Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики.
картотека по развитию речи (младшая группа)

Сташкова Мария Николаевна

развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_uprazhneniy_dlya_melkoy_motoriki.docx13.87 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики.

 Составила: воспитатель Сташкова М.Н.

  1. Упражнение: «Бумажный мячик».

Цель: развивать моторику обеих рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Учить ребенка совершать действия руками. Ребенку дается лист бумаги, и воспитатель предлагает скомкать этот лист, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

  1. Упражнение: «В гости».

Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: игрушки или картинки с изображением кошки или зайки, тактильные дорожки из объемной тесьмы, шелковой ленты, полоски наждачной бумаги на каждого ребенка.

На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожек разложены картинки, или игрушки с изображением кошки или зайки. Воспитатель предлагает детям выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести все свои пальчики по очереди. Ребенку можно предложить игровые задания с использованием тактильных дорожек.

  1. Упражнение: «Следы».

Цель: формировать у детей контроль над мышечными ощущениями. Развивать моторику рук. Вызывать эмоционально-положительный настрой.

Оборудование: игрушка- собачка, картинка с изображением домика и размягченный пластилин.

В гости приходит щенок, он заблудился потому, что еще маленький. Воспитатель предлагает детям помочь щенку. Она объясняет детям, что если кто-нибудь подойдет, на дорожке останутся следы и по следам щенок отыщет свой дом. Воспитатель показывает, как оставить следы на пластилине. Упражнения проводятся последовательно:* каждым пальцем отдельно; * каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними). * указательным и средним пальцами каждой руки.

  1. Упражнение: «Разные следы».

Цель: продолжать формировать контроль над мышечными ощущениями. Закрепить знания детей о животных. Вызывать эмоционально-положительный настрой.

Оборудование: картинка с изображением домика и дорожки из размягченного пластилина.

Воспитатель предлагает проложить следы к домику на дорожке из пластилина (с учетом силы нажима пальцами - от слабого к сильному) :

- Посмотрите, ребята, к домику прошла кошечка. Она маленькая, наступает легко. Потом прошла собачка. Она наступает сильнее. Таким же образом отрабатывать следы волка, медведя, слона. Ребенок действует щепотью.

  1. Упражнение: «Снег идет».

Цель: учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы. Закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок. Развивать мелкую моторику рук. Развивать речевое дыхание, силу потока воздуха. Вызвать желание играть в пальчиковую игру :

  1. Упражнение: «Ежата в корзине».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать пространственно –образное мышление чувственного восприятия. Активизировать речь детей.

Оборудование: плоскостные ёжики на каждого ребенка, разноцветные бельевые прищепки, корзина, кукла - Бабка. Сюрпризный момент - в гости приходит бабушка и приносит корзину. Из корзины доносится звуки: пых – пых – пых – пых. Кто же это? Воспитатель достает из корзины ежат. Обращает внимание детей на то, что ежики без иголок. Предлагает сделать им иголки из прищепок. После выполнения задания играют в пальчиковую игру.

  1. Упражнение: «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка».

Цель: учить выкладывать пуговицу по размеру. Развивать моторику пальцев рук, творческую фантазию малыша. Расширять словарный запас детей.

Оборудование: картинка с изображением змейки на каждого ребенка, пуговицы зеленого и голубого цвета. Воспитатель показывает змейку на картинке, задает вопросы: - Кто это? Как змейка шипит? Как она ползает? Воспитатель предлагает изобразить змейку рукой, сопровождая движения четверостишием. Эй-ка, эй-ка, Голубая змейка! Объявись, покажись, Колесом покрутись!

Дети выполняют волнообразные движения рукой. Воспитатель предлагает подойти к столам, на которых лежат листы с контурным изображением змейки, и предлагает выложить змейку пуговицами. Дети любуются, змейка им улыбается.

  1. Упражнение: «Бусинки-горошинки».

Цель: учить детей нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук.

Оборудование: деревянные или любые другие бусинки шести цветов, на каждого ребенка, силуэты матрешек, одетые в однотонные платья этих же цветов, нити или шнуры для нанизывания бус. Сюрпризный момент - в гости пришли матрешки и принесли с собой бусинки и нити разного цвета. Воспитатель говорит, что матрешки хотят, что бы дети сделали им красивые бусы. Воспитатель просит детей выбрать бусинки, одного.

Когда дети выберут понравившиеся бусинки, ему дают нить и предлагают нанизывать на нее бусинки. Если ребенку трудно делать это, воспитатель помогает ему. Затем детям предлагается найти матрешку, для которых они сделали бусы. Воспитатель называет цвет бус и подчеркивает, что платье у матрешки должно быть такого же цвета. Воспитатель закрепляет цвет платья и бус у матрешки. После выполнения задания воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками и бусинками. Дети берут нить с бусинками и перебирают в руке, сопровождая действия с текстом: Покатаю я в руках бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, пальчики ладошки.

  1. Упражнение: «Зайчик».

Цель: учить детей выкладывать дорожку из фасоли. Формировать зрительно– двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаге. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создавать положительно- эмоциональное отношение к выполнению задания.

Оборудование: игрушка-зайка. Сюрпризный момент - в гости приходит зайка. Он плачет, потому, что заблудился и не может найти дорогу домой. Воспитатель предлагает детям помочь зайчику, объясняет, что надо выложить дорожку на картинке от зайчика к домику из фасоли. Дети выкладывают дорожку: - вот и получилась дорожка к домику. Дети ведут зайчика по дорожке к домику. Зайчик благодарит детей за помощь. Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками.

  1. Упражнение: «Солнце».

Цель: учить детей рисовать пальчиком руки на крупе. Продолжать закрепление формы (круглое). Что бывает еще такой формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать речь детей : Круглой, радостное, веселое.

Оборудование: поднос с крупой на каждого ребенка.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как ярко светит солнышко. Спрашивает, какое оно? Круглое, желтое, яркое. Что еще бывает такой формы? Мячик, яблоко и т. д. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут рисовать солнышко, но не на бумаге, на крупе и не карандашами, а своими пальчиками. Воспитатель показывает, как правильно рисовать. После выполнения предлагает поиграть с ручками.

11, Упражнение: «Шнуровка».

Цель: учить детей продевать шнурки отверстие сапожка. Развивать моторику пальцев рук. Активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.

Оборудование: кукла - Незнайка, сапожок со шнурками на каждого ребенка.

В гости приходит мальчик Незнайка, он хочет поиграть вместе с детьми. Воспитатель замечает, что у Незнайки развязаны шнурки. Незнайка признается детям, что он не может шнуровать ботинки. Воспитатель предлагает детям научить Незнайку как правильно шнуровать. При выполнении задания воспитатель читает стихотворение:

Незнайка благодарит детей за то, что они научили его шнуровать ботинки, за это он поиграет с ними в игры.

12 . Упражнение: «Дорожка».

Цель: учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.

Оборудование: картинки с изображением ручейка на каждого ребенка, фасоль, мелкие игрушки: зайки или кошечки.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением ручейка. Говорит, что кошечка и зайчик пошли погулять, но не могут перейти ручеек. Предлагает детям построить мост из фасоли, что бы зайчик и кошечка могли перейти ручеек.

После выполнения задания дети имитируют движения игрушек по мосту, сопровождая текстом пальчиковой гимнастики : Мы взяли фасоль выложить дорожку. Чтобы бегали по ней зайчик или кошка.

13. Упражение: «Бусинки рассыпались».

Цель: учить детей перебирать предметы (бусинки) по цвету. Закрепить названия цветов. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.

Оборудование: разноцветные бусинки по 15-20 штук на каждого ребенка, игрушка-мышка: Воспитатель обращает внимание детей на то, что в гостях у нас мышка, но она спряталась, потому что задела хвостиком поднос с бусинками. Они рассыпались и перемешались. Задание детям: перебрать бусинки по цвету, закрепить цвет бусинок. После выполнения задания воспитатель предлагает детям найти мышку и поиграть с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Игры и комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук"

комплекс игр и игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук,будет интересна всем педагогам дошкольного образования....

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики

Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти спосою...

Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики рук с помощью кинезиологии

Кинезиология - это увлекательная наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Также кинезиология активно используется при развитии...

Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики рук

Разработка комплекса по развитию мелкой моторики рук....

ПРМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель: развивать у дошкольников мелкую моторику рук для развития речи Задачи: - развивать быстро...

Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук

Подбор упражнений для мелкой моторики пальцев рук, по тематическим темам недели....

Комплекс упражнений по развитию мелкой моторики.

Для успешной работы по развитию речи дошкольников особую роль отводят развитию мелкой моторики....