Настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
статья по музыке

Мишина Светлана Владимировна

В статье раскрыты основные требования к настольным музыкально - дидактическим играм, предназначенным для музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastolnye_muzykalno.doc35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимания на средствах музыкальной выразительности, различать музыкальные произведения по жанру и характеру. В педагогической практике с этой целью в комплексе музыкального воспитания детей применяют   настольные музыкально – дидактические игры. Многие игры педагоги и музыкальные руководители изготавливают сами. Рассмотрим основные специфические требования, предъявляемые к  музыкально – дидактическим настольным играм на примере настольных игр, предназначенных для музыкально –сенсорного развития детей дошкольного возраста

В основу классификации игр, направленных на музыкально – сенсорное развитие ребенка, положены задачи формирования восприятия различных свойств музыкальных звуков: высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические  оттенки. В связи с этим различают следующие виды настольных музыкально – дидактических игр:

  1. Игры, развивающие звуковысотный слух;
  2. Игры, развивающие ритмическое чувство;
  3. Игры. развивающие тембровый слух;
  4. Игры, развивающие динамический слух.

Музыкально – дидактические игры для каждой возрастной группы вводятся в определенной последовательности, с постепенным усложнением музыкально – сенсорных задач. Возрастные особенности детей необходимо также учитывать и при отборе различных типов настольных игр. Так, для детей средней группы игры могут быть по типу разрезных картинок. Для детей старшей группы – игры типа лото. Для подготовительной группы – игры различного типа: лото, парных картинок и др.

Игровая цель – закончить первым – присутствует во всех играх для детей всех возрастов. Добиться в игре цели детям помогает точное выполнение правил. Среди основных правил игр можно перечислить следующее: не мешать товарищу отвечать, не подсказывать ему, класть карточку (фишку) только на определенное место и т.п. Каждое из этих правил учит детей действовать согласованно и организованно.

 Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Оно помогает ребенку в интересной форме услышать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков  и затем выполнить игровое задание.

         Настольные музыкальные игры разрабатываются в соответствии с основным дидактическим принципом – принципом наглядности. предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно – образное  мышление детей дошкольного возраста.

Так, в упражнениях и играх используются песни или небольшие инструментальные пьесы, в которых выделяется какое – либо одно свойство музыкального звука.

 Учитывая образность мышления ребенка и  его эмоциональность, упражнения и игры дадут лучший результат в формировании восприятия основных свойств музыкальных звуков, если они будут предложены  детям в занимательной форме. Ребенка легче заинтересовать, если действовать он будет с предметами, привлекательными по своему оформлению. Эстетически оформленный вид игры должен вызывать у детей желание играть в неё.

Изобразительное содержание некоторых игр может предполагать условность в передаче свойств музыкальных звуков. Например, в игре «Курица» низкому звуку соответствует картинка курицы с наклоненной вниз головой; высокому звуку – курица с поднятой головой. Также в играх широко применяется  условно – схематическая наглядность. Ритмический  рисунок можно выложить  в виде цветов, разных по величине, капелек, грибов и т.д.

Каждая игра должна требовать от детей самостоятельных действий в восприятии и различении музыкальных звуков. Умение вслушиваться, различать то или иной музыкальный звук является показателем определенного уровня музыкально – сенсорного развития у детей дошкольного возраста.  А это в свою очередь дает детям возможность использовать игры в самостоятельной музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

Музыкально-дидактические игры для развитие звуковысотного слуха детей дошкольного возраста

Где мои детки? Возрастная группа: Средняя группаЦель: развитие звуковысотного слуха;Материалы: Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены г...

Музыкально-дидактические игры для развитие динамического слуха детей дошкольного возраста

laquo;На чём играю? »Игра на развитие динамического слухаВозрастная группа: Средняя группаЦель : Упражнять детей в восприятии двух звуков (низкий-высокий)Необходимо знание попевки «Дудочк...

Музыкально-дидактические игры для развитие чувства ритма детей дошкольного возраста

laquo;ПОВТОРИ РИТМ»Возрастная группа: Средняя группаЦель: развитие чувства ритма детей.Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).Ход игры. Игра про...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музык...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмич...