Дистанционное обучение - одно из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования и фактор повышения качества образования
статья

Казакова Татьяна Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии плотно укоренились в нашей жизни, а с введением новых санитарных норм и режима повышенной готовности стало более распространенным и действенными использование данных технологий. Многие процессы сейчас можно осуществить посредством электронной сети интернет, таким образом мы работаем, совершаем покупки, занимаемся любимыми делами не выходя из дома и образование не стало исключением. Дистанционное обучение стало не просто модным, но и удобным для всех участников образовательных отношений, но есть и минусы в рассматриваемом вопросе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение - одно из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования и фактор повышения качества образования.

Казакова Татьяна Сергеевна,

заместитель заведующего по воспитательно-методической работе;

Решетникова Ольга Андреевна, воспитатель

МБДОУ – детский сад № 532

г. Екатеринбург, Свердловская область

Аннотация: Информационно-коммуникационные технологии плотно укоренились в нашей жизни, а с введением новых санитарных норм и режима повышенной готовности стало более распространенным и действенными использование данных технологий. Многие процессы сейчас можно осуществить посредством электронной сети интернет, таким образом мы работаем, совершаем покупки, занимаемся любимыми делами не выходя из дома и образование не стало исключением. Дистанционное обучение стало не просто модным, но и удобным для всех участников образовательных отношений, но есть и минусы в рассматриваемом вопросе.

Во многих научных источниках образовательной системой XXI века выделяют дистанционную форму обучения, на которую делают немалые ставки специалисты по стратегическим проблемам системы образования.

В следствии общественного прогресса и развития в сфере технологий, а так же, сложившейся неблагополучной эпидемиологической ситуацией в стране и в мире, прослеживается актуальность дистанционного обучения по всем направлениям. Наши профессиональные знания стареют очень быстро, меняется потребность транслируемых знаний. Все это рождает необходимость в постоянном саморазвитии и повышении квалификации специалистов системы образования.

Новейшей, современной технологией является дистанционное обучение, посредством которого обучение становится доступным и качественным, так же у людей появляется возможность использовать в качестве образовательной среды электронную сеть Интернет.

К существенным факторам, обусловливающим важность развития предоставленной формы обучения, можно отнести:

  • рост количества педагогов, желающих осваивать программы повышения квалификации в дистанционной форме, без отрыва от производства;
  • востребованность такой формы обучения для всех граждан, не имеющих возможности обучаться в очной форме (ограниченные возможности здоровья или другие объективные причины);
  • необходимость в дистанционной форме обучения для педагогов в период пандемии, когда нет возможности очно осуществлять обучение и опасно посещать общественные места;
  • возможность устранить недостатки в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

Иначе говоря, дистанционное обучение является наиболее адекватным откликом на тот вызов, который нам бросает жизнь. Дистанционное обучение органически входит в систему непрерывного образования и соответствует принципу адаптивности, в соответствии с которым всем субъектам предоставляются одинаковые стартовые образовательные возможности, независимо от социального статуса, пола и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков.

Анализируя дистанционное обучение, учитывая все «плюсы» и «минусы» следует отметить:

  • технический прогресс с каждым днем набирает обороты, усовершенствуются и обновляются модели техники, разрабатываются все новые методики и формы организации обучения, педагоги осваивают интернет пространство. Положительным это является для тех, кто по каким-либо причинам не может осуществлять обучение очно, это дети которым приходится часто убывать в командировки с родителями, спортсмены выезжающие на сборы, люди с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще к дистанционному обучению прибегают и сами педагоги, так как обучение происходит без отрыва от производства, можно обучаться в удобное для себя время и т.д.
  • с другой стороны дистанционное обучение требует постоянного технического сопровождения учебного процесса, существуют обучающиеся не имеющие возможности осваивать дистанционно программу, педагогу необходимо использовать методически грамотно разработанные конструкты предусматривающие различные средства коммуникации. Практически все организационные вопросы дистанционного обучения возможно решить в наше время.

Среди положительных сторон дистанционного обучения можно отметить гибкий график обучения, выполнение заданий в наиболее подходящий момент, индивидуальное обучение, повышение информационно-коммуникационной культуры, возможность систематизации и анализа большего количества информационных материалов, формирование умения излагать материал кратко, ясно, продуманно. Для педагога проводящего обучающие мероприятия в дистанционной форме тоже есть свои плюсы, такие как изучение ряда современных педагогических технологий, систематическое обновление обучающего курса, выбор удобной модели дистанционного обучения и гибкий график трансляции материала экономия средства в части снижения материальных затрат на транспортные, бытовые расходы.

Но, не все так гладко при организации дистанционного обучения. Например, при дистанционном обучении ухудшается уровень развития устной речи, снижение коммуникативной культуры. Так же ухудшается успеваемость у обучающихся с низким уровнем самоорганизации, в отсутствии личного контакта с учителем человек не может настроится на восприятие нужной информации. В связи с длительным нахождением за компьютером ухудшается зрение и осанка, увеличивается вероятность заболеваний связанных с сидячим образом жизни.

Проблемным так же становится организация дистанционного обучения при маломощном качестве интернет-канала, не соответствующей комплектации оборудования (отсутствие камеры, микрофона и др.).

Все эти проблемы решаются соблюдением мер предосторожности: строгим соблюдением правил работы за компьютером (выполнение физкультминуток и динамических пауз, гимнастик для глаз).  При необходимости длительного дистанционного обучения стоит задуматься о смене оборудования и увеличении трафика.

Дистанционная форма обучения предоставляет возможность

Следовательно, учитывая все плюсы и минусы дистанционного обучения, можно сказать, что это единственная возможность непрерывного обучения и повышения квалификации в системе образования. Конечно, новая технология дистанционного обучения не до конца апробирована и не совсем совершенна и еще дорабатывается в текущий момент. Но имеет свои несомненные преимущества, такие как: организация гибкого учебного процесса, совершенствование профессионального мастерства не выходя из дома, возможность оперативного реагирования на изменения и дополнения в соответствии требованиями, анализ и переработка изучаемого материала в удобное время, финансово менее затратные данные мероприятия и досягаемо для всех участников образовательных отношений без исключения.

 

Литература:

  1. Варганова И.В. Использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников // Образование. Педагогические науки. - № 23 (199). - 2010. – C 7 - 14.
  2. Воронина Т.П., Кашицын В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М.: Изд-во "Информатик", 1995. - 220 с.
  3. Гоглова М.Н. Внедрение дистанционного образования в муниципальную систему повышения квалификации. М.: ООО «Диона», 2007. – 84 с.
  4. Демкин В.П., Можаева Г.В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий // Открытое и дистанционное образование. - 2003. - N2 (10). - С. 5 – 8.
  5. Савинова Н.В. «Основные подходы к созданию электронных образовательных средств», М.: 2013. – 78 с.
  6. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2004. – 146 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

Основные положения совместной работы с семьей. Основное направление работы с родителями. Актуальность темы. Эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Мероприятия, прово...

Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования

Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования       Дошкольное образование на современном этапе ...

Реферат: "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Данный реферат разработан в ходе обучения на курсах повышения квылификации "Музыкальное воспитание детей в контексте ФГТ" при Фонде «Петербургский центр творческой педагогики»....

Статья на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования».

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. По мнения ученых, ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому,  улучшение ка...

Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями как важный фактор повышения качества образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, обр...

Система методической работы как фактор повышения качества образования

Методической работа - это основной путь совершенствования профессионального мастерства педагогов, развития творческого потенциала всего коллектива, повышения качества и эффективности воспитательно-обр...

Презентация Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ как ресурс повышения качества образования

Согласно ФГОС дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а повышение его качества является приоритетной задачей модернизации образовательной системы...