Учебно-методические материалы по теме " Организация праздников в ДОУ"
план-конспект

Скороспелова Татьяна Вячеславовна

методика организации праздников в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_prazdnikov_v_doo.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Тема: Праздничные утренники в дошкольном учреждении. Их значение и
классификация. Методика организации праздников

Количество часов: 1 

Цель: Сформировать представления студентов о содержании работы по подготовке праздников в детском саду.

«Жизнь без праздника, что еда без хлеба..»

Теоретический блок.

Праздники - торжественные события, в которых принимает участие весь педагогический коллектив. Они вызывают у детей радостные чувства, предоставляют им возможность проявить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности и тем самым оставляют глубокий след в их памяти. Праздник - это смена будничной обстановки на яркую, радостную, торжественную.

Главное воспитательное воздействие праздников заключается в том, что их основная идея доносится до детей в образной форме, при помощи ярких эмоциональных средств. Содержание каждого праздника должно вызывать у детей эстетические чувства, формировать их вкус. Поэтому необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств. Дополняя друг друга в раскрытии одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия праздника на детей.

Праздники в ДОУ сплачивают детский коллектив, обогащают детей новыми впечатлениями, являясь важнейшим условием их дальнейшего развития.

            Несмотря на то, что главная цель  — это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру, каждый праздник в детском саду имеет свои цели и задачи. Это зависит от  вида праздников.

Классификация (на основе общепринятой праздничной культуры нашей страны)

государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Космонавтики, День Победы, День города, День знаний;

международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день; 

народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная горка, праздник Ивана Купалы, Осенины;

бытовые и семейные: день рождения, традиционные праздники в детском саду, группе; праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость, например, «Праздник Мыльных пузырей (Оригами, Воздушных шаров, Бумажных корабликов)"

Программа детского сада регламентирует перечень праздников в учреждении. Рекомендуемое количество праздников в год не более 4 для детей  2 -4 лет и 6 для детей 5-7 лет, так как праздники подразумевают обширную подготовительную работу всего коллектива, в том числе детей и родителей. Праздничные события, не вошедшие в перечень праздников, отмечаются в разнообразных организованных формах на тематических развлечениях, вечерах досуга. 

Подготовка праздников требует четкой организации действий всех участников и подразумевает следующие этапы:

Первый этап – это систематизация взрослыми материала по предстоящему событию. На производственном совещании решается ряд важных вопросов в подготовке к празднику.

-Подбор соответствующего репертуара для детей;

-Продумывание содержания форм работы с детьми;

-Задачи воспитателя и музыкального руководителя заключаются  в тщательном продумывании сценария, в распределении ролей, в выстраивании определенной последовательности музыкально – литературного материала, инсценировок, аттракционов и сюрпризных моментов .

Второй этап – подготовка детей к праздникам . Проведение бесед, чтение  соответствующей литературы, подготовка  номеров, открыток и т.д. Содержание любого праздника доводится до сознания ребенка, главным образом, в процессе всей подготовительной работы. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству Праздник - кульминационный пункт этой работы. Он ни в коем случае не должен готовиться специально, в спешке, а вытекать из всей предшествующей общевоспитательной деятельности. В процессе обычных музыкальных занятий дети разучивают и праздничный материал, а на других занятиях получают необходимые сведения о подготовке к празднику в родном городе, о труде людей, событиях общественной жизни, явлениях природы, приобретают умения и навыки, которые дадут им возможность принять активное участие в выступлениях. Эмоциональный подъем у детей нарастает с приближением праздника. Педагогический коллектив должен бережно сохранить нарастающую радость и в полной мере дать ей развернуться в день празднования.

Третий этап – украшение и  подготовка помещения, пособий, атрибутов, костюмов.

Рекомендуется распределить техническую подготовку между всеми участниками педагогического процесса, включая родителей и детей.

Методические рекомендации к организации различных видов праздников.

  1. Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей.

-Группы раннего возраста. - 20-25 минут

-Младшая группа –25-30 минут

-Средняя группа – 35- 40 минут

-Старшая группа - до 45 минут

-Подготовительная к школе группа – 50-55 минут (не более 1 часа)

Важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия. А также последовательности номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.

  1. Объединение содержания праздника единой темой. Это позволяет удерживать внимание детей, варьируя при этом различные виды деятельности (пение, музыкально – ритмическое движение, чтение стихов, игры и т.д.)

Например, темы Осенних праздников могут быть такими:

-Осень золотая в гости к нам пришла.

-Осень в лесу

-Что нам осень принесла

-Осенняя ярмарка

-Осенние посиделки

-Художница-Осень. И т.д.

Темы Новогодних утренников.

-Голубая стрела

-Новогодняя сказка

-В поисках Деда Мороза

-Потому, что Зима это здорово.

-Новогодняя Елка

-Новогодние игрушки и т. д.

Торжественные праздники могут быть также объединены темой, например День Победы.

-Парад Победы

-Концерт Военной песни

-Города – герои

-Никто не забыт и ничто не забыто…

Темы праздника День защитника Отечества

- Защитники Отечества во все времена.

- Мы солдаты.

- Мой папа.

- Сильные, ловкие, смелые.

- Путешествие с капитаном Врунгелем и т.д.

Праздник может оставить глубокий след в памяти ребенка только тогда, когда ему понятно его содержание

От темы праздника зависит и его структура. Обычно традиционные праздники, посвященные общественно-политическим событиям, начинаются торжественной частью, которая включает в себя: праздничное шествие детей, поздравление заведующей, пение праздничных песен, исполнение упражнений-композиций, чтение стихов на праздничную тематику.

После торжественной следует концертная часть - групповые и индивидуальные выступления детей: чтение стихов, пение песен, пляски, инсценировки, аттракционы.

Закончить праздник можно раздачей подарков, так как они усиливают и продлевают праздничные эмоции, или приглашением детей на торжественный обед, чай. Иногда дети получают подарки после окончания праздника в групповой комнате.

На новогоднем празднике все выступления детей сосредоточиваются вокруг нарядно украшенной елки. К ним в гости приходят сказочные персонажи - Дед Мороз, Снегурочка, Метелица, Снежная баба и др., которые проводят с детьми забавные игры, хороводы, приносят красочно оформленные подарки.

Содержание и построение празднования проводов детей в школу также имеет свои особенности. Будущие школьники демонстрируют свои достижения в упражнениях, играх, плясках, поют песни о школе, читают стихи. Их приветствуют заведующая, воспитатели, остающиеся в саду товарищи; желают им хорошо учиться, не забывать детский сад.

  1. Программа праздника строится  на знакомом, ранее освоенном музыкальном материале.

С целью сохранения у детей яркости  впечатлений от выступлений сверстников и взрослых в процессе проведения праздника, при его подготовке нежелательно повторять всю программу праздника в присутствии всех детей. На свободных репетициях до праздника исполняются лишь общие песни, пляски и построения. Остальной праздничный репертуар  разучивается на занятиях по подгруппам или индивидуально.

  1. Организация праздника и подготовка к нему должны отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Но чтобы к моменту его  проведения дети  не были утомлены и не утратили свежести впечатлений, подготовка к празднику не должна начинаться слишком рано. Новый праздничный материал включается примерно за 1,5 месяца до праздника. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка. С этой целью при распределении ролей важно учитывать индивидуальные особенности и желания детей.

  1. При подготовке к празднику следует серьезно отнестись к выбору кандидатуры на роль ведущего. Как правило, это воспитатель группы. Помимо хорошего знания сценария праздника и его музыкально – литературного репертуара, ведущий должен обладать артистизмом,  доброжелательностью, чувством юмора, находчивостью, инициативностью.  Для малышей в качестве ведущих можно использовать игрушку, игрового персонажа (нескольких персонажей), которые озвучиваются взрослым.

В ходе праздника поддержание хорошего, радостного настроения детей во многом зависит от воспитателей. Они следят за выступлениями детей своей группы, своевременно меняют детали костюмов, подсказывают, когда нужно выходить на игру или пляску, помогают детям, принимают участие в общих плясках, играх, танцах, песнях.

  1. Для успешного проведения праздника необходимо продумать размещение детей. Обычно они сидят по трем сторонам зала, оставляя центр свободным - «сцену» - для выступлений. Стулья расставляются до начала праздника по количеству детей. Занятия в день праздника не проводятся. После завтрака воспитатели вместе с нарядно одетыми детьми обходят детский сад, рассматривают праздничные украшения, приготовленные накануне. Начинаться праздник должен без задержек, организованно. Недопустимо длительное ожидание вызова в зал, торопливое одевание костюмов. Костюмы должны быть удобными, не стесняющими движений детей, легкими, сшитыми со вкусом, по росту. Можно использовать не полные костюмы, а лишь их характерные детали: венки с ленточками для украинок; шапочки на голову для зверушек, цветов; платочки для русского танца. Не рекомендуется закрывать лица детей масками. Чем проще и легче костюм, тем удобнее он для ребенка

 

*Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:

-деятельность детей во время праздника. Их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;

-деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми, качество используемого репертуара;

-организационные моменты праздника, согласованность работы всего педагогического коллектива при подготовке и проведении праздника;

-праздничное оформление зала.

Результаты проведения праздников обсуждаются, как правило, на педагогических советах ДОУ. Анализ положительных и отрицательных сторон позволяет в дальнейшем избежать ошибок.

*Впечатления от праздника закрепляются на музыкальных занятиях, которые строятся несколько иначе, чем обычно. На них проводятся игры, пляски, из программы праздника исполняются песни по желанию детей. Дети повторяют их в камерной обстановке с большим увлечением, проявляют творческую инициативу, меняются ролями. Особенно любят дети повторно смотреть инсценировки сказок и песен. Впечатления детей, отраженные в творческих играх, рисунках, высказываниях, помогают воспитателям понять, насколько материал празднования был им интересен и близок.

Контролирующий блок.

Опираясь на предложенные источники, самостоятельно изучить роль музыки на праздниках.

Подобрать музыкальный репертуар к  4 праздникам по выбору. Обосновать использование данного репертуара.  Оформить в таблице.

Возраст детей, группа

Название праздника

Музыкальный репертуар

(название, композитор, автор текста(если есть))

Цель использования

(вид деятельности, оформление и т.д.)

Критерии оценки, рекомендации

Если студент выполнил задание в полном объеме, ответ аргументирован, опирается на материалы лекции и учебников, то выставляется оценка – «отлично»; студент выполнил все требования к выполнению задания, но ответ не  достаточно аргументирован, то выставляется оценка – «хорошо»;  если студентом упущены какие-либо требования в выполнении задания, то выставляется оценка – «удовлетворительно». 

 Литература для изучения

  1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду:  Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  2. Гончарова О.В. , Богачинская Ю.С. «Теория и методика музыкального воспитания» учебник. Москва, Издательский центр « Академия», 2017.стр.216-223.
  3. Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Издательство: "Сфера, ТЦ Сфера"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие дидактическая игра.Тема:"Времена года, когда это бывает?"

Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам....

Учебно-методическое пособие: Тематическое планирование.Тема:"День защитника Отечества"

Планирование работы по теме:" День защитника Отечества" во всех возрастных группах....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Учебно-методический материал для средней группы :сценарий праздника "Как звери солнышко искали"

Данный сценарий построен в форме сказки.В нём использованы красивы стихи о весне,музыкальные игры,весёлые танцы....

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...