"Прогулки в детском саду" ( тема: Виды прогулок с детьми дошкольного возраста)
учебно-методический материал

Горбунова Светлана Валентиновна
Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Поэтому основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении: активной, содержательной, разнообразной, интересной для детей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Виды прогулок с детьми20.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Виды прогулок с детьми дошкольного возраста»

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения

являются прогулки с детьми.

Прогулка – это каждый раз открытие, это свободное детское время, общение с миром, друг с другом. В замкнутом пространстве группы ребёнок всё-таки немного скован, стены действуют на него своей стабильностью, они диктуют порядок. Когда же ребёнок попадает на улицу, он становится похож больше сам на себя. В игре на улице можно увидеть, какой ребёнок на самом деле.

И поэтому основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении: активной, содержательной, разнообразной, интересной для детей деятельности.

Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательно-исследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации.

Педагог планирует прогулку с учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельности и т.п.

Прогулка, как  и  любой  вид  деятельности,  имеет  свою структуру: мотив – цель - план  действий – средства - результат (итог).

Прогулка включает в себя

· организацию с воспитанниками наблюдений

· разнообразные игры

· трудовую деятельность

· спортивные упражнения

· самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.

Необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки.

Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации

Виды прогулок:

традиционные - тематические, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.

инновационные - тематические прогулки:

· Прогулки-походы

· Развлекательные прогулки с персонажем

· Прогулки-события

· Прогулки - трудовые акции

· Спортивные прогулки.

Обязательными составляющими прогулок самых разных видов являются:

· Совместная деятельность взрослого с детьми (Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности.)

· Совместная деятельность со сверстниками

· Самостоятельная деятельность ребенка

Правильно организованная прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма.

На участке детского сада.

Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми,

использованием непривычных выносных материалов.

Пешеходные прогулки за пределы ДОУ.

С воспитанниками должен быть

его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат

наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок,

различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и

др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места

прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения

пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).

В зависимости от того, какой вид детской деятельности преобладает во время

занятий на свежем воздухе, можно выделить виды прогулок по тематике:

Прогулки-походы. С ребятами 5–7 лет можно проводить пешие прогулки на

территории детского сада или за его пределами с учётом продуманного маршрута

и конечной цели. Этот вид прогулки тренирует выносливость дошкольников,

активизирует способность наблюдать за окружающим вокруг, выделять то, что

поставлено задачей похода (поиск подходящих для поделок природных

материалов, узнавание изученных на развивающих занятиях видов птиц,

повторение правил дорожного движения).

Проводить прогулки-походы стоит несколько раз в учебном году (по одной

на каждое время года), чтобы воспитанники не потеряли интерес к этому виду

активности.

Прогулка с персонажем.

 Этот вид прогулки содержит в основе

развлекательный элемент и направлен на создание хорошего настроения у

воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки обычно выступает

сказочный герой (его роль исполняет воспитатель или другой сотрудник ДОУ по

договорённости), он поручает детям увлекательные задания, создавая

проблемную ситуацию («Помогите мне разгадать все загадки и найти спрятанные

предметы, чтобы я смог попасть обратно в сказочную страну», например) и

вовлекая к участию в подвижных играх.

Прогулка-мероприятие.

Проводится во время важного события в жизни детского сада (Праздник осени, Масленичная неделя, Пасхальная неделя, День космонавтики, День Победы, Патриотическая неделя, Неделя экологии и т. д.).

Задания на прогулке соответствуют тематической направленности события,

подчёркивают его важность, создают сопричастность детей. Прогулка-

мероприятие может быть посвящена частному случаю в жизни конкретной

группы (появился новый инвентарь, завезли песок, пришла пора заниматься

озеленением участка).

Трудовые акции направлены на осуществление поддержания порядка на

территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы

подобные прогулки с преобладанием коллективной трудовой деятельности

фиксировались в памяти ребят. Можно создавать стенгазеты с информацией о

проделанной работе, делать фотоколлажи для информационного стенда ДОУ.

Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни.

Рекомендуется проводить подобные прогулки в разное время года, акцентируя

внимание ребят на важности закалки.

Спортивная прогулка - особый вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики. 

 Цели и задачи спортивной прогулки предусматривают укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей.

При правильной организации прогулки оказывается закаливающее воздействие на организм ребенка в естественных условиях, повышается уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста.

 Акцент в таких прогулках делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни. 

Прогулки могут проводиться не реже одного-двух раз в месяц в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность, требующая большой умственной нагрузки, или непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству. 

В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения. 

Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у дошкольников интерес, желание заниматься спортом. 

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О пользе прогулок с детьми дошкольного возраста"

Статья для родителей "О пользе прогулок с детьми". Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние реб...

Разные виды прогулок с детьми дошкольного возраста

               Основная задача - обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности.    ...

Виды прогулок с детьми дошкольного возраста

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми....

Консультация для родителей и педагогов ДОУ на тему :«Организация наблюдений с детьми дошкольного возраста за кормушкой в зимний период во время прогулок».

Наблюдения – это важный источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы, обобщать. Важную ценность имеют повторные, систематические наблюде...

Родительское собрание в средней группе детского сада. Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.  Задачи:Выявить уровень  экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.Продолжа...

Виды прогулок с детьми дошкольного возраста

статья о видах прогулок в детском саду...

Статья на тему "Организация и проведение прогулок с детьми дошкольного возраста"

laquo;Организация и методика проведения прогулки в детском саду».   Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для всестороннего развити...