Дистанционное родительское собрание
методическая разработка (средняя группа)

Мандрина Юлия Викторовна

Дистанционное родительское собрание во 2 средней группе

Книга , как средство развитии речи

Воспитатель Мандрина Ю.В

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное родительское собрание во 2 средней группе

Книга , как средство развитии речи

Воспитатель Мандрина Ю.В

СЛАЙД1

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня  поговорим о книге, а вернее о сказке, о её роли в развитии ребёнка.-

СЛАЙД2

Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков 

А.И. Княжицкий

СЛАЙД3

Цель сказки — воспитать в ребёнке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Положительное влияние сказок на дошкольников отмечают и психологи

Любые даже самые сложные знания мы стараемся преподнести ребенку в игре, где и побегать можно, и сказку услышать, и порассуждать.

СЛАЙД4

Актуальность:

«Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление, детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи».

В.А. Сухомлинский  

СЛАЙД5

Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

СЛАЙД6

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать их, учим применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. В процессе разбора содержания и выяснения происхождения той или иной поговорки, у ребенка расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.

СЛАЙД7

 Игра в сказку – способствует

 активизации разных сторон речи детей:

  Словаря;

 Грамматического строя;

  Диалогической и монологической речи;

 Совершенствованию звуковой стороны речи

СЛАЙД8

В своей работе по сказкам мы используем современные интерактивные технологии в работе с детьми - «Сторителлинг» , «Ромашка Блума» , которые позволяют легко запоминать их, понимать характер героев, передавать их образы в театрализованной деятельности, а самое главное развиваю их монологическую речь.

Вы замечали, как внимательно дети слушают , когда им рассказывают сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если ее читают в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаем познакомиться с методом Сторителлинга.

СЛАЙД9

Сторителлинг- это интересное рассказывание,  это истории ,сказки,  рассказанные детьми или взрослыми от своего имени. Они легче воспринимаются детьми, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

СЛАЙД10

Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

  • обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем

 создал эти правила;

  • систематизировать и донести информацию;
  • обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
  • наглядно мотивировать поступки героев;
  • сформировать желание общаться.


СЛАЙД11

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТЕХНИКА РАССКАЗА ИСТОРИЙ

Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему.

СЛАЙД12

Какие возможности дает сторителлинг

Метод сторителлинга позволяет:

  •  разнообразить образовательную деятельность с детьми;
  •  заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
  •  научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
  •  обогатить устную речь дошкольников;
  •  облегчить процесс запоминания сюжета.

СЛАЙД13

На примере сказки « Теремок» Воспитатель превращается в Сказочницу

На первом этапе я привлекаю внимание детей, начинаю рассказывать сказку. Затем по ходу рассказывания сказки  задаю детей  вопросы

-Кто первый пришёл к Терему? Дети отвечают полным предложением

- А как мышка разговаривает? ( Тихо , громко), дети интонируют

Могу детей запутать .

-Первый к Терему пришёл медведь? (Здесь дети сами ищут ошибки и поправляют.

Продолжаю дальше рассказывать сказку и задаю вопросы

- А какой по счету прискакал зайка? Все герои перед нами стоят и дети считают.

А как зайчик прыгает ? Дети изображаю зайчика прыгают.

А как лисичка ходит?

Как волк рычит?

Как медведь ходит?

После того , как сказочница рассказала сказку . Дети собирают картинки  к сказке.

Все это сопровождается вопросами : Ребята , а как сказка называется?  Куда мышка прибежала? Кто первый прибежал в теремок?  Кто за мышкой прискакал к теремочку? Кто прибежал к теремку за лягушкой? За зайцем? За лисой? За волком? Как жили звери в теремочке? Кто раздавил теремок? Дети самостоятельно уже интонируют, разговаривают, изображают повадки зверей. Ребята уже в сказке и сами показывают ее. При этом героев сказки они сами себе выбирают.

СЛАЙД14

Можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить» .

Сформировать умение  ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

СЛАЙД15

«Ромашка Блума» помогает нам.  

Сегодня хочется  вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления.                                                                   Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Ценность данного приема в том, что он формирует умения детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом"

СЛАЙД16

 Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы

2. Уточняющие вопросы

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы

 4. Творческие вопросы

5. Практические

6. Оценочные вопросы

СЛАЙД17

На примере сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Запоминание

1. Кто автор сказки?

2. Расскажи сюжет сказки.

3. Перечисли героев сказки. Сколько их?

4. Повтори, что говорила курочка петушку в самом начале сказки.

5. Нарисуй,чем подавился петушок.

6. Напомни, кто спас жизнь петушку.

7. Воспроизведи маршрут курочки по картинкам.

8. Повтори по памяти, кто и что дал курочке для спасения петушка.

Понимание

1. Объясни, почему петушок остался жив.

2. Пересмотри мультфильм, и подумай, какую ошибку допустил пету-

шок?

3. Опиши чувство курочки, когда она увидела, что петушок не дышит.

4. Сделай вывод и скажи, какие чувства испытывала курочка, когда спе-

шила на помощь.

5. Если подвести итог, что можно сказать? (нельзя торопиться и бало-

ваться во время еды).

6. Систематизируй и скажи, с какими проблемами сталкивается курочка,

чтобы добыть масло, которое поможет петушку проглотить зернышко.

7. Скажи, какая главная мысль сказки?

Применение

1. Реши, как можно применить пословицу «Назвался другом - помогай в

беде».

2. Отбери на картинках и скажи, что можно делать за столом во время

еды, а чего нельзя делать.

3. Проиллюстрируй сказку с ребятами при помощи игрушек.

4. Дополни: «Поспешишь – людей…».

5. Как бы ты объяснил ребятам, что в процессе еды, а также других важ-

ных дел - спешка не нужна. Из-за неё может случиться серьезная не-

приятность.

6. Выбери из предложенного на макете (рисунке) предметы, которые

помогли спасти петушка.

7. Продемонстрируй сказку по ролям.

8. Построй из (кубиков, модулей) маршрут курочки.

9. Проведи эксперимент в группе, что будет если не помогать друг другу

Анализ 

1. С какими проблемами столкнулась курочка?

2. Разбери на части события и проследи причинно-следственную связь

(благодаря постепенному вводу героев и событий).

3. Проанализируй пословицу: «Сам погибай, а товарища выручай».

4. Охарактеризуй всех героев сказки.

5. Как ты думаешь, чему учит сказка? (1 - наставление, что нельзя торо-

питься; 2 - стремление к взаимопомощи, сострадание и неравнодушие к

чужим проблемам).

6. Предскажи исход сказки, если бы рядом не оказалось курочки.

Создание 

1. Попробуй сочинить свою сказку про торопливого петушка?

2. Придумай свое название к сказке.

3. Если представить, что петушок был медлительным и никогда не торо-

пился, какой конец был бы у сказки?

4. Добавь еще героя, который мог бы помочь курочке.

5. Спланируй сказку с ребятами для спектакля (какие роли будут нужны,

какие декорации, какие костюмы. Как все это сделать?)

6. Как создать свою книжку по этой сказке?

7. Как спроектировать эту сказку? (мнемотаблицы)

8. Давай сконструируем сказку на столе, что нам понадобится?

Оценивание 

1. Определи главную идею сказки, обоснуй.

2. Можно ли критиковать торопливого человека?

3. Как дать оценку характеру героев?

4. Какими качествами мы дорожим?

5. Можно ли измерить дружбу?

6. Оцени поведение курочки.

СЛАЙД18

Закончить наше дистанционное родительское собрание по теме: «Книга, как средство развитии речи» хотелось бы словами Джона Холта:

«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать» 

СЛАЙД19

«Обучение должно вести за собой развитие».

Л.С. Выготского

И поэтому, главную результативность в своей работе  видим в том, чтобы  не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и использование современные интерактивных технологий - «Сторителлинг» , «Ромашка Блума» . Мы , воспитатели, создаем в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

СЛАЙД20

Хотим поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам наш опыт пригодиться.


Предварительный просмотр: