Методические рекомендации по работе над скороговорками, как одно из эффективных средств по развитию речи с использованием дистанционных технологий.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Кириченко Евгения Васильевна

     Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более, подвижным. Способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.

     Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorogovorki_metodicheskie_rekomendatsii.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  по работе

над скороговорками, как одно из эффективных средств  по  развитию  речи с использованием дистанционных технологий.

Подготовила: воспитатель Кириченко Е.В.

СЛАЙД 1-2

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Ведь речь формируется не сама по себе, а под влиянием нас, взрослых в процессе общения.

 Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с такой проблемой, что дети, как правило, имеют обширный словарный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, но речь детей недостаточно четкая и внятная. Некоторые проблемы с речью могут оказать негативное влияние на будущее ребёнка. Это бывает из-за вялости артикуляционного аппарата или когда у ребёнка торопливая речь. В этом случае ребёнок не проговаривает в словах ряд звуков, как мы говорим «проглатывает» их.

Для четкого произношения звуков в группе мы проводим различные артикуляционные и дыхательные упражнения, пальчуковые гимнастики, при помощи мнемотаблиц заучиваем стихи, составляем рассказы по опорным схемам, работаем совместно с педагогом- логопедом, тесно взаимодействуем с родителям. Большинство проблем вполне исправимы.

Но на период  самоизоляции чтобы не лишить детей общения мы  продолжили работу в направлении развития речи дошкольников в дистанционном режиме. И  наиболее доступным, интересным и занятным способом, на мой взгляд, стало  использование фольклора в развитии речи детей. А именно – скороговорок и чистоговорок.

СЛАЙД 3

         Скороговорка- искусственно, ради забавы придуманная фраза, с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь».      С.И.Ожегов

СЛАЙД 4

     Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более, подвижным. Способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.

     Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.

СЛАЙД 5

     Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов.

Но прежде чем начать проговаривать скороговорку, нужно хорошо ее выучить, следуя следующим правилам.

1.Использовать на первых порах название «чистоговорка».  Поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка». Например:

Ли-ли-ли: в синем море корабли.
Ля-ля-ля: мачта корабля.
Ле-ле-ле: гнезда на скале .
Лю-лю-лю: мамочку люблю .

2. Произносить нужно медленно. Цель- выучить!

3. В скороговорках  не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие! 

4. Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более  сложные.

5. Обязательно объяснить ребенку значение непонятных слов.

6. Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение.

СЛАЙД 6

Как известно игра – самый естественный вид деятельности ребёнка. Именно поэтому такая игровая форма – стала оптимальным путем привлечения ребёнка к обучению.

А для родителей это наиболее доступный способ и это не потребует дополнительного обучения, не займет много времени, но доставит массу радости и удовольствия и взрослым и детям. В игровой форме были предложены речевые упражнения, которые не только полюбились, но и научили правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка.

      СЛАЙД 7

Предлагаю несколько методов и приемов произношения скороговорок.

1.Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, одним из наиболее эффективных  и одновременно удобных методов разучивания скороговорки является метод «иллюстрирования», зарисовывания того, о чем в ней говорится. Это помогает развивать воображение, дает простор для творчества (ВИДЕО ЭПИЗОД ИЛЛЮСТРАЦИЯ СКОРОГОВОРКИ ) 

СЛАЙД 8

2. Проговаривание скороговорки, прохлопывая ритм ладошками. Позволяет научить ребенка воспринимать и воспроизводить ритмический  рисунок скороговорки. ( ВИДЕО ЭПИЗОД ПРОХЛАПЫВАНИЕ РИТМА) 

СЛАЙД 9

3.Подключение движения рук и проговаривания с ускорением помогает не только запомнить скороговорку, но и осмыслить действие происходящего (ВИДЕО ЭПИЗОД РАССКАЗЫВАНИЕ СКОРОГОВОРОК РУКАМИ)

СЛАЙД 10

4. При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. Можно произносить  с помощью различных предметов, например: сжимать обеими руками теннисный или массажный мяч , перебирать карандаш, подбрасывать мяч. Сопровождение речи движением руки является одной из основных предпосылок обучения твердой ритмичной речи. Бросая мяч или хлопая в разном темпе,  можно менять ритм скороговорки. ( ВИДЕО ЭПИЗОД ПРОГОВАРИВАНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ )

СЛАЙД 11

5. Интонационное чтение скороговорок  эффективно в работе над техникой речи: тембром голоса, речевым дыханием, интонационной выразительностью можно использовать подсказки- карточки с эмоциями  (смайлами) произнося их весело, грустно, удивлённо, задумчиво и т.п. ( ВИДЕО ЭПИЗОД РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ РЕЧИ, ИНТОННАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ)

СЛАЙД 12

6. Одним из важных компонентов звучащей речи является голос. Работа над дикцией является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи поэтому важно проговаривать скороговорки с разной силой голоса (шёпотом, тихо, громко) ( ВИДЕО ЭПИЗОД РАБОТА НАД СИЛОЙ ГОЛОСА)

СЛАЙД 13-14

7. Метод соревнования между детьми и родителями «Гонки скороговорок» или «Батл скороговорок» - кто быстрее, не сбиваясь, по очереди проговорить скороговорку . Позволяет создать доброжелательные отношение, радостное настроение, проявить фантазию.

8. Метод театрализованных игр с куклами и инсценирование скороговорок. помогает раскрепощению детей, раскрываются их актерские способности. Превращая   скороговорку  в театрализованную миниатюру, мы учим ребенка использовать мимику и пантомимику, различать и воспроизводить различные эмоциональные состояния ( ВИДЕО ЭПИЗОДЫ ИНСЦЕНИРОВАНИЕ И КУКОЛЬНЫЙ БАТЛ )

9.  Метод заучивания накладыванием чистоговорок и скороговорок на хорошо знакомую детям мелодию, например, «В лесу родилась ёлочка».

Небольшой опыт показывает, что разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении; развивается его слуховое внимание, фонематический слух, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи.

СЛАЙД 15

Можно сказать, что разучивание скороговорок, благотворно влияет на интеллектуальное развитие ребенка и поможет ему при обучении в школе. Скороговорки могут стать эффективным средством развития не только дикции, но и творческих способностей, если работать над ними весело и с фантазией. Стоит лишь превратить проговаривание скороговорки в игру. Скороговорки для развития речи полезны каждому вне зависимости от возраста и наличия речевых проблем. Они улучшают дикцию, развивают слух, укрепляют мышление. Можно смело сказать: занятия скороговорением не только полезны, но и интересны!

https://yadi.sk/i/GJ0NPq3XrhIdvQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА И СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ В ДОУ

Аннотация. В статье раскрываются дистанционные формы работы с детьми, не посещающими детский сад в практике работы.Ключевые слова:  дистанционные формы взаимодействия,  взаимодействие с...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

«Организация и содержание работы учителя-логопеда с использованием дистанционных технологий»

В период карантина, многие занятия перешли в онлайн - пространство. Занятия с логопедом не исключение. В своей сатье, я расскажу об особенностях моих занятий их плюсах,  минусах и способах органи...

Методическая разработка НОД с использованием дистанционных технологий. Лексическая тема "Мой город. Санкт-Петербург. Петергоф"

Материал адресован родителям , которые хотят продолжить освоение содержания дошкольного  образования в условиях самоизоляции....

«Использование дистанционных технологий в работе с детьми и родителями»

Дистанционное образование в ДОУ (методические рекомендации)В связи с образовавшейся ситуацией, в образовательной системе активно обсуждается тема дистанционного образования. В условиях самоизоляции пе...

Использование дистанционных технологий в работе учителя- дефектолога

Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества обучения с информатизацией образовательног...