Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей сОВЗ (ЗПР) 4-5 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

Поморцева Ольга Александровна

Рабочая программа и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_zpr_4-5_let.docx51.09 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГерб Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №2051»

Юридический адрес: 111674,  г. Москва,  проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2

Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru

«Утверждаю»

Директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 2051»

___________Семёнова Е.Н.

«____»_____________________2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР  4-5 ЛЕТ 

(составлена на основе Программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик»)

Программу составил:

 педагог-психолог

О.А. Поморцева

Программу реализовывает:

 педагог-психолог

 О.А. Поморцева

Москва 2017-2018 учебный  год

Пояснительная записка

   В последние годы количество детей с ограниченными возможностями стремительно растет. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с диагнозом ЗПР, обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов). Задержка психического развития детей в раннем дошкольном возрасте поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде.

   Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.

   Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, так К.С. Лебединской предложена клиническая систематика детей с задержкой психического развития. Ею было выделено четыре варианта ЗПР.

  1. Задержка психического развития конституционального происхождения.

   При данном варианте развития эмоционально-волевая сфера у детей находится на более ранней ступени развития. Характерной особенностью является преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, наблюдаемые у этих детей, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности ребенка в целом. В целом при хорошей коррекционной работе эти дети могут догнать своих сверстников и обучаться в массовой школе.

  1. Задержка психического развития соматогенного происхождения.

   Данный вариант обусловлен длительной соматической недостаточностью личного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, детскими неврозами, астенией. Соматогенный инфантилизм обусловлен рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью. Такие дети редко посещают детский сад, они в основном воспитываются дома, в результате чего их круг общения ограничен, нарушены межличностные отношения.

  1. Задержка психического развития психогенного происхождения.

   Этот вариант развития связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия окружающей среды, рано возникшие, детально действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических. В первую очередь страдает эмоциональное развитие ребенка.

  1. Задержка психического развития церебрально – органического происхождения.

   У детей данного варианта развития имеется органическое поражение центральной нервной системы, но оно носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально – волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

   Детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы усвоению определенного материала. У них не сформированы необходимые для обучения умения и навыки, недостаточно знаний для усвоения программного материала. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности.

Актуальность программы.

    Статистика показывает, что на сегодняшний день каждый десятый ребенок имеет недоразвитие познавательных процессов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальных и наиболее сложных теоретических и практических проблем современного общества. В большинстве случаев та работа, которая проводится с ребенком с диагнозом ЗПР в условиях массовых не специализированных детских садах, не ведет к преодолению отставания в развитии, и эти дети фактически выпадают из учебного процесса, когда они начинают обучаться в массовой общеобразовательной школе. В связи с этим важное значение приобретает коррекционная, развивающая работа с данной группой детей в условиях «Кабинета психолого-педагогической коррекции», где проводится комплексное обучение и развитие детей с ограниченными возможностями.

   Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР в соответствии с возрастной особенностью.

Психологические особенности детей 4-5 лет в норме.

ВОСПИЯТИЕ:

-называют форму, на которую похож тот или иной предмет.

-находят в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздают сложные.

-способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку.

-разбирают и собирают четырехсоставную матрешку, пирамидку.

-складывают разрезные картинки из 3-4 частей.

ПАМЯТЬ:

-объем памяти возрастает.

-запоминают 5-6 картинок

-способны, принят задачу на запоминание.

-понять поручение взрослых.

МЫШЛЕНИЕ:

-наглядно-образное мышление, которое определяет качественно новую ступень в развитии ребенка. Решить задачу способен не только в практических действиях с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

ВООБРАЖЕНИЕ:

-появляется оригинальность и произвольность.

-дети начинают фантазировать.

ВНИМАНИЕ:

-увеличивается устойчивое внимание.

-способен 15-20 мин. выслушать информацию.

РЕЧЬ:

-словарь детей увеличивается до 2000 слов и более.

-пользуется сложными фразами и предложениями.

-пересказывают сказки.

-взрослый представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной информации.

ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ:

- ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.

-в группах начинают выделяться лидеры.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА:

-ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.

-ранимость – это не проявление индивидуальности, а особенность возраста.

-начинают интересоваться своей половой принадлежностью.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

- становиться совместной, появляются ролевые взаимодействия.

-игровые действия выполняются не ради самих игр, а ради смысла игры.

-преобладают однополые игровые общения.

-девочки играют в «семью», в «принцесс».

-мальчикам интересны игры в строителей, полицию.

-появляются игры соревнования – формируется мотивация достижения успеха.

-двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторике

Цель программы:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка

Задачи программы:

  1. Создавать условия для проявления познавательной активности.
  2. Способствовать самопознанию ребенка.
  3. Совершенствовать коммуникативные навыки.
  4. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
  5. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение  количества правил.
  6. Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
  7. Формировать умение подчинять свое поведение  нравственным нормам.

Новообразования:

  1. Предвосхищение результата деятельности.
  2. Активная планирующая функция речи.
  3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Групповые занятия:                

    Занятия проводятся в подгрупповой форме, 2 раза в неделю (1 занятие на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативной сферы, 1 занятие на развитие познавательной сферы дошкольников). Количество детей в группе 3-4 человека. Время занятий 20-25 минут.

     Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

     Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики, в частности 4- 5 лет – развитие эмоциональной сферы, коммуникативной сферы.

     Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие коммуникативной и эмоциональной  сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

     Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий

- Аудио – видеотека;

- фонотека и фильмотека;

- настольно – печатные игры;

- предметные игрушки;

- доска;

- цветные маркеры;

- пластилин;

- краски, карандаши, фломастеры;

- писчая и цветная бумага;

- строительный материал;

- ковер.

Принципы проведения занятий

- Системность подачи материала

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятия;

- доступность;

- проблемность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

Этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа:

     Включает в себя входную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

                          Планируемый результат:

   Одним из важнейших итогов данной программы является интеллектуальная база ребенка, которая предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию.

Важные аспекты:

      1.  Повышение уровня познавательной активности.

      2.  Самопознание ребенка.

      3.  Развитие произвольности.

     4. Совершенствование сенсорной функции.

5.  Совершенствование коммуникативных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы.

6.  Повышение общего уровня  познавательного развития, осведомленности, пространственно-временных представлений.

Тематическое планирование психологических занятий

для детей 4-5 лет

Месяц

Темя занятия

Кол-во часов

Сентябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Диагностика развития детей.

Знакомство.

Давайте дружить.

Волшебные слова.

Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

Правила поведения на занятиях.

Дикие животные осенью.

Домашние животные осенью.

1

1

1

1

1

1

1

1

Октябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Радость, грусть.

Огород. Овощи.

Гнев.

Сад. Фрукты.

Удивление.

Лес. Грибы и лесные ягоды.

Испуг.

Игрушки.

1

1

1

1

1

1

1

1

Ноябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Спокойствие.

Одежда.

Словарик эмоций.

Обувь.

Цвет, форма, величина.

Кухня.  Посуда.

Словарик эмоций.

Квартира.  Мебель.

1

1

1

1

1

1

1

1

Декабрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Зима. Зимующие птицы

Свойства предметов (тяжелый-легкий, сухой-мокрый).

Домашние животные зимой.

Дикие животные зимой.

Комнатные растения.

Новогодний праздник.

В гостях у сказки.

В гостях у сказки.

1

1

1

1

1

1

1

1

Январь

1

2

3

4

5

6

7

8

Мои помощники глазки.

Домашние животные и их детеныши.

Мои помощники ушки.

Дикие животные и их детеныши.

Мой помощник носик.

Грузовой и пассажирский транспорт.

Мой помощник ротик.

Профессии на транспорте.

1

1

1

1

1

1

1

1

Февраль

1

2

3

4

5

6

7

8

Мои помощники ручки.

Домашние животные и их детеныши.

Мои помощники ножки.

Профессии. Продавец.

Из чего же сделаны наши мальчишки?

Профессии. Почтальон.

Защитники отечества.

Дикие животные и их детеныши.

1

1

1

1

1

1

1

1

Март

1

2

3

4

5

6

7

8

Из чего же сделаны наши девчонки?

Весна. Приметы весны.

Страна Вообразилия.

Мамин праздник. Профессии мам.

Прогулка по городу. Обобщение.

Первые весенние цветы.

Здравствуй, Весна!

Цветущие комнатные растения.

1

1

1

1

1

1

1

1

Апрель

1

2

3

4

5

6

7

8

День смеха.

Дикие животные весной.

Космос.

Весенние работы на селе.

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

Домашние животные весной.

В гостях у сказки.

Птицы прилетели.

1

1

1

1

1

1

1

1

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

Восприятие свойств предметов.

Насекомые.

Правила личного этикета.

Рыбки в аквариуме.

Я знаю, я умею, я могу.

Правила дорожного движения.

Лето. Цветы на лугу.

Итоговая диагностика развития.

1

1

1

1

1

1

1

1

Список используемой литературы.

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
  2. Т.Ю. Бардышева «Мой мизинчик, где ты был?», «Привет, ладошка!» -

      «Карапуз», 2016г.

  1. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова

Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет.

  1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  2. С. Гаврилина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинина.

Знакомство с окружающим миром.

  1. С.В. Крюкова, Н.И. Донскова «Удивляюсь, злюсь, боюсь…»
  2. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев  «Лабиринт души». Терапевтические сказки.
  3. Н.С. Русалова .  Дидактический материал.
  4. Развивающие настольные игры, пазлы, аналогии, лото.

«Цвет и форма» ОАО «Радуга», Забавы в картинках  «Что перепутал художник», Московская мозаика «Кто чья мама?», «Где чей листочек?»

Познавательная игра-лото   «Знаю все профессии», «Истории в картинках», «Детям о времени».

  1.  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2009.
  2.  Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Посуда, мебель. — СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  3.  Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Бытовая техника. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  4.   Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Фрукты, овощи — СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  5. Н.С. Русалова Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. М.: Аркти, 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей сОВЗ (ТНР) 4-5 лет

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (ТНР) 4-5 лет...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...