Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике на тему

Хлопова Анна Сергеевна

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий в комнате

с интерактивным сенсорным оборудованием

«Релаксационный комплекс»

Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова

«Организация занятий в сенсорной комнате» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_relaksatsiya.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрен:                                                                            Утвержден:

на педагогическом совете                                                      Приказ № ___ от «___» ___20__г.

МДОУ «Центр развития ребенка -                                        Заведующий МДОУ № 7

детский сад № 7»                                                                     _______ Н.М. Зубатова

Протокол №___от «__» ____20__г.

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий в комнате

с интерактивным сенсорным оборудованием

«Релаксационный комплекс»

Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова

«Организация занятий в сенсорной комнате»

Составитель:

педагог-психолог

Хлопова А.С

                                                                         п. Пролетарский

Ракитянского района Белгородской области

2015 год

Паспорт программы

Наименование Программы

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс»

Целевая группа

Для воспитанников 2 младшей - подготовительной , имеющих высокий уровень тревожности и психоэмоционального напряжения, соматические расстройства и расстройства опорно-двигательного аппарата, дети инвалиды и учащиеся, отнесенные к категории дети с ОВЗ

Цель программы

Профилактика психоэмоционального напряжения, снятие негативного проявления стресса и развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты. Повышение уровня сенсорного развития учащихся.

Задачи программы

  • нормализация психоэмоционального состояния человека, предупреждение аффектов и депрессий;
  • снятие чувства усталости и восстановление работоспособности;
  • развитие когнитивных процессов;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие креативности и др.

Ожидаемые конечные результаты

  • снятие психоэмоциональной напряженности;
  • поддержка положительной самооценки;
  • создание позитивного настроя;
  • усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств;
  • развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, способствовать формированию физического и психологического здоровья.

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающие занятие в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием способствуют сохранению и укреплению психофизического и психоэмоционального здоровья обучающихся посредством создания специальной мультисенсорной среды.

Специальное оборудование в сенсорной комнате позволяет решить следующие задачи:

- нормализация психоэмоционального состояния человека, предупреждение аффектов и депрессий;

- снятие чувства усталости и восстановление работоспособности;

- развитие когнитивных процессов;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие креативности и др.

  Сенсорную комнату в своей профессиональной деятельности могут использовать педагоги-психологи, другие специалисты, имеющие соответствующую подготовку.

   Основные области применения интерактивного сенсорного оборудования в образовательном процессе:

занятие можно включать в комплексную систему сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сенсомоторными нарушениями, проблемами эмоционального развития, нарушениями слуха, зрения, речи и др.;

эффективное средство обучения педагогов инновационным технологиям, методам, приемам реабилитационной, коррекционно-развивающей работы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в том числе с детьми-инвалидами;

при проведении занятий, направленных на коррекцию поведения, эмоционального состояния учащихся, а также для занятий с детьми «группы риска», находящимися в трудной жизненной ситуации;

может быть использована для проведения занятий с преподавателями и другими специалистами учебного заведения, с целью нормализации их психоэмоционального состояния.

   В зависимости от проблем и возраста учащихся, а также с учетом рекомендаций врача используются различные формы, методы и приемы работы в сенсорной комнате. Как правило, на одном занятии может присутствовать от 1 до 8 человек. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития учащегося. Длительность занятий также определяется индивидуально и зависит от проблем и индивидуально-психологических особенностей.

  Занятия в коррекционно-развивающей комнате с интерактивным сенсорным оборудованием противопоказаны лицам с аллергией, соматическими, инфекционными и психоневрологическими заболеваниями.

Примерная структура занятия в сенсорной комнате:

Вводная часть – ритуал приветствия, входная диагностика, разминка;

Основная часть – игры и упражнения с использованием оборудования комнаты;

Завершающая часть – подведение итогов (рефлексия), ритуал прощания.

    Не рекомендуется использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание включаемого оборудования, направленного на развитие и коррекцию ощущений различной модальности. Например, занятие с интерактивной воздушно-пузырьковой колонной может сопровождаться спокойной мелодией, в это время другие приборы включаться не должны, поскольку каждый из них, в зависимости от сюжета занятия, требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.

Ожидаемый результат:

  Создание положительного эмоционального фона, овладение коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Учащиеся так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать, снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучить работоспособность.

Общее  психофизиологическое развитие.

развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;

активизация мышления;

повышение иммунитета;

улучшение соматического здоровья;

коррекция  эмоционального  состояния;

активизация деятельности;

нормализация сна

Эмоциональное развитие.

обогащение эмоционального опыта;

преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;

стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;

формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;

формирование коммуникативных навыков у детей;

коррекция девиантного поведения.

Речевое развитие.

активизация словаря;

накопление языковых представлений;

формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи;

формирование диалогической речи;

формирование элементов словесного планирования;

формирование монологической речи;

формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;

развитие выразительности речи.

Социальное развитие.

формирование личностной ориентации;

формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;

проекция общественных взаимодействий;

развитие социальных норм поведения;

ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;

формирование организационных умений

развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;

осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;

освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;

развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;

формирование и развитие творческих способностей;

формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;

формирование правильное поведения в коллективе

Содержание программы

Программа включает в себя несколько видов деятельности:

- профилактическая и развивающая работа с учащимися группами учащихся 5-11 классов с ослабленным здоровьем  до 8 человек, индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ;

- просветительская работа с педагогическим коллективом;

- просветительская работа с родителями.

Виды и формы работы в сенсорной комнате

Наименование оборудования

Цель

Кол-во

часов

Виды и формы работы

Категория детей

Мягкое напольное  покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастические валики

Проектор «Релакс»

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие воображения.

Саморегуляция психического состояния.

Снижение двигательного тонуса.

1

Упражнение

«На Северный полюс»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Проектор «Релакс»

Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов)

Ковер потолочный «Звездное небо»

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Достижение мышечного расслабления.

Улучшение настроения

Преодоление застенчивости.

1

Упражнение

 «Спонтанный танец»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Пузырьковая колонна

(сенсорный уголок «Зеркальный обман»)

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Улучшение настроения.

Развитие зрительной памяти.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие воображения.

Реабилитация нервно-психического состояния.

Релаксация.

Саморегуляция и стабилизация психического состояния.

1

Упражнение

«Мысленная картина»

Сказкотерапия

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Стимуляция зрительных и тактильных анализаторов,

Развитие зрительной координации, зоркости, воображения.

Саморегуляция и стабилизация психического состояния.

Снятие негативных эмоций и состояний.

1

Игра «Звездочеты»

Сказкотерапия

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Проектор «Релакс»

Мягкое напольное  покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Мышечное расслабление,

Развитие речи и воображения, коммуникативных навыков.

Саморегуляция и стабилизация психического состояния.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Улучшение работоспособности.

1

Игра

«Писатели звездных историй»

Сказкотерапия

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов)

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Мышечное расслабление.

Создание положительного эмоционального фона.

Релаксация.

Уменьшение уровня тревожности.

1

Упражнение «Солнечные зайчики»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Оптиковолоконный пучок «Волшебный фонтан»

Настенный фибероптический модуль «Каскад»

Мягкое напольное  покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастические валики

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Развитие мелкой моторики.

Стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, Создание положительного эмоционального фона.

Релаксация.

Уменьшение уровня тревожности.

Снижение двигательного тонуса.

1

Упражнение «Коса»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное  покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастические валики

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Релаксация

Развитие слухового восприятия, воображения.

Уменьшение уровня тревожности.

Мышечное расслабление.

Создание положительного эмоционального фона.

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

1

Упражнение

 «Что я чувствую, когда слушаю музыку»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Стол для рисования песком

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Развитие:

-  воображения;

- зрительного восприятия;

- мышления;

- мелкой моторики.

Снижение уровня тревожности.

Создание психологического комфорта.

Коррекция страхов.

1

Рисование песком

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное  покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастические валики

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Мышечное расслабление.

Создание положительного эмоционального фона.

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Снятие усталости и улучшение работоспособности.

1

Прогрессивная мышечная релаксация

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное  покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Мышечное расслабление.

Создание положительного эмоционального фона.

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Снятие усталости и улучшение работоспособности.

Релаксация.

1

Упражнение

«На берегу моря»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Кольца массажные

Тренажер для восстановления мышечного тонуса рук

Стол для рисования песком

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Напряжение и расслабление мышц рук.

Развитие мелкой моторики, воображения, креативности.

Улучшение настроения, работоспособности.

Снятие усталости, напряжения.

1

Упражнение

«Игра с песком»

Рисование песком

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное  покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Массажные кочки.

Мяч «Баланс»

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Коррекция плоскостопия, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Развитие:

-  целенаправленных движений конечностей;

- укрепление мышечного тонуса;

- равновесия;

-  координации движений.

1

Упражнение

 «Игра с муравьем»

Игра «Болото»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, плоскостопие, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное  покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

1

Упражнение

«Солнышко и тучка»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное  покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастическая подушка

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Диски «Релакс», DVD

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

1

Упражнение

«В уши попала вода»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное  покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастическая подушка

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Диски «Релакс», DVD

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Улучшение мышечного тонуса лица и шеи.

1

Упражнение

«Лицо загорает»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное  покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастическая подушка

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Диски «Релакс», DVD

Мышечное расслабление.

Создание положительного эмоционального фона.

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Снятие усталости и улучшение работоспособности.

Релаксация.

1

Упражнение

«Сон на берегу моря»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Диски «Релакс», DVD

Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов)

Развитие чувства ритма, воображения, восприятия.

Снижение уровня тревожности.

Создание психологического комфорта.

Улучшение работоспособности

1

Упражнение

 «Гусли-самогуды»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Итого

18

Структура занятия

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.  

Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку,  и др.).  

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:

Упражнения на мышечную релаксацию

снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.

Дыхательная гимнастика

действует успокаивающе на нервную систему.

Мимическая гимнастика

направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.

Двигательные упражнения, влючающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

способствует межполушарному взаимодействию.

Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

способствует развитию произвольности

 Основные методы:

Элементы сказкотерапии, арттерапии  с импровизацией;

Психогимнастика;

Игры на развитие навыков общения;

Игры на развитие восприятия, воображения;

Ролевые игры

Формы организации коррекционно-развивающего процесса:

Индивидуальная работа.    

Групповая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет  на логопедическом пункте...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (ТНР) 5-6 лет

Рабочая программа педагога-психолога работы с детьми с ОВЗ (ТНР)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (ЗПР) 6-7 лет

Адаптированная образовательная программа педагога-психолога для детей с ОВЗ (ЗПР) 6-7 лет. Программа составлена на основе Программы психолого-педагогических занятий для дошкольнитков Н.Ю. Куражевой &q...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей сОВЗ (ТНР) 4-5 лет

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (ТНР) 4-5 лет...