Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей сОВЗ (ТНР) 4-5 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Поморцева Ольга Александровна

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (ТНР) 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_tnr_4-5_let.docx58.39 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГерб Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №2051»

Юридический адрес: 111674,  г. Москва,  проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2

Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru

Утверждаю

Директор ГБОУ «Школа № 2051»

                                                                                   ___________Е.Н. Семёнова

«____»__________________2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР 4-5 ЛЕТ

(составлена на основе Программы психолого-педагогических занятий для дошкольников  Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик»)

Программу составил:

 педагог-психолог

О.А. Поморцева

Программу реализовывает:

 педагог-психолог

 О.А. Поморцева

Москва 2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Психологические особенности развития детей с ТНР.

    Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.)  

Вопрос соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи должен решаться дифференцированно, так как группа детей с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы (Е.М. Мастюкова)

У ребенка с общим недоразвитием речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов. «У многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития» (Е.М. Мастюкова, 1976)

Мышление

 Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта.

У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и, наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно - следственных связей явлений. Для многих детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характерна ригидность мышления.

Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением. Дошкольники с ТНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Выделяют четыре группы детей с ТНР по степени сформированности логических операций.

 1 группа

У детей, относящихся к данной группе:

 - достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием;

- высокий уровень познавательной активности;

 - целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

2 группа

У детей, вошедших во вторую группу:

 - уровень сформированности логических операций ниже возрастной нормы; - речевая активность снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции;

- отмечается ограниченный объем кратковременной памяти, не могут удержать словесный ряд.

3 группа

У детей, отнесенных к данной группе:

- нарушена целенаправленная деятельность при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий;

 - для них характерны недостаточная концентрация внимания;

 - низкий уровень познавательной активности;

- низкий объем представлений об окружающем;

 - трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.

4 группа

Для дошкольников, вошедших в четвертую группу:

 - характерно недоразвитие логических операций, логическая деятельность  детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности;

 - познавательная активность низкая;

 - контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

Воображение

Дети с общим недоразвитием речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников (В. П. Глухов, 1985)

- для них характерна быстрая истощаемость процессов воображения;

- отмечаются использование штампов в работе, однообразность;

- детям требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение длительности пауз;

- наблюдается истощение деятельности. Ответы детей с ТНР по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов либо носят форму короткого предложения. Как следствие, речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения являются серьезным препятствия для словотворчества детей.

Внимание 

Многие авторы отмечают у детей с ТНР недостаточные устойчивость, объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова). Следует отметить, что Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.

    Низкий уровень произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности (О. Н. Усанова, Ю. Ф. Гаркуша, 1985). Данные нарушения выражаются в следующем:

 1. Дети быстро устают в процессе деятельности, продуктивность, темп быстро падают;

 2. Дошкольники испытывают трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств, в решении различных задач, ошибаются на протяжении всей работы (характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы);

3. Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с ТНР речи оказывается трудной, порой невыполнимой задачей;

4. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными.

    Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, например, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора». Дети смотрят на экспериментатора, и пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют задание). Для детей с ТНР преимущественными видами отвлечения являются следующие: посмотрел в окно, по сторонам, осуществляет действия, не связанные с выполнением задания.

Память

    При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ТНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов у детей с ТНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

 Восприятие

 Нарушение восприятия отмечается у всех детей с нарушением речи. По данным многих авторов, несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста. При общем недоразвитии речи восприятие сформировано недостаточно и имеет ряд особенностей, которые выражаются:

1. В нарушении целостности восприятия. Дети не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала; характерным является неточное расположение деталей в рисунке, либо фигуры в пространстве.

 2. Дети испытывают трудности при соотнесении с сенсорными эталонами; при соотнесении этих образцов-эталонов с предметами окружающего мира. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» дошкольники часто используют элементарные формы ориентировки.  Например, при выполнении заданий по моделирующему перцептивному действию дети с ТНР меньше применяли способ зрительного соотнесения.

3. Нарушено восприятие собственной схемы тела. Наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий (А. П. Воронова, 1993) .Формирование представлений о ведущей руке, о частях лица, тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников.

4. Пространственные ориентировки. Важно отметить, что при ТНР у детей нарушено формирование пространственных представлений. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около).Затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта.

 5. Дошкольники с ТНР имеют и низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

Моторика 

В результате исследований сотрудниками лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. «Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук», «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области» (М. М. Кольцова, 1973, 1979).

   Для детей с общим недоразвитием речи характерно некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных упражнений и заданий пространственно-временным параметрам. Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

    Характерными являются особенности развития мимической моторики. Страдает точность и полнота выполнения движений. При сохранных непроизвольных движениях отмечается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом); выявляется неполнота и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата.

    Недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений влияет на способность детей к изобразительному творчеству. У детей наблюдается узость тематики рисунков и многократные повторения темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, неумение владеть ножницами и т.д. И даже дети, владеющие элементарными техническими приемами, не проявляют достаточной усидчивости, воли и внимания в своих занятиях. Снижено и критическое отношение к чужой и своей работе.

Эмоционально-волевая сфера

    Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте – начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе (В. А. Аверин, 1998).

   Авторы исследований обращают внимание на нестабильность эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, 1990). Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фитередо, 1991) .

   Такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Данное утверждение во многом объясняет свойственную, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенную обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитию отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, негативизму, замкнутости, заниженной, самооценке, агрессивности. Как следствие затрудняются не только процесс межличностного взаимодействия детей, но и создаются серьезные проблемы, которые сказываются при развитии и обучении.

 Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые  действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности

Таким образом, для детей с ТНР характерными являются:

-  неустойчивость внимания, снижение объема, ограниченные возможности его распределения;

 -  нарушение восприятия;

 -  снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

-  низкий уровень развития воображения;

 -  отставание в развитии словесно-логического мышления;

-  нарушение мелкой, общей, мимической, артикуляционной моторики;

 -  эмоционально-волевая незрелость;

 -  низкая познавательная активность;

 -  недостаточная регуляция произвольной деятельности;

 -  трудности в общении.

Возрастные особенности детей 4-5 лет в норме..

  1. Повышение познавательной активности.
  2. Совершенствование сенсорной функции.

К этому возрасту ребенок:

-   Правильно дифференцирует цвета и оттенки

-  Называет названия шести основных цветов

-  Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал

     - Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед

- Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте

     - Узнает бытовые предметы на ощупь

     - Улучшается слуховое внимание и восприятие

  1. Идет активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коммуникаций, эмоций).
  2. Ребенок активно стремится к самостоятельности, ему важно многое делать самому.
  3. Ребенок проявляет большой интерес к ровесникам. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение.

Цель программы:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка

Задачи программы:

  1. Создавать условия для проявления познавательной активности.
  2. Способствовать самопознанию ребенка.
  3. Совершенствовать коммуникативные навыки.
  4. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
  5. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение  количества правил.
  6. Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
  7. Формировать умение подчинять свое поведение  нравственным нормам.

Новообразования:

  1. Предвосхищение результата деятельности.
  2. Активная планирующая функция речи.
  3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Групповые занятия:                

    Занятия проводятся в подгрупповой форме, 2 раза в неделю (1 занятие на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативной сферы, 1 занятие на развитие познавательной сферы дошкольников). Количество детей в группе 3-4 человека. Время занятий 20-25 минут.

     Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

     Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики, в частности 4- 5 лет – развитие эмоциональной сферы, коммуникативной сферы.

     Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие коммуникативной и эмоциональной  сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

     Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий

- Аудио – видеотека;

- фонотека и фильмотека;

- настольно – печатные игры;

- предметные игрушки;

- доска;

- цветные маркеры;

- пластилин;

- краски, карандаши, фломастеры;

- писчая и цветная бумага;

- строительный материал;

- ковер.

Принципы проведения занятий

- Системность подачи материала

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятия;

- доступность;

- проблемность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

Этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа:

     Включает в себя входную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

                          Планируемый результат:

      1.  Повышение уровня познавательной активности.

      2.  Самопознание ребенка.

      3.  Развитие произвольности.

     4. Совершенствование сенсорной функции.

5.  Совершенствование коммуникативных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы.

6.  Повышение общего уровня  познавательного развития, осведомленности, пространственно-временных представлений.

Тематическое планирование психологических занятий

для детей 4-5 лет

Месяц

Темя занятия

Кол-во часов

Сентябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Диагностика развития детей.

Знакомство.

Давайте дружить.

Волшебные слова.

Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

Правила поведения на занятиях.

Дикие животные осенью.

Домашние животные осенью.

1

1

1

1

1

1

1

1

Октябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Радость, грусть.

Огород. Овощи.

Гнев.

Сад. Фрукты.

Удивление.

Лес. Грибы и лесные ягоды.

Испуг.

Игрушки.

1

1

1

1

1

1

1

1

Ноябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Спокойствие.

Одежда.

Словарик эмоций.

Обувь.

Цвет, форма, величина.

Кухня.  Посуда.

Словарик эмоций.

Квартира.  Мебель.

1

1

1

1

1

1

1

1

Декабрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Зима. Зимующие птицы

Свойства предметов (тяжелый-легкий, сухой-мокрый).

Домашние животные зимой.

Дикие животные зимой.

Комнатные растения.

Новогодний праздник.

В гостях у сказки.

В гостях у сказки.

1

1

1

1

1

1

1

1

Январь

1

2

3

4

5

6

7

8

Мои помощники глазки.

Домашние животные и их детеныши.

Мои помощники ушки.

Дикие животные и их детеныши.

Мой помощник носик.

Грузовой и пассажирский транспорт.

Мой помощник ротик.

Профессии на транспорте.

1

1

1

1

1

1

1

1

Февраль

1

2

3

4

5

6

7

8

Мои помощники ручки.

Домашние животные и их детеныши.

Мои помощники ножки.

Профессии. Продавец.

Из чего же сделаны наши мальчишки?

Профессии. Почтальон.

Защитники отечества.

Дикие животные и их детеныши.

1

1

1

1

1

1

1

1

Март

1

2

3

4

5

6

7

8

Из чего же сделаны наши девчонки?

Весна. Приметы весны.

Страна Вообразилия.

Мамин праздник. Профессии мам.

Прогулка по городу. Обобщение.

Первые весенние цветы.

Здравствуй, Весна!

Цветущие комнатные растения.

1

1

1

1

1

1

1

1

Апрель

1

2

3

4

5

6

7

8

День смеха.

Дикие животные весной.

Космос.

Весенние работы на селе.

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

Домашние животные весной.

В гостях у сказки.

Птицы прилетели.

1

1

1

1

1

1

1

1

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

Восприятие свойств предметов.

Насекомые.

Правила личного этикета.

Рыбки в аквариуме.

Я знаю, я умею, я могу.

Правила дорожного движения.

Лето. Цветы на лугу.

Итоговая диагностика развития.

1

1

1

1

1

1

1

1

Список используемой литературы.

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.:ТЦ  СФЕРА, 2005.
  2. Т.Ю. Бардышева «Мой мизинчик, где ты был?», «Привет, ладошка!» -

      «КАРАПУЗ», 2016г.

  1. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова

Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет.

СПБ. РЕЧЬ,2016.

  1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  2. С. Гаврилина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинина.

Знакомство с окружающим миром.

  1. С.В. Крюкова, Н.И. Донскова «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» Программы групповой психолгогической работы с дошкольниками. –М. ГЕНЕЗИС, 2014
  2. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев  «Лабиринт души». Терапевтические сказки. М.: Академический проект,2016.
  3. Н.С. Русалова .  Дидактический материал.
  4. Развивающие настольные игры, пазлы, аналогии, лото.

«Цвет и форма» ОАО «Радуга», Забавы в картинках  «Что перепутал художник», Московская мозаика «Кто чья мама?», «Где чей листочек?»

Познавательная игра-лото   «Знаю все профессии», «Истории в картинках», «Детям о времени».

  1.  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2009.
  2.  Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Посуда, мебель. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  3.  Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Бытовая техника. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  4.   Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Фрукты, овощи — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  5.  Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Деревья, кустарники, грибы — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  6.  Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Транспорт — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  7.   Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Животные наших лесов, домашние животные, их детеныши — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...