Лексическая тема "В мире природы"
материал (старшая группа)

Оксана Валерьевна Сердюк

Рекомендации для родителей по лексической теме во время дистанционного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведите с детьми:

  • дидактические игры с крупой, учить детей сортировать  3-4 вида крупы по характерным признакам, развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие;
  • беседа «Домашние животные, их роль в жизни человека»;
  • рассматривание альбома «Животные России, занесенные в Красную книгу»;
  • беседа о комнатных растениях.  
  • ситуативный разговор «Что было бы, если бы (…у совы не было бы крыльев, острого клюва, больших глаз, когтей и т.д.)»;
  • ситуативный разговор «Стихийные бедствия» (побеседовать о том, какой вред природе и человеку наносят ураган, землетрясение, потоп, лесные пожары.
  • беседа «Как вести себя с незнакомыми животными»;
  • беседа «Красивые, но опасные», расширять знания детей о ядовитых ягодах и грибах.
  • Беседа «Первая помощь при укусах (насекомых, пресмыкающихся)»



Предварительный просмотр:

Загадки попробуй, отгадай
О природе, что нас окружает.
С ответами нас отпускай,
Так давай же, мы начинаем:

Он невидимый и злой —
Все гоняет листья.
Добрый играет он с травой,
Как художник с кистью.

И куда-то быстрее спешит,
Поднимая пыль на дорогах.
Веселым танцем нас он кружит,
Толкая к родному порогу.
(Ветер)

Загадку любим и я, и ты
Про природу и про погоду.
Ответ — когда вянут цветы?
В какое время года?

Когда холодно, но не зимой,
Когда листья падают вниз.
После школы спешим домой —
Ветер тучи гонит со свистом.
(Осень)

Загадка о природе непростая:
Начинается в марте и доходит до мая.
Травка зеленеет и цветут сады.
Дай нам ответ – о чем это мы?

Птицы щебечут и радуют слух,
Солнышко светит, ушел зимний дух.
Капают крыши и лужи кругом,
Это тепло приходит в наш дом.
(Весна)

Выше мамы и папы великан,
На месте стоит истукан.
У него одна лишь нога,
Да и то не ходок никуда.

Его руки большие под небом
От дождя спасут будто пледом.
Птицы живут, им уютно на нем,
Внизу грибочки растут под дождем.
(Дерево)
___________________________________
Загадки о зимнем времени года —
О холодных явлениях природы:
Что же растет вниз головой,
Как солнце нагреет, так слезы горой?
(Сосулька)

На ровном месте сделали ком,
Затем второй и третий на нем.
Приделали руки и ноги ему,
Глаза-угольки свое место займут.

Нос морковкой, шляпа большая
Лишь ночью он устрашает.
Днем он герой и друг всех ребят,
Давай детвора, идемте играть!
(Снеговик)
___________________________________
Загадки на тему природа —
Кто хозяин меда?
Кто его ищет и ночью, и днем.
И если находит, мы его обойдем!

Хозяин лесов, он большой и опасный,
Он громко рычит, и видать, не напрасно!
С виду и страшный, и добрый, но все же
Такого царя совсем не тревожить.
(Медведь)

Ты скажешь — оно отвечает
И говорит без языка.
Его никто не видит,
Зато слышно издалека.
(Эхо)
___________________________________
Загадки про осенние явления —
От него нигде нет спасения!
Всегда он холодный и мокрый такой.
Хоть с неба идет, но идет он стеной.

Лужи и слякоть оставит после себя.
Капли на листьях, замерзших ребят.
Летом он теплый и радостный детям,
Осенью страшно, если раздетый.
(Дождь)

Весной и летом был зеленый,
Настала осень — пожелтел.
Дует-дует сильный ветер
Он сорвался, полетел.
(Лист)
_______________________________________
Загадки о природе для маленьких,
Для дошкольников, для удаленьких.
Отгадай загадки, малыш —
Что под ногами, когда ты бежишь.

Зеленого цвета стебельки
Едва достают до ноги.
Утром на ней бывает роса,
Днем от дождя ляжет слеза.
(Трава)

Зайчики прыг-прыг по лесу,
Белки скачут наверх.
Речка журчит с интересом
И слышен детский смех.

Солнышко светит ярко,
Птички щебечут вокруг.
Так жарко днем бывает,
В какое время года, друг?
(Лето)

Бегу я , как по лесенке,по камушкам,звеня.
Издалека по песенке узнаете меня.
(Река)

***

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)

***

Из земли вырастаю,весь мир одеваю.
(Лен)

***

Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко.
(Слива)

***

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.
(Ромашка)

***

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
( Ветер)

***

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
( Вода)

***

Зимой — звезда,
Весной — вода.
(Снежинка)

***

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)

***

Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …
(Солнце)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий проект КРАСНАЯ КНИГА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Слайд 2

В Красную книгу ЯНАО занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, постоянно или временно обитающие в состоянии естественной свободы на территории, континентальном шельфе и в морской экономической зоне.

Слайд 7

Любите родную природу: Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живем мы с тобою на ней! Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей!



Предварительный просмотр:

 «Хитрая лиса»

Перед началом проведения игры выбирается площадка, на которой проводится, линяя, которая определяет домик лисы. После этого дети становятся по кругу и закрывают глаза, а воспитатель, обходя детей, незаметно дотрагивается до плеча ребенка и он превращается в «хитрую лису». После этого педагог предлагает всем участникам поискать глазами, предполагаемую хитрую лису. Лиса, не при каких условиях не должна выдавать себя. Если таким способом отыскать ее не удалось, то дети все вместе задают вопрос: «Хитрая лиса — где ты?» При этом все дети должны внимательно следить за выражением лица друг друга, в надежде узнать «хитрую лису». После того, как вопрос прозвучал трижды, лиса отвечает: «Я здесь!» и начинает ловить всех детей стоявших в кругу. Дети в этот момент, должны очень быстро разбежаться по разным сторонам площадки. После того, как лиса успешно поймает 3-4 детей и отведет в свой дом (за проведенную черту), игра останавливается.

 «Лягушки и цапля»


В середине зала, шнуром, обозначают «болото». В стороне от болота стоит цапля. Там находится её гнездо. Лягушки прыгают в болоте, «ловят комаров». Звучит сигнал: «цапля». Цапля перешагивает через верёвку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки "идут" в гнездо цапли.

 «У медведя во бору»

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

«Волк во рву»

Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Oсаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

«Караси и щука»

По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.

«Перелет птиц»

С одной стороне зала находятся дети-птицы. На другой стороне располагают различные пособия – гимнастические скамейки, кубы, модули и т. д. – это деревья. По сигналу воспитателя «Птицы улетают! » дети, помахивая руками как крыльями, разбегаются по всему залу. По сигналу «Буря! » все птицы бегут к деревьям и стараются как можно быстрее занять какое-либо место. Когда воспитатель произносит «Буря прекратилась! », дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу – «птицы продолжают свой полет». Страховка воспитателя обязательна.

 



Предварительный просмотр:

«Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

«Зима недаром злится»

Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

«Люблю грозу в начале мая»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам…



Предварительный просмотр:

- Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».

- чтение стихотворения Н. Бокова «Дети леса»

- чтение В.Бианки «Сказки и рассказы о животных»,

-  Л.Толстой «Лев и собачка»;

- Чтение  рассказа К.А. Коровина  «Белка»

- чтение рассказов О.Перовской «Ребята и зверята»

- чтение:  Н.Сладкова «Лесные сказки»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дикие животные. Кто где живет и чем питается

Слайд 2

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца — это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

Слайд 3

Лиса — дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса — хищный зверь. Основная еда лис — насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.

Слайд 4

Волк — животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Слайд 5

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Слайд 6

Бурый медведь — дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей — ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо — полакомится яйцами, найдет улей диких пчел — поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.

Слайд 7

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему «НАСЕКОМЫЕ»

Слайд 2

Насекомые живут везде. В пустынях и тропиках, в тайге и Антарктиде. Насекомые

Слайд 3

Насекомые обитают во всех средах - в воздухе, на земле и в воде .

Слайд 4

Основные признаки насекомого Шесть ног Три части тела - голова, грудь, брюшко В большинстве случаев у насекомых есть крылья Голова Грудь Брюшко

Слайд 5

Какое из этих животных не насекомое ?

Слайд 6

Питание насекомых Чем только не питаются насекомые! Бабочки - нектаром цветов, тараканы - хлебом, мухи - мясом, комары – кровью.

Слайд 7

Тип питания зависит от жизненной стадии. Например, гусеница-личинка питается листьями, а бабочка – нектаром

Слайд 8

Насекомые защищаются Чтобы спастись от врагов, у насекомых выработались защитные механизмы Маскировочная окраска Отпугивающая окраска Маскировочная форма Использование яда

Слайд 9

Стрекоза Голубой аэропланчик сел на жёлтый одуванчик?

Слайд 10

Самые прожорливые хищники планеты. Их добыча по весу в несколько раз больше самого насекомого. Очень быстро летают. У стрекоз по тридцать тысяч глазков, слепленных вместе с каждой стороны. Верхние глазки различают только чёрные и белые цвета, а нижние - все остальные.

Слайд 11

Пчела Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком — Он поделится медком. Пчела проносит в улей нектар, из которого она делает мёд. А в качестве строительного материала использует воск, выделяемый железами на брюшке, и прополис ( пчелиный клей), который насекомые добывают из почек растений.

Слайд 12

Человек разводит пчел и пользуется результатом их труда - медом

Слайд 13

Домашние пчелы живут в ульях Дикие пчелы строят гнезда на деревьях

Слайд 14

Они «поют» при помощи крыльев и у всех «уши» на передних ногах. Все кузнечики хорошо прыгают, отталкиваясь ногами, спускаются медленно с помощью крыльев. С ветки на тропинку, С травинки на травинку Прыгает пружинка — Зелёненькая спинка. Кузнечик

Слайд 15

Муравьи В лесу у пня суетня, беготня: Народ рабочий целый день хлопочет . Муравьи живут везде, от городских квартир до Антарктиды. Муравьи практически всеядны.

Слайд 16

Устройство муравейника

Слайд 17

Светлячок Не солнце, не огонь, а светит.

Слайд 18

Оса В отличие от пчел, осы не запасают мед. Часто осы строят гнезда в земле. Как тигр: усата, полосата, А жало поострей кинжала. Жужжит, взлетела в небеса Любитель сладкого -…

Слайд 19

Таракан Тараканы едят практически всё. Обычную еду, книжки, кожаную одежду, даже домашние цветы. Удивительно выносливы и живучи. Целый месяц таракан может ничего не есть. П рячется по углам, Спать мешает по ночам, Неделями не питается, Как вредитель называется?

Слайд 20

Водомерка На поверхности воды летом обитает, Под корой, без суеты, зиму коротает. Ход её длиннющих ног – водной глади мерка. Кто б скользить ещё так мог? Только…

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  словаря, словаря приз...

Лексическая тема "Растения. Природа"

Подборка стихов, пословиц и поговорок про растения и природу. Также в материал включен рассказ Р. Сефа "Неизвестный цветок"....

Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы по лексической теме: "Мир природы". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы по лексической теме:" Миром правит доброта". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...