"Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста"
статья

Скороспелова Татьяна Вячеславовна

Способы организации СМД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_muzykalnaya_deyatelnost_detey.docx48.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга

УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Тема: Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Значение, источники и виды самостоятельной музыкальной деятельности.  

Количество часов: 1

Цель:  Формировать представления студентов о самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду, о педагогических условиях формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Теоретический блок

Самостоятельная музыкальная деятельность (СМД) - форма организации музыкальной деятельности детей, которая происходит по их собственной инициативе. 

Общая характеристика самостоятельной музыкальной деятельности, значение.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретённом опыте, отличается многообразием форм, является начальным периодом самообучения.

 От самостоятельной музыкальной деятельности детей следует отличать подражание детей взрослым (манере исполнения песен, характеру движений в танцах и т.п.) в музыкально- игровой деятельности. Самостоятельная музыкальная деятельность детей в отличие от  подражания характеризуется качественным своеобразием.

Н.А. Ветлугина и А.В. Кенеман намечают следующую структуру самостоятельной художественной, в  том числе музыкальной, деятельности.

1. Возникновение художественного замысла.(цели) как проявление интересов ребенка, обусловленных имеющимся опытом.

2. Реализация замысла, которая определяется уровнем владения, способами переноса имеющегося опыта в новые условия, применением воспроизводящих и творческих приемов действий, ранее усвоенных, но видоизмененных детьми.

3. Самостоятельные действия, стремление приблизиться к поставленной цели.

Развить музыкальность детей, сформировать у них представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски. Проявляя активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности.

Содержание СМД детей обусловлено музыкальным опытом  детей, зависит от их возрастных и индивидуальных возможностей.

Дети младшего дошкольного возраста проявляют самостоятельность, прежде всего в том, что они по собственной инициативе слушают музыку, проявляют интерес ко всем звучащим инструментам, предметам, объектам.  Малыши по собственной инициативе подпевают звучащей музыке, поют во время рисования, прогулки, занятий с игрушками.

В среднем и старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей проявляется в исполнении (без участия взрослых) песен, музыкальных игр, плясок, импровизация в играх. Средством самовыражения ребенка в музыке и показателем проявления его самостоятельности в музыкальной деятельности выступает спонтанная детская песня и инструментальная импровизация, основанная на произвольном исполнении ранее выученных песен, попевок и мелодий. Созданные самими детьми песни – формулы являются важнейшим средством общения между детьми, они переносятся в повседневную жизнь, в игру с друзьями.

В подготовительной к школе группе самостоятельная музыкальная деятельность в быту приобретает синтетический характер. Например, дети по своей инициативе, слушая музыку по радио, начинают танцевать под нее, одновременно напевая мелодию. Они поют разученные ранее песни, водят хороводы, играют на металлофоне, маршируют и танцуют под музыку, исполняемую товарищами на ударных инструментах. Дети выбирают партнеров и исполняют пляски. По просьбе детей воспитатель принимает участие в их самостоятельной деятельности: поет вместе с ними, ставит пластинки, помогает выбрать песню, пляску. Дети организуют игры в «оркестр», в «спектакль» с игрушками, плоскостными фигурками, куклами. Для самостоятельной деятельности дети могут объединяться в небольшие группы по интересам и склонностям, обращаться за советом и помощью к воспитателю. Расширяется их музыкальный репертуар, увеличивается время, затрачиваемое на самостоятельную музыкальную деятельность. Дети сознательно планируют свои действия, намечают их последовательность. Часто играют с музыкально-дидактическими пособиями, выполняют упражнения с отдельными танцевальными элементами, осваивают приемы игры на металлофоне, учат тексты и мелодии песен.

Источники самостоятельной музыкальной деятельности детей:

  1. Музыкальные занятия.

 Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.  Детская самостоятельность характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке, сыграть, спеть, станцевать, сочинить, что-то воспроизвести.

  1. Праздники и вечера развлечений проводимые в детском саду также служат немаловажным источником самостоятельной музыкальной деятельности.
  2. Предметно – пространственная музыкальная среда.
  3. Воспитатель.
  4. Семья
  5. СМИ

Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку ребенок слушает радио, магнитофонные и грамзаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концерты, кинофильмы.

Виды  и  формы организации СМД

  • сюжетно-ролевые игры с творческим проявлением  «игра в концерт», «игры в музыкальные занятия». Они могут сами организовать игры в «Театр», спектакли  с игрушками, плоскостными фигурками, куклами и другие.

Известно, что игра является основной формой организации жизни детей в детском саду. Применение музыки обогащает и углубляет ее содержание. В одних случаях, она как бы является иллюстрацией к действиям игры. Например, играя в «Семью», «мамы» поют детям колыбельные песни; празднуя «новоселье» в только что построенном доме, дети начинают плясать; пускаясь в путешествие по морю, поют знакомые им песни о моряках, кораблях («Пароходик», музыка Н. Леви).

  • музыкально-дидактические игры, например,  «Музыкальное лото» и др.  
  • по собственной инициативе проявляют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски.

Педагогические условия для формирования  СМД.

* Музыкальные занятия, которые должны быть увлекательными, вызывать желание, повторять, выученный музыкальный репертуар;

*Все дети должны участвовать в утренниках и развлечениях;

* Внесение в группу атрибутов, костюмов, игрушек, которыми дети пользовались на праздниках и развлечениях, создание предметно-развивающей среды, музыкального уголка;  

*Музыкальное окружение ребенка в семье;

* Посещение оперного театра, спектакли которого оставляют сильные впечатления;

*Просмотр музыкальных мультфильмов.  Важно предупредить родителей, что чрезмерная информация, перегрузка впечатлениями, вредно влияет на неокрепшую нервную систему ребенка.    

*Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной предметно - развивающей среды: музыкального «центра», «музыкальных уголка», «зоны», «студии» .

 В таком «центре» уже в средней группе должен быть набор следующих технических средств: проигрыватель, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями), кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижерская палочка. Здесь же следует вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей. В младших группах необходимые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это - неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, молоточки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию. Для старших детей важно использовать  аудио, видео  или аудиовизуальные технические средства  для использования их с помощью взрослого. А также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).

Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей:

* Воспитатель должен быть наблюдательным присматриваться к детям, знать, кто, чем интересуется;

* Важно создать для детей оптимальные, благоприятные условия для музыкального развития;

* Воспитатель должен быть соучастником детских игр;

* Создать и пополнять музыкальный центр в группе;

* Поощрять детей, содействовать, стимулировать, возбуждать интерес, поправить ошибку, спеть самой, координировать взаимоотношение детей при организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе.

*Повседневная работа с детьми, знание их интересов, способностей, дают возможность воспитателю выполнить свою задачу качественно и ответственно.

Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых.

Руководство педагогом самостоятельной музыкальной деятельностью детей

Прямое

Косвенное

Взрослый – «лидер», побуждает ребенка к совместным действиям.

Взрослый – «партнер». Вместе с ребенком определяют варианты совместного участия в музыкальной деятельности. Может продемонстрировать свое музыкальное творчество, предложить детям оценить его. Устроить конкурс.

Взрослый – «ведомый» ребенок руководит, а педагог следует за ним. 

-Взрослый помогает ребенку проявить себя во время музыкальной деятельности на занятиях, праздниках, гимнастике и т.д.

-Активизирует музыкальную деятельность малоактивных детей, оказывает помощь ребенку в организации музыкальной деятельности, например игры на ДМИ, дидактической или сюжетной игры.

-Учит способам самостоятельных действий.

-  Дает детям творческие музыкальные задания.

- Инициирует музыкальные ситуации в сюжетно – ролевые игры.

-Создает условия для СМД в свободное время, с учетом их интересов и предпочтений, жизненного и музыкального опыта.

-Воспроизведение впечатлений от занятий, праздников, побуждающих ребенка вспомнить игровые ситуации.

-Организация развивающей предметно – пространственной музыкальной  среды с тем условием, чтобы дети могли практически воплотить свои игровые замыслы.

- Поддержание инициативы детей в выполнении поисковых проблемных ситуаций, творческих заданий.

-Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, способствующей раскрытию творческого потенциала детей.

-Формирование доброжелательных отношений между детьми, объединяющимися для самостоятельной музыкальной деятельности в небольшие группы по интересам и склонностям.

Таким образом, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит от:

* имеющихся у детей умений и навыков, .

*имеющегося оборудования в группах,

*продуманного и тактичного руководства со стороны педагогов и воспитателей.

Однако практика показывает, что некоторые дети совершенно не занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью. Это - результат особенностей характера или заторможенности из-за грубого окрика, насмешки взрослого или сверстников при первых неудачных попытках в области музицирования. К таким детям требуется повышенное внимание, необходимо организовать с ними индивидуальные занятия. Детям же, преувеличивающим свои возможности, надо предлагать более сложные задания, требующие значительных усилий. В любом случае важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет особенностей его характера, способностей. На развитие самостоятельной музыкальной деятельности огромное влияние оказывает качество работы музыкального руководителя и воспитателя на занятиях.

Получив поддержку взрослых, дети почувствуют себя увереннее, с желанием будут заниматься самостоятельным музицированием.

 Литература для изучения

1.Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998

https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html.

2.А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.» 2 издание. М.,

3. Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Издательство: "Сфера, ТЦ Сфера"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении " Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста" 2015г.

Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на ...

Консультация для родителей "Советы родителям по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Советы родителям по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста...

Настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

В статье раскрыты основные требования к настольным музыкально - дидактическим играм, предназначенным для музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста....