МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДОГОВ ДОО « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
методическая разработка

Телицина Марина Викторовна

Цель данного мастера-класса: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДОГОВ ДОО « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению нетрадиционной пальчиковой гимнастики.

Материал: крышки от бутылок, массажные мячики, бельевые прищепки, карандаши, подносы с крупой, шишки, бусины, макароны.

Содержание мастер-класса.

Подготовительно – организованная часть.

Уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.

Психологический настрой.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Основная часть

Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы) .

Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.

Ребёнку необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; самомассаж (поглаживание, разминание) ; игры- конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д. ; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой, крупами; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое»«чудесный мешочек» и т. д, и т. п.

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с одной нетрадиционной технологией- Су Джок терапия. Что такое Су Джок?

В переводе с корейского языка «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.

Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.Су Джок это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.

Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только специально обученным людям, но и педагогам в детском саду и дома самим родителям. (Демонстрирую массажёр Су – Джок)

Этот кругленький дружок

называется Су-Джок

этот шарик разноцветный

покатаем мы в руках

Чтобы легче было думать,

сила чтоб была в руках

Покатаем по ладошкам

он откроется вот так!

Попробуйте покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма, увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Эту работу можно проводить перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить свои пальчики к работе.

Задачи:

- нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкой моторики;

- активизировать области коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей;

- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;

- использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности.

- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

Противопоказания:

Высокая температура, гнойные заболевания, открытые раны, онкологические заболевания.

Все движения шариком сопровождаются в соответствии с текстом стихов или потешек.

Практическая часть.

Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые игры, которые я использую в своей работе.

Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней.

Давайте поиграем.

1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В руку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Пальчиковая игра «Сапожки»

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.

Пальчики в сапожках шагают по дорожке,

Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.

Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой)

У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!

Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!

Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Игры с пуговицами.

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. Картинки-образцы прилагаются к игре.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено)

А сейчас мы с вами порисуем, но необычным способом.

Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не рассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не сложные рисунки на крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.). Не торопите его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.

Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами как при сборе ягод, потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так набираем, целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме

Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Игры с шишками.

Предлагаем ребенку покатать, шишку между ладонями.

Игры с лентами, нитками и клубочками.

Сматывание разноцветных ленточек.

Наматывание ниток на клубок.

«Рисование»

Рисовать семенами арбуза, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Заключение.

Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д.

Напоследок мне хотелось бы прочитать стихотворение:

Две руки

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая, их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

Спасибо за внимание!

Пальчиковые игры с шариком «Су-Джок» 

«Дождик»

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

(стучим медленно шариком об ладонь)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

(стучим шариком об ладонь, ускоряя темп)

Мы зонты свои раскрыли,

(шарик находится под ладонью)

От дождя себя укрыли.

(сжимаем шарик в ладони).

«Урожай»

В огород пойдём,

Урожай соберём.

(катаем шарик на ладони вперёд-назад)

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвём немножко

(на каждую строчку прокатываем шарик по пальцу)

И вернёмся по дорожке.

(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)

«Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)

Вот и вся семья!

(кольцо в центре ладони, сжатие в кулаке и разжатие всех пальцев одновременно)

«Доброта»

Если пальчики грустят –

(сжимаем и разжимаем шарик в руке)

Доброты они хотят.

(гладим шариком ладонь)

Если пальчики заплачут –

(стучим шариком по ладони)

Их обидел кто-то значит.

Наши пальцы пожалеем –

(гладим шариком ладонь)

Добротой своей согреем.

(дышим на руки)

«Совушка».

У глазастой совушки

Хищная головушка,

(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)

Пёрышки пушистые,

(катаем медленно шарик вперёд-назад)

Ноженьки когтистые.

(шариком проводим по ладошке)

Ловит мышек и зайчат

На охоте по ночам.

(сжимаем шарик в ладошке).

«Ёжик»

Наш волшебный мудрый ёжик

(прокатываем по левой руке)

Не нашёл в лесу дорожек.

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

(катаем между ладоней вертикально)

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать.

(катаем между ладоней горизонтально)

Ловкими станут пальчики,

Умными – девочки, мальчики.

(катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху).

«Приветствие»

(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю –

(сжимаем и разжимаем кольцо в руке)

Всех я вас приветствую!

(разводим руки в стороны)

«Транспорт»

Будем пальчиками играть –

(катаем шарик между ладонями вперёд-назад)

Будем транспорт называть:

(сжимаем и разжимаем шарик в руке)

Автомобиль, вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

(на каждое слово прокатываем кольцо по пальцу)

Все пальцы мы в кулак зажали,

(сжимаем шарик в ладошке)

Все виды транспорта называли.

(пальцы разжимаем и шарик остаётся на ладони)

«Профессии»

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)

Повар, врач, учитель,

Продавец, строитель…

(нажимаем шариком на каждый палец)

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)

«Вот сидит собака…»

Вот сидит собака в будке,

(сжимаем шарик в ладошке)

А потом бежит туда-сюда,

(шарик катаем вперёд-назад на ладони)

Охраняет она дом,

(катаем шарик круговыми движениями на ладошке правой руки)

Чтоб спокойно жили в нем!

«Колючий ёжик»

Колючий ёжик.

Гладь мои ладошки, ёж!

(катаем шарик между ладошками)

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить!

(гладим шариком ладонь)

Я хочу с тобой поладить!

(дотрагиваемся каждым пальчиком до шпиков)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(сжимаем и разжимаем шарик в ладошке)

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – подбросим,

И опять поймаем.

(действия соответствуют тексту)

«Были бы у ёлочки ножки…»

Были бы у ёлочки ножки,

(на каждое слово сжимаем шарик в правой руке)

Побежали бы они по дорожке.

(катаем шарик между ладонями вперёд-назад)

Заплясала бы она вместе с нами,

(катаем шарик между ладонями по кругу)

Застучала бы она каблучками.

(нажимаем шпиками на каждый пальчик)

«Белка»

Сидит белка на тележке.

(кольцо в руке, сжимаем и разжимаем ладонь)

Раздаёт она орешки.

Лисичке-сестричке,

(на каждое животное надеваем массажное кольцо Су-Джок)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

«Гномики-прачки»

Жили-были в домике

(сжимаем шарик в ладошке).

Маленькие гномики:

(разжимаем шарик в ладошке)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(нажимаем шариком на каждый палец)

Раз, два, три, четыре, пять,

(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в правую сторону)

Стали гномики стирать:

(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в другую сторону)

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики- штанишки,

Чики – носочки.

Мики умница был, всем водичку носил.

(надеваем пружинку на каждый палец)

«Бегемот»

Едет тихо на машине бегемот,

(медленно катаем шарик между ладонями вперёд-назад)

Потому что очень сильный гололёд!

(сжимаем и разжимаем шарик в ладошке)

Вдруг из-за угла появился еж.

(быстро прячем шарик в ладони, а потом ставим его на ладонь)

Испугался бегемот и на тормоз быстро жмёт.

(шарик на ладони, а при слове «тормоз» быстро сжимаем шарик рукой)

«На параде»

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд зарядом.

(катаем шарик между ладонями вперёд-назад)

Бодрым шагом мы идём.

(стучим шариком по ладони)

В нашу армию, ребята,

(сжимаем и разжимаем шарик в ладошке)

Просто так не попадём!

(показываем указательным пальцем в правую и левую сторону)

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в правую сторону)

Мы посуду перемыли:

(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в другую сторону)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(надеваем пружинку на каждый палец)

Так мы маме помогали,

Что мы очень все устали.

(встряхиваем руки)

«Космос»

Раз, два, три, четыре, пять –

(нажимаем шариком на каждый палец)

В космос полетел отряд.

(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)

Командир глядит в бинокль,

Что он видит впереди?

(упражнение «бинокль»)

Солнце, планеты, спутники, кометы

(нажимаем шариком на каждый палец)

И большую жёлтую луну.

(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)

«Солнышко»

Нарисую солнышко на своей ладошке,

(катаем шарик между ладонями по кругу)

Пусть оно сияет хоть и понемножку.

(нажимаем шпиками на каждый пальчик)

МАДОУ «ЦРР-детский сад №14» г.Благовещенска РБ

Мастер-класс для воспитателей

«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»

Подготовила и провела:

Телицина М.В.

Ноябрь-2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста".

Актуальность темы: "Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста"....

"Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста".

Актуальность темы: "Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста"....

Мастер - класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для родителей по теме "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"...

Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

На занятиях по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения детей.В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции (анали...

Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;• пространственной ориентировки н...