Компьютер и ребенок
статья

Семёнов Алексей Николаевич

Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_i_kompyuter.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Дети и компьютер

(рекомендации родителям)

Почти все родители задаются вопросом «Как мы можем аккуратно отвлечь наших детей от телевизора и компьютера и вовлечь их в более продуктивную и полезную деятельность?»

Проблема настолько распространена, что сама распространённость является причиной проблемы. Дети просто не могут найти ничего такого, что так их поглощало бы, как красочный мир телевидения и компьютерных игр. Разница между детьми, которые сидят дома и играют компьютерные игры весь день, и теми, кто дома не сидит, заключается в том, как они к этому привыкли. Если ребёнок вырос, опираясь на электронные развлечения и веселья, то уже невозможно ожидать, что он будет испытывать удовольствие от игры в мяч на открытом воздухе. Конечно не хочется сказать, что необходимо принудительно заставлять детей участвовать в активных занятиях, или держать под замком компьютер. Но желательно, чтобы мы настоятельно поощряли полезную для здоровья активность с самого раннего возраста, так, чтобы к подростковому возрасту для них это стало привычкой, и тогда они будут автоматически предпочитать такой вид времяпровождения любым электронным средствам развлечения.

Детям рано или поздно придётся изучать компьютер, программы и работать с ними. С помощью компьютера и Интернета дети смогут узнавать множество полезной и интересной информации, занявшись самообучением. Однако когда дети используют компьютер не по этим назначениям – это уже другой вопрос.

Секрет формирования компьютерной зависимости

Необходимо знать о том, что компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость.

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству.

Компьютерная зависимость может возникнуть и в более раннем возрасте. В младшем школьном возрасте в силу возрастных особенностей психика ребенка характеризуется нестабильностью. В этом возрасте происходит смена основного вида деятельности: игра сменяется учебой. Одной из отрицательных сторон воздействия компьютера на здоровье младшего школьника (тем более – дошколёнка) является сильное нервное напряжение и эмоциональный стресс, которыми сопровождается игра. Много зависит ещё и от того, какие именно игры предпочитают дети. Весёлые и добрые приключения зверушек достаточно безобидны для психики малыша. Но уже с 7 лет у мальчиков резко возрастает интерес к «стрелялкам», где герой «мочит» всех подряд и кровище льётся рекой. Такие жестокие игры дурно влияют даже на крепкую психику, тем более вредны для детей и подростков. Если ребёнок любит компьютерные игры, лучше, конечно, покупать ему логические, умные игрушки. Они обладают не только развивающей функцией, но ещё и регулирующей. Малыш не станет играть в «умную» игру долго – он просто устанет думать и сам почувствует, что пора выходить из виртуального пространства. Однако развивающие игры многим ребятишкам не нравятся, они предпочитают самоутверждаться, догоняя «противника» и убивая его в виртуальном мире. При этом дети всё дальше уходят от реальной действительности, утрачивают навыки общения со сверстниками, становятся тревожными, нервными в общении, агрессивными.

Во многих случаях родители сами являются «провокаторами»: игровая консоль или планшет – это гарантия того, что ребенок не будет мешать приготовить отчет или убраться по дому. 

Как лечить «компьютерную болезнь»?

Что делать, чтобы предотвратить вред, наносимый физическому здоровью и психике ребёнка компьютерными играми? Прежде всего, не терять чувство меры и здравый смысл.

  • Постарайтесь жёстко регламентировать время, проводимое ребёнком за компьютером;
  • Контролируйте сюжеты игр. Старайтесь не разрешать играть в игры, где присутствует большое количество сцен насилия, агрессивно поведение героев;
  • Не допускайте, чтобы ребёнок принимал пищу у монитора, играл ночами или пренебрегал общением с друзьями, школьными делами;
  • Развивайте интерес ребёнка к различным видам: спорту, искусству, музыке, науке. Организуйте посещение им разнообразных кружков, секций, школьных факультативов;
  • Воспитывайте ребёнка таким образом, чтобы компьютер воспринимался им лишь, как часть жизни, как средство достижения результата, а не как сама цель.
  • Обращайте внимание на причины, заставляющие ребёнка уходить головой в виртуальный мир. Часто бывает так, что за кажущейся зависимостью вашего ребёнка могут скрываться совсем другие проблемы. Это не успешность ребёнка в реальной жизни, неумение общаться. По этим причинам он чувствует себя более комфортно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребёнка (семейные конфликты, одиночество, школьные трудности, сложности в общении со сверстниками, неуверенность в себе).

Помните о том, что для гармоничного, полноценного развития ребенка, необходимо:

  • чаще играть с ребенком в обычные игрыспособствующие сенсорному развитию и внимательности.
  • помочь ребенку найти общий язык со сверстниками, научить его манерам общения, стараться чаще с ним разговаривать;
  • проявлять внимание к развитию его интересов и склонностей, поощрять его творческие начинания;
  • следить за тем, чтобы ребенок должное время уделял физическим нагрузкам;
  • корректно использовать право на запрет, так как запретный плод всегда сладок;
  • помочь ребенку найти увлечение, выбрать секцию или кружок

Единственный на настоящий момент проверенный способнее дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали для него заменой реальности. Компьютер прочно вошёл в наш быт – с этим приходится считаться. Но мы обязаны помнить: ребёнку жизненно необходимо как можно больше двигаться, бегать со сверстниками на свежем воздухе. Только тогда он будет расти здоровым. Главное – показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психическое состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей с использованием презентации: «Компьютер и ребенок: все за и против»

Польза компьютера для дошкольника неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. ...

Польза и вред компьютера для ребенка

Польза и вред компьютера для ребенкаБольшинство современных детей, начиная с самого раннего возраста, очень много времени проводят за компьютерами и телевизорами. Практически все их интересы лежат в с...

Консультация «Вредное воздействие компьютера на ребенка»

Консультация для родителей о вреде компьютера для здоровья ребенка                            [[{"type":"media","view_mode":"...

Консультация для родителей: «Компьютер и ребенок»

«Дошкольник и компьютер» О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера....

Семинар «Телевизор, компьютер и ребенок»

Семинар предназначен для родителей детей дошкольного возраста....

Программа "Компьютер и ребенок"

Программа "Компьютер и ребенок" расчитана на  2 года  для детей 5-7 лет, в ее состав включены  тематический план, организация и  режим НОД. Вы узнаете:  какие принципы положен...