МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ В СООТВЕТСВИИ ФГОС
методическая разработка

Морозова Ольга Валерьевна

Родительские обрания, одна из форм взаимодейстивия с семьей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ

Родители – главные воспитатели своих детей.

 Все другие социальные институты, в то числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

        Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с родителями.

        Следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму», переведенному современными ученными и выраженному на сухом языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, написанное – на 40%, проделанное – на 70%.

        Родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрания могут быть организационными (обсуждение задач на новый учебный год, тематическими (посвящены актуальным проблемам воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника) или итоговыми (подведение итогов, результатов образовательной работы за год).

        В связи с короновирусными ограничениями, родительские собрания переносятся на дистанционную площадку. А именно онлайн режиме на яндекс – платформе

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца.  4 родительских собраний в год.

На обсуждение выносят 2-3 вопроса (основное выступление готовит воспитатель, по другим вопросам- представители от родителей, специалисты ДОУ, медицинские работники).

Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.

Подготовка родительского собрания.

Выбор темы собрания.

Тему собрания выбирают педагоги группы, например, «Возрастные и психологические особенности детей 5-6,6-7 лет», «Как научить детей быть самостоятельными», «Кризис трех лет».  «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности и   самообслуживании»,« Игры с малышами в кругу семьи», «Поощрения и наказания ребенка в семье».

Выбор темы (учет образовательного запроса родителей; целевых ориентиров жизнедеятельности группы; закономерностей развития личности дошкольника; особенностей протекания процессов воспитания, обучения и развития; стратегии построения и совершенствования взаимоотношений ДОУ и семьи).

Определение целей родительского собрания (целеполагание связано с выбором темы и вопросов для обсуждения - почему именно эту проблему в данный момент надо обсудить с родителями).

Основным методом проведения собрания должен стать диалог (дает возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения).

Родительское собрание предусматривает равную активность участия родителей и педагогов.

Виды родительских собраний.

  • Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей.
  • Установочные (инструктивные), на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно – образовательном процессе, нормативно- правовой базе.
  • Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т.д.
  • Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
  • Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации.
  • Совместные с воспитанниками и родителями.
  • Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
  • Информационно – просветительские (как система психолого – педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания – конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
  • Собрания – диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
  • Собрания – практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
  • Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
  • Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно – образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.

Организационные формы проведения родительских собраний.

  • Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей – ответы воспитателя).
  • Конференции.
  • Собрание – консилиум – обсуждение актуальных тем со специалистами.
  • Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
  • Диспут.
  • Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
  • Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
  • Встреча.
  • Педагогическая мастерская.
  • Совместное творчество детей и родителей.
  • Собрание – студия – обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
  • Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.д.
  • Практикум.
  • Тренинг.
  • Организационно – деятельностная игра.
  • Ролевая игра.

Методы взаимодействия.

Групповая дискуссия, повышающая психолого – педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций.

Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.

Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.

Совместные действия – выполнение заданий педагогом и родителей с дальнейшим самоанализом.

Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.

Вербальные дискуссии, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывая аргументы оппонентам, в том числе и собственного ребенка.

Примерная форма протокола родительского собрания.

(Обсуждение)

Протокол №___ родительского собрания группы №___

от «___»__20___года.

Тема:__

Присутствовало: ___человек.

Отсутствовало: ___человек.

Приглашенные(Ф. И. О., должность).

Повестка родительского собрания:

1.

2.

3.

4. и т.д.

1. По первому вопросу повестки дня

СЛУШАЛИ :  (Ф. И. О., должность; краткое изложение главной мысли выступающего).

ВЫСТАПИЛ (И)

Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать свое мнение, предложения, замечания, вопросы и т. п.

(В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф. И. О.) и какие мысли высказывал, предлагал, выражая несогласие и по какому вопросу.)

Принятие решения путем голосования.

За -. человек, против -. человек (конкретно Ф. И. О. родителя)

РЕШИЛИ : принять единогласно (принять большинством голосов, не принять).

2.По второму вопросу слушали:. (аналогично по всем вопросам повестки).

Решение собрания:

1___Ответственный___ (Ф. И. О.).

Срок исполнения___

2___Ответственный___ (Ф. И. О.).

Срок исполнения___

3___Ответственный___(Ф. И. О.).

Срок исполнения___

Председатель:___(подпись)___(расшифровка)

Секретарь:___(подпись) ___(расшифровка)

Примечания:

 1. Воспитатели не имеют права навязывать свое мнение родителям. Идет совместное обсуждение вопросов повестки

2. На собрании следует обсуждать и решать, в первую очередь, педагогические вопросы, касающиеся вопросов воспитания, обучения и развития детей

3. Среди годового цикла родительское собрание тематика, которого построена с учетом интересов родителей.

4. Решения принимаются по каждому вопросу отдельно, путем голосования.

5. Формулировка решения должна быть четкая, конкретная, с указанием сроков исполнения и ответственных.

6. Протокол родительского собрания является документом, входящим в номенклатуру дел ДОУ, оформляется своевременно (в течение 3 дней).

7. Ответственность за своевременное заполнение и правильное оформление протоколов родительских собраний несут: воспитатели.

8. К протоколу родительских собраний прилагаются тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других работников ДОУ, которые принимали в них участие.

9. Отсутствующие на собрании родители знакомятся с решением родительского собрания через объявление в родительском уголке или индивидуально.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ Подготовила: ст. воспитель Морозова О.В. г . Санкт – Петербург 2021г.

Слайд 2

Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в то числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Слайд 3

Родительские собрания

Слайд 4

Р одительские собрания

Слайд 5

В связи с короновирусными ограничениями, родительские собрания переносятся на дистанционную площадку. А именно, онлайн режиме на яндекс – платформе. * Если собрание проходило в дистанционном формате то делаем скриншот списка участников .

Слайд 6

Подготовка родительского собрания. Выбор темы собрания. 1. Тему собрания выбирают педагоги группы, например: « Возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет », «Как научить детей быть самостоятельными», « Один дома » и т.д. 2. Выбор темы (учет образовательного запроса родителей);

Слайд 7

Виды родительских собраний. • Организационные • Установочные (инструктивные) • Знакомящие • Консультативные • Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации. • Совместные с воспитанниками и родителями. • Тематические • Информационно – просветительские • Собрания – диспуты • Собрания – практикумы • Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.

Слайд 8

Организационные формы проведения родительских собраний. Групповая дискуссия брифинг/тренинг Творческие встречи /круглый стол

Слайд 9

Методы взаимодействия. Групповая дискуссия Видеокоррекция . Игра

Слайд 10

Примерная форма протокола родительского собрания.

Слайд 11

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Воспитатели не имеют права навязывать свое мнение родителям. Идет совместное обсуждение вопросов повестки. 2. На собрании следует обсуждать и решать, в первую очередь, педагогические вопросы, касающиеся вопросов воспитания, обучения и развития детей. 3. Результаты педагогической диагностики на общее обсуждение не выносятся. Родители (законные представители) могут ознакомиться с ними только в индивидуальном порядке (конфиденциально). 4. Решения принимаются по каждому вопросу отдельно, путем голосования. 5. Формулировка решения должна быть четкая, конкретная, с указанием сроков исполнения и ответственных. 6. Протокол родительского собрания является документом, входящим в номенклатуру дел ДОУ, оформляется своевременно (в течение 3 дней). 7. Ответственность за своевременное заполнение и правильное оформление протоколов родительских собраний несут: воспитатели. 8. К протоколу родительских собраний прилагаются тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других работников ДОУ, которые принимали в них участие. 9. Отсутствующие на собрании родители знакомятся с решением родительского собрания через объявление в родительском уголке или индивидуально.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение родительских собраний

План подготовки родительского собрания. Распределение обязанностей по подготовке собрания. План проведения собрания. Рекомендации по проведению родительского собрания. 10 правил для усешного проведени...

Организация и проведение родительских собраний

Консультация для воспитателей ДОУ...

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ...

Ознакомление педагогов с инновационными формами организации и проведения родительских собраний.

Материал может быть использован для выступления на методическом объединении....

Круглый стол «Основные требования к организации и проведению родительского собрания»

Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов нез...

“Организация и проведение родительских собраний в ДОУ”

Методическое сопровождение образовательного процесса....

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ

Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в то числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспита...