Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики рук с помощью кинезиологии
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сажаева Надежда Константиновна

Кинезиология - это увлекательная наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Также кинезиология активно используется при развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, которые, в свою очередь, позволяют улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Кинезиология тесно связана с развитием речи и активно применяется в детском дошкольном возрасте. Ниже представлены комплексы упражнений, которые можно использовать в своей работе учителю-логопеду, воспитателю и родителю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_kineziologiya.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений № 1, направленный на развитие мелкой моторики пальцев рук

(упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз)

1. «УХО» - «НОС» - левая рука – «НОС», правая рука – «УХО». Хлопок или без хлопка смена позы на противоположную: правая рука – «НОС», левая рука – «УХО».

2. «ЛЕЗГИНКА» - левая ладонь повёрнута к себе, пальцы сжаты в кулак, а большой – отведён влево. Кисть правой руки с вытянутыми пальцами (ладонью вниз) прикасается к боковой поверхности левой ладони. Потом – одновременная смена положений рук.

3. «ФЛАЖКИ»\«КОШЕЧКИ» - выгибание и прогибание кистей кистей рук одновременно, затем по очереди, (рис. 10 а, б).

4. «ДЕРЕВЬЯ» - поднять обе руки ладонями к себе. Широко расставить пальцы («ДЕРЕВЬЯ»), перебирать пальцами обеих рук, пауза, перебирать пальцами снова.

5. Ладони держим вместе, как в предыдущем упражнении, а пальчики хлопают одновременно, затем по очереди одноимённые пальцы.

6. «ПАЛЬЧИКИ ПОССОРИЛИСЬ» - «ПАЛЬЧИКИ ПОМИРИЛИСЬ» - чередование упражнений. Напрячь ладонь и пальцы растопырить, расслабить ладонь и пальцы соединить.

7. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно), (рис. 18 а, б).

8. Одновременное касание одноимённых пальцев обеих рук.

9. «ЦЕПОЧКА» - поочерёдно сцеплять одноимённые пальцы обеих рук.

10. «СТОЛИКИ» - левая ладонь горизонтально вверх. К её нижней части приставляется кулачок правой руки. То же с другой рукой. Упражнения чередовать.

11. «ЗАЙЧИКИ» - «КОЗОЧКИ».

12. «ЗАЙЧИКИ» - «КОЛЕЧКИ».

13. «ЗАЙЧИКИ» - «КОЗОЧКИ» - «КОЛЕЧКИ». «КОЛЕЧКИ» выполняем со смещением пальцев.

14. «НОЖНИЦЫ» - «ДОЩЕЧКА» - «КУЛАЧОК».

«НОЖНИЦЫ» - пальцы с силой разведены, «ДОЩЕЧКА» - плотно прижаты друг к другу, «КУЛАЧОК» - пальцы с силой сжимаются в кулаки по командам взрослого, которые подаются в быстром темпе.

Комплекс упражнений № 2, направленный на развитие мелкой моторики пальцев рук

(упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз)

1. «ГОЛОВА» - «ЖИВОТ» - правая рука гладит живот, а левая рука «ГОЛОВА» - стучит по макушке головы. Хлопок или без хлопка смена позы на противоположную: левая рука гладит голову, а правая рука стучит по макушке головы.

2. «ГЕНЕРАЛ» - одну руку подносим к голове, а другой показываем кулак. Упражнения чередовать.

3. Упражнения с «замком» (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя «замка» - «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ», (рис. 11 а, б).

4. «КУПОЛ» - «ЗАМОК» - чередование упражнений.

5. «КУПОЛ» - «ЁЖИК» - «ЗАМОК» - чередование упражнений.

6. Ладони как в предыдущем упражнении (ладони вместе друг с другом), а одноимённые пальцы чередуются между собой в движении, 1 – 1, 2 – 2, 3 – 3, 4 – 4, 5 – 5.

7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление, (рис. 15).

8. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно).

9. Вытянуть руки вперёд. Одна рука – ладонь вверх, вторая рука – ладонь вниз. Чередовать движения под счёт.

10. «СЛОЖНАЯ ЦЕПОЧКА» - большой и указательный пальцы левой руки соединяются с указательным и большим пальцем правой руки, шагаем. Сделать по 12 проходов.

11. «КОЛЕЧКИ» - соединять поочерёдно все пальцы с большим сначала с одной рукой, затем с другой, потом обе руки. Сделать 12 проходов.

1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5.

12. «ЗАЙЧИКИ» - «КОЛЕЧКИ» - «ЦЕПОЧКИ». «КОЛЕЧКИ» и «ЦЕПОЧКИ» выполняем со смещением пальцев.

13. «ЗАЙЧИКИ» - «КОЗОЧКИ» - «ВИЛОЧКА».

14. «ЗАЙЧИКИ» - «ЖУКИ».

Комплекс упражнений № 3, направленный на развитие мелкой моторики пальцев рук

(упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз)

1. «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЁРКИ» - большим пальцем правой руки горизонтально рисуем в воздухе восьмёрку, сопровождая таким же движением глаз. Голова не двигается, только глаза. Далее меняем руку. Затем в работе обе руки в положении рук в замке. Начинаем всегда влево вверх.

2. «ГРИБ» - «ПОЛЯНА» - «ГРИБ»: правая рука вертикально поднята в кулаке; «ПОЛЯНА»: левая рука в горизонтальном положении, ладонь вытянута. Упражнения чередовать.

3. «ГРЕБЕШКИ» - как предыдущее упражнение «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ», но пальцы каждой руки поднимаются по очереди.

4. Руки в замке, поочерёдно меняем положение больших пальцев обеих рук. Сначала сверху большой палец правой руки, затем большой палец левой руки.

5. «НОЖНИЦЫ» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе, (рис. 13).

6. «НОЖНИЦЫ» - «ДОЩЕЧКА» - «КУЛАЧОК»:  «НОЖНИЦЫ»:  пальцы с силой разведены; «ДОЩЕЧКА»: плотно прижаты друг к другу; «КУЛАЧОК»- пальцы с силой сжимаются в кулаки по командам взрослого, которые подаются в быстром темпе.

7. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления, (рис. 16).

8. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), (рис. 19), а затем «КРЕПКОЕ РУКОПОЖАТИЕ» - надавливание подушечек пальчиков.

9. «ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ» - пять пальцев (щепоть) правой руки в кольце левой руки. Смена рук.

10. «СЛОЖНАЯ ЦЕПОЧКА – 2» - как предыдущее упражнение, но после прохода указательного пальца задействовать все остальные пальцы по очереди. Сделать по 12 проходов.

11. «СЛОЖНЫЕ КОЛЕЧКИ» - как предыдущее упражнение 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5 – правая рука, 1- 5, 1 – 4, 1 – 3, 1 – 2 – левая рука. Обе руки работают одновременно. Сделать 12 проходов.

12. «ВИЛОЧКА» - «НОЖНИЦЫ». 3 пальца: указательный, средний, безымянный растопырены. – 2 пальца: указательный и средний «режут». Упражнения чередовать.

13. «СОЛИМ» - «ЖМЁМ».

14. «ПИСТОЛЕТИКИ» - указательный и средний пальцы левой руки согнуты к большому пальцу, безымянный и мизинец прямо, безымянный и мизинец правой руки вытянуты, указательный и средний пальцы согнуты к большому пальцу. Ладони друг напротив друга, чередуем два положения.

Комплекс упражнений № 4, направленный на развитие мелкой моторики пальцев рук

(упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз)

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны), (рис. 9 а, б).

2. «ФИГУШКИ» - правая рука – «фигушка», левая рука – жест «отлично» (поднятый вверх большой палец). Хлопок – положение рук меняется на противоположное.

3. «ФОНАРИКИ» - как «КУЛАЧКИ», но чередуем с растопыренными пальцами обеих рук.

4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления:

Наклоны вправо-влево, вперёд-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперёд), (рис. 12 а, б, в, г).

5. «КОГОТКИ»/«КОШЕЧКА СЕРДИТСЯ» - сильное полусгибание и разгибание пальцев, (рис. 14).

6. Руки в кулачках. Большой палец поднять вверх – вращение в одну сторону, затем в другую.

«МОЛОТОЧКИ» - постучать большими пальцами по кулачку.

Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев, (рис. 17).

7. Поочерёдное разгибание  пальцев. Согнуть пальцы правой руки в кулак и поочерёдно выпрямлять пальцы, начиная с мизинца. То же с левой рукой. Далее выполнить с обеими руками.

8. Одновременное касание одноимённых пальцев обеих рук.

9. «ОСА» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. То же с левой рукой. Далее проделать с обеими руками одновременно.

10. «СТУЛЬЧИКИ» - левая ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок правой руки. То же с другой рукой. Упражнения чередовать.

11. «КУЛАК» - «ЖУК» (рожками пошевелить).

12. «КУЛАК» - «КОЛЬЦО» - пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.

13. «КУЛАК» - «ЛАДОНЬ» - руки вытянуты вперёд на уровне груди.

Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

14. «ПИСТОЛЕТИКИ – 2» - поднять мизинец левой руки и большой палец правой руки, смена позы на противоположную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Игры и комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук"

комплекс игр и игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук,будет интересна всем педагогам дошкольного образования....

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики

Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти спосою...

Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики рук

Разработка комплекса по развитию мелкой моторики рук....

ПРМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель: развивать у дошкольников мелкую моторику рук для развития речи Задачи: - развивать быстро...

Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук

Подбор упражнений для мелкой моторики пальцев рук, по тематическим темам недели....

Комплекс упражнений по развитию мелкой моторики.

Для успешной работы по развитию речи дошкольников особую роль отводят развитию мелкой моторики....