «Что ты ощущаешь? Тяжелый ли этот камень? Правда, тяжелый? А какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках холодный камень? Конечно же, камень теплый.

 Как ты думаешь почему? Помнишь, что я делала, о чем просила камень? Сейчас мы сделаем с тобой тоже самое: совершим обыкновенное чудо – согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу».

Далее камень передается другому игроку. Игра продолжается. Наступает момент, когда камень возвращается к ведущему. Он говорит игрокам:  «Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать его в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!..»

А сейчас я хотела бы спросить у вас, как вы думаете, в чем состоит своеобразие дошкольного детства, что именно в данном возрасте находится в центре всей психической жизни ребенка? (Ответы участников мероприятия) Верно, в центре психической жизни ребенка находится взрослый, как носитель общественных функций, смыслов, задач деятельности в системе общественных отношений.

Как вы думаете, в процессе чего происходит вхождение ребенка в социум, в среду сверстников и взрослых в детском саду?  (Ответы участников мероприятия. Задача ведущего подвести участников к мысли о том, что вхождение ребенка в социум происходит в процессе освоения им образовательных областей.)

Слайд 3. Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и должна быть направлена деятельность педагога.

Слайд 4. Это отражено и в проекте «Профессионального стандарта педагога». Цитирую: «Педагог дошкольного образования должен:

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации».

Слайд 5. Это предполагает внедрение в образовательный процесс личностно-ориентированных технологий, основанных на уважении к ребенку, оптимистической вере в его творческие силы, особом стиле толерантных отношений детей и взрослых, позиции педагога: не «над», не «рядом», а «вместе». Теоретической основой использования личностно-ориентированных технологий является создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути личностного развития ребенка. Другими словами, каждая из педагогических технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе (технологии на слайде), развивая личность ребенка, содействует его адаптации в коллективе сверстников и взрослых.

Ответьте мне, пожалуйста, игру, с которой мы начали нашу встречу, можно отнести к одной из личностно-ориентированных технологий? (Ответы участников)

При проведении этой игры с детьми есть свои нюансы:

-  При ощупывании камня если ребенок затрудняется с ответом, то предложите ему для сравнения провести пальцами по гладкой поверхности, а затем снова ощупать камень.

- Если ребенку трудно определить холодный камень или теплый, то предложите ему для сравнения похожий камень, который еще «не побывал» ни в чьих руках.

- Текст можно адаптировать, учитывая речевые возможности ребенка. Если он не имеет возможности говорить, пусть просто согревает камень в руках. Вы произнесете этот текст сами. Самое главное – помочь ребенку приобрести опыт «сотворения чуда».

Важно обсуждать с детьми каждую прожитую ситуацию, каждую проведенную игру. Если ребята могут говорить, побеседуйте с ними, задавая такие вопросы, как «Понравилась ли тебе игра?», «Что ты чувствовал, когда держал камень?» Если ребята не говорят, но знают цвета, то можно предложить им выбрать одну из цветных полосок: красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого, серого, фиолетового, коричневого и черного цветов. Скажите ребятам: «Возьми ту полоску, цвет которой тебе нравится больше всего».

Выбранный участником игры цвет соответствует его настроению и состоянию в данный момент и отражает те чувства, которые ребенок испытал во время игры. Красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый цвета отразят позитивные чувства; а черный, коричневый, серый – негативные.

Если ребята плохо ориентируются в цветах, обратитесь к «тактильному тестированию». Для этого вам понадобятся различные тактильные поверхности. Разложите их перед участниками игры и скажите им: «Ознакомьтесь с поверхностями. Подержите их в руках, проведите по ним пальцами, ладонью. А теперь выберите ту поверхность, которая вам понравилась». Понаблюдайте за ребятами. Обратите внимание, как они исследуют предложенный материал, как взаимодействуют друг с другом, какую поверхность выбрали.

Если же и этот вид деятельности доставляет определенные трудности, то можно «обсуждать» игру с помощью мешочков или подушечек с различными наполнителями. Не правда ли, взаимодействуя с предложенным материалом, ребята не только обогащают свой тактильный опыт, но и начинают познавать себя, свое состояние «здесь и теперь».

Игра «Камень и веревка».

Ведущий показывает игрокам камень, и спрашивает: «Что у меня в руках?». Каждый игрок может подержать камень в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на твердость.

«Камень очень твердый. Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я! Ощупайте мои руки: твердые они, напряженные? А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки!» (Необходимо обойти всех участников игры, проверить напряжение их рук, похвалить удачно выполнивших задание, еще раз показать это упражнение тем, у кого не получилось. Очень важно добиться того, чтобы все участники, по мере своих возможностей, успешно выполняли это задание.)

«Молодцы! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите… Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь – посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка! Ощупайте мои руки, покачайте их, «поиграйте с ними». А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали «веревкой». (Ведущий обходит всех участников игры, проверяет выполнение задания.)

«Молодцы! А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку! Итак, слушайте команду:

- Камень!

- Веревка!

- Камень!

- Веревка!

- Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы тела напрячь так, чтобы  тело стало «каменным».

- Молодцы!

Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку. Молодцы!

Слушайте команду:

- Камень!

- Веревка!

- Камень!

- Веревка!

- Молодцы!»

Заметим, что ведущий выполняет свои команды наравне с ребятами.

Эта игра содержит элементы изотонической гимнастики и позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым способствуя снятию чрезмерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегуляции.

Игра «Волшебные руки»

Слайд 6. Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «Камню», постараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на «Камень», говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с «Камнем»?» (Можно дать ребятам образец проговаривания своих чувств. Например: «Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло…А еще я чувствую, как расслабляется под моими руками «Камень», я его согреваю…». Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли Камня, почувствовал тепло добрых рук.)

Ведущий организует обсуждение, делая акцент на том, что понравилось больше: отдавать или принимать человеческое тепло?

Вот так с помощью яркого, необычного оборудования и пространства, душевного общения и веры в возможности ребенка можно не только обеспечить ему успех в общении, но и сформировать интегративные качества личности: регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные.

Рефлексия.

Слайд 7. Расскажите, пожалуйста, что дала вам сегодняшняя встреча? Поможет ли вам информация, которую вы приобрели? У кого есть желание, может поделиться своими эмоциональными переживаниями любым способом (вербальным, цветовым, тактильным).

Слайд 8. Ведущий благодарит участников мероприятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми «Обыкновенное чудо» Автор: Нагучева Елена Петровна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17 «Радуга» МО Выселковский район

Слайд 2

Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу.

Слайд 3

Дари себя детям

Слайд 4

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ … в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации … УЧАСТИЕ:

Слайд 5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Слайд 6

Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу.

Слайд 7

Рефлексия

Слайд 9

Интернет- ресурсы Фон – http://www.hqoboi.com/img/other2/svobodnaya-tematika_195.jpg Бабочка- http://f-picture.net/lfp/s55.radikal.ru/i150/1107/cb/9858ef343a07.png/htm - Земной шар – http://img-fotki.yandex.ru/get/9260/37366204.57d/0_124eb5_933a03bb_L.png Ромашка - http://img-fotki.yandex.ru/get/5906/valenta-mog.1df/0_7cb24_b2c1ae50_L.png Звезды - http://kira-scrap.ru/KATALOG/OFORMLENIE/1/0_8ba16_f0ee499e_L.png Дымка (сеялки) - http://img-fotki.yandex.ru/get/9512/16969765.1e5/0_8ba0d_a93542ba_orig.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Календарно-тематическое планирование летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Календарно-тематическое планирование летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в МБДОУ №1 "Русалочка" на 2016г....

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий  для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»...

Методическая разработка мастер-класса для родителей по развитию просодической стороны речи детей младшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие ватного шарика»

В разработке раскрыты приемы работы над компонентами просодической стороны речи - сила голоса, темп, ритм, интонация на мастер-классе для родителей....

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ             «Кинезиологические упражнения в работе                  ...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДОГОВ ДОО « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель данного мастера-класса: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ....

Мастер-класс для педагогов «Зарядка для ума» в работе с детьми дошкольного возраста»

Целью данного мастер-класса являлось знакомство педагогов с приемами нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.Сегодня в общеобразовательные детские сады ходят дети, имеющие различные нар...