Виды прогулок с детьми дошкольного возраста
статья

Сергеева Светлана Николаевна

статья о видах прогулок в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_progulok_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Виды прогулок с детьми дошкольного возраста

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми.

Основные требования к организации прогулок определены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Прогулка, как и любой вид деятельности, имеет свою структуру: мотив – цель – план действий – средства - результат (итог).

Прогулка включает в себя

  • организацию с воспитанниками наблюдений
  • разнообразные игры
  • трудовую деятельность
  • спортивные упражнения
  • самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам. 

Виды прогулок:

- традиционные - тематические, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.

- инновационные - тематические прогулки:

  • Прогулки-походы
  • Развлекательные прогулки с персонажем
  • Прогулки-события
  • Прогулки - трудовые акции
  • Спортивные прогулки.

Обязательными составляющими прогулок самых разных видов являются:

  • Совместная деятельность взрослого с детьми (Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности.)
  • Совместная деятельность со сверстниками
  • Самостоятельная деятельность ребенка

Прогулки-походы

Цель: оздоровление детей, совершенствовать двигательные навыки и физические качества детей.

Содержание

Педагоги организуют с детьми прогулки-походы в лес, парк, сквер, а также в зеленую зону на территории детского сада. Прогулки-походы требуют серьезной подготовки самого воспитателя и детей.

Результат

В ходе прогулки-похода дети удовлетворяют свои познавательные потребности, учатся любить природу и видеть ее красоту. Подобные прогулки вносят разнообразие в привычную жизнь дошкольников

Рекомендации:

  • Проводите прогулки-походы с детьми старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельные, между ними складываются дружеские отношения.
  • Заранее подготовьте детей к прогулке-походу.
  • Планируйте такие прогулки не более двух-трех в течение учебного года.
  • Сначала организуйте прогулку-поход на территории детского сада.
  • Проводите прогулку-поход за пределы территории детского сада, когда дети будут к этому готовы

и не будет никаких ограничений.

  • Организуйте с детьми предварительную работу перед прогулкой-походом. Включите в нее беседу, игры-эстафеты, чтение художественной литературы и просмотр видеоматериалов туристической направленности.
  • Познакомьте воспитанников с необходимыми для похода атрибутами: палаткой, рюкзаком, котелком, спальным мешком и т. п.
  • Начинайте прогулку-поход с организационного момента: соберите всех детей, проведите перекличку и инструктаж, даже если прогулка планируется на территории детского сада.
  • Организуйте короткие остановки для отдыха, наблюдений за интересными объектами

во время движения группы до привала.

  • Включите в прогулку-поход сюрпризный момент: неожиданную встречу или интересное задание для дошкольников.
  • Выберите удобное место для конечного пункта прогулки-похода – привала, где можно поставить палатку, развести костер, организовать игры.
  • Проводите во время привала и отдыха игры, которые будут стимулировать познавательную

и интеллектуальную активность детей, подвижные и спортивные игры.

  • Предоставляйте воспитанникам возможность проявить самостоятельность и на себе почувствовать все трудности в организации быта во время похода, например попросите их помочь установить палатку.
  • Вовлеките детей в уборку территории по окончании привала.
  • Организуйте на обратном пути короткие остановки для отдыха и наблюдений

Развлекательные прогулки с персонажем

Цель: эмоционально и психологически разгрузить детей, создать позитивный эмоциональный фон, удовлетворить потребности в двигательной активности.

Содержание

Такие прогулки могут быть разнообразными и вариативными, зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.

Результат

Прогулки с персонажем мотивируют детей к определенному виду деятельности, помогают заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду

Рекомендации:

  • Заранее запланируйте прогулку с персонажем и детально продумайте ее сценарий.
  • Ориентируйтесь на сценарий досуга на свежем воздухе, так как сценарий этого вида прогулки похож с ним.
  • Проводите игру с персонажем несколько раз,

если детям она понравилась. При этом часть воспитанников может заниматься самостоятельной игровой деятельностью.

  • В младших группах используйте игрушки-персонажи: резиновые, бибабо и другие по своему выбору. Используйте новые для детей игрушки, чтобы вызвать у них дополнительный интерес.
  • В младших группах сами исполняйте роль персонажа, разговаривайте за него, чтобы вовлечь детей в совместную игровую деятельность.
  • В группе старшего дошкольного возраста роль персонажа лучше отдать педагогу другой группы, родителю или старшему дошкольнику из другой группы

Прогулки-события

Цель: способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развивать их любознательность.

Содержание

Прогулка посвящается определенной теме, с которой связаны все виды детской деятельности. Например, День защиты детей. Можно посвятить эту прогулку событию в детском саду. Например, привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочнице.

Результат

Прогулка-событие обогащает знания воспитанников, расширяет представления об окружающем мире, удовлетворяет их потребность

в опытах и экспериментах, развивает творчество, поддерживает интерес к прогулке как к режимному моменту и формирует желание выходить на прогулку.

Помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить знания детей, выяснить характер восприятия определенной темы

Рекомендации:

  • Проводите прогулку-событие с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
  • Анонсируйте прогулку – повесьте в раздевалке объявление или афишу для детей о предстоящем событии.
  • Заранее продумайте условия проведения прогулки.
  • Используйте разнообразный выносной материал, чтобы поддержать интерес детей к прогулке.
  • Пройдите сами маршрут движения детей и определите, в каком месте удобно будет остановиться для наблюдения, где можно поиграть с воспитанниками

в подвижную игру и т. д.

  • Включите в прогулку-событие: организационный момент – на сплочение детского коллектива, беседу о предстоящем событии; знакомство с темой прогулки – ввод в событие; подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др.; самостоятельную творческую деятельность детей.
  • Количество таких прогулок планируйте с учетом особенностей детского коллектива, общественных событий и интересных дат, но не часто

Прогулки – трудовые акции

Цель: определяются воспитателем в соответствии с приобретенными навыками и трудовыми умениями воспитанников, а также их физическими возможностями.

Содержание

Прогулки – трудовые акции – это ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. Особенность таких прогулок – преобладание трудовых поручений и разных по организации форм труда на улице в соответствии с погодными условиями, не снижая общей двигательной активности детей. Несколько видов трудовых поручений, которые сменяют друг друга последовательно в ходе прогулки и при этом логично связаны между собой, позволяют избежать утомления детей.

Результат

Дошкольники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. Дети начинают понимать, что труд на природе – это не игра или развлечение, а серьезное занятие.

Воспитатель воспитывает у них желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев и пр.). Дети учатся трудиться коллективно.

Рекомендации:

  • Проводите прогулки – трудовые акции регулярно, но не чаще двух-трех раз в месяц. Значительное количество времени нужно отводить все-таки занятиям трудовой деятельностью.
  • Организуйте такие прогулки на территории детского сада с учетом сезона.
  • Включайте в прогулку наблюдения, например, за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилетом и кочеванием птиц, трудом человека в природе, и совместную с детьми трудовую деятельность.
  • Обязательно оценивайте проделанную работу в конце прогулки.
  • Планируйте трудовые поручения на каждого ребенка с учетом в ходе прогулки его возможностей и индивидуальных особенностей. Нагрузка должна быть посильной.
  • Чередуйте несколько видов трудовых поручений, последовательно меняйте их в ходе прогулки, выдерживая логическую связь между ними.
  • Включайте в прогулку сюрпризные моменты: неожиданное задание детям, встречу с персонажем сказки или любимым героем, наблюдение за работой дворника.
  • Привлекайте младших дошкольников на прогулке к выполнению простейших поручений: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
  • Воспитанникам средней группы давайте самостоятельные поручения. Например, они могут рыхлить землю, ухаживать за растениями, вместе с вами выращивать на участке овощи и цветы: очищать почву от камней и палок, поливать грядки, клумбы, собирать овощи.
  • Старшим дошкольникам поручайте рыхлить землю, поливать, пропалывать, прореживать и подвязывать растения, собирать урожай.
  • Учите дошкольников правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.
  • Следите, чтобы максимальное время, отведенное на трудовые действия, для старших дошкольников не превышало 30–40 минут.
  • Организуйте трудовую деятельность детей на прогулке утром или вечером, а не в жаркие часы дня.
  • Следите, чтобы материалы, инструменты для детского труда на прогулке соответствовали гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей.
  • Не давайте детям для работы то, что может создать травмоопасную ситуацию или неблагоприятно повлиять на их здоровье и физическое развитие.

Спортивные прогулки

Цель: укрепление здоровья дошкольников, профилактика утомления, физическое и умственное развитие, оптимизация двигательной активности детей.

Содержание

Спортивные прогулки не так строго структурированы, как спортивные праздники и развлечения. Они предоставляют воспитанникам свободу выбора, позволяют учитывать их интересы, желания.

Спортивные прогулки включают разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики. Акцент в них нужно делать на формирование у детей физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни. При этом спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется также включать в нее задания познавательного характера и спортивной направленности.

Сценарий спортивной прогулки составляет инструктор по физической культуре вместе с воспитателем группы. На спортивной прогулке воспитанники играют вместе с воспитателем или инструктором по физической культуре. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на прогулке может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались.

Результат

При правильной организации спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, повышают уровень физической подготовленности дошкольников.

Рекомендации:

  • Проводите спортивные прогулки не реже одного-двух раз в месяц.
  • Заранее планируйте сценарий спортивной прогулки.
  • Включайте в сценарий прогулки: организационный момент или вводную беседу; подвижные, спортивные игры; спортивные упражнения; самостоятельную деятельность детей; индивидуальную работу по различным направлениям развития воспитанников; подведение итогов прогулки, творческое задание.
  • Отводите не менее половины времени всей прогулки для спортивных игр.
  • Чередуйте в ходе прогулки задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.
  • Соблюдайте в ходе прогулки баланс между двигательными видами деятельности и заданиями познавательной и спортивной направленности. Например, это могут быть дидактические игры, игры на внимание, на воображение, литературные задания (загадки, считалки, стихи).
  • Учитывайте опыт пользования детьми предметами: ракеткой, мячом, скакалкой и т. д.
  • Знакомьте детей с различными видами спорта, спортсменами в ходе прогулки.
  • Организуйте с детьми целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый), чтобы понаблюдать, как занимаются спортсмены или школьники (если нет запрета на выход за территорию детского сада из-за карантинных мер).
  • Организуйте с детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке разнообразные подвижные игры сюжетного характера, которые включают основные движения.
  • Соорудите условные спортивные площадки, где старшие воспитанники будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам.
  • Проводите с детьми старшего дошкольного возраста беседы о истории развития спорта, спортивных играх древности и современных спортивных играх, Олимпиаде.
  • Организуйте тематические сюжетно-ролевые игры, в которых воспитанники смогут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.
  • Постепенно, начиная со старшей группы, вводите в сценарий прогулки адаптированные к дошкольному возрасту командные спортивные игры: пионербол, футбол, волейбол, теннис и т. п.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О пользе прогулок с детьми дошкольного возраста"

Статья для родителей "О пользе прогулок с детьми". Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние реб...

Разные виды прогулок с детьми дошкольного возраста

               Основная задача - обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности.    ...

Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растите...

Виды прогулок с детьми дошкольного возраста

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми....

"Прогулки в детском саду" ( тема: Виды прогулок с детьми дошкольного возраста)

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Поэтому основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении: активной, со...