Учебно-методические материалы по теме " Игра на ДМИ"
план-конспект

Скороспелова Татьяна Вячеславовна

методика организация игры на ДМИ в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_na_dmi.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Тема: Игра на детских музыкальных инструментах.
Количество часов: 1

Цель:  Формирование представлений о методике обучения детей дошкольного возраста игре на ДМИ.

Теоретический блок.

Основные педагогические цели при обучении игре на ДМИ

- формирование у детей потребности в элементарном музицировании

- создание условий для формирования у детей чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования.

- развитие навыков самостоятельного инструментального музицирования

- раскрытие индивидуальных возможностей во время игры на ДМИ.

- развитие умений исполнительства в ансамбле.

- развитие музыкальных и творческих способностей ребенка.

Ознакомьтесь с общей классификация музыкальных инструментов: 
https://drive.google.com/file/d/1mmt7tRAcPQhnJ0H4rQeMWNOcwhmu7k4T/view?usp=sharing


Классификация детских музыкальных инструментов (ДМИ):

          В детском саду должны быть:

-Беззвучные игрушки. Для знакомства с внешним видом и воспроизведения имитационных действий.

Могут использоваться в сюжетно – ролевых играх.

- Издающие звук неопределенной высоты.(шумовые)

Барабаны, бубны, трещотки, погремушки, музыкальные молоточки, ложки , бубенцы.

- Издающие звук только одной высоты. Свистульки, колокольчики, гуделки, свистки.

- Игрушки с фиксированной мелодией. Муз. игрушки, муз. шкатулки.

- Звуковысотные инструменты. С диатоническим и хроматическим звукорядом . Металлофон, детское пианино, аккордеон и др.  перкуссия

Обучение проходит на музыкальных занятиях  и в свободное время в режимном процессе. Форма работы, как правило, подгрупповая или индивидуальная.

  Дети должны знать.

- 1.Название инструмента. (сложные названия объясняются)

- 2.Правила пользования и хранения инструментов.

- 3.Тембр инструмента

-  4.Приемы игры на инструменте

-5. Расположение высоких и низких звуков на некоторых инструментах. (металлофон, пианино, ксилофон.)

-6. Уметь играть использую цветовую и цифровую цветовые системы.

-7. Играть индивидуально и в ансамбле

-8. Подбирать по слуху простейшие песенки.

        

Во время обучения игре на ДМИ используется «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, муз. Е.Тиличеевой. Дети играют маленькие попевки.

            Технические приемы игры  на ДМИ .

Воспитателю следует поправлять ребенка, использовать прием тактильной наглядности, когда воспитатель играет рукой ребенка. Также воспитатель должен уметь пользоваться ДМИ, чтобы уметь правильно показать приемы звукоизвлечения. (показ)

Используются словесные методы – объяснение, уточнение.
Практические методы  - упражнения

Металлофон.

Находится на специальной подставке, либо стоит на столе. На коленях у ребенка. Не следует зажимать музыкальный молоточек, ударять сверху, как бы пружиня. Можно выполнять глиссандо.

Освоив  простые попевки, дети играют мелодии посложнее.

Упражнение: « прогулка», «вальс петушков».

Металлофон, как звуковысотный инструмент используется со средней группы. До этого его можно использовать в шумовом оркестре (глиссандо)

Помогает цветовая или цифровая система обучения, а также подбор мелодии по слуху.

Бубен (тамбурин)

Бывает: с мембраной, без мембраны.

- ударять пальцами, ударять по корпусу пальцами,

- звенеть, подняв над головой и т.д.

- чередовать удары кулаком и ладонью

В танце используется удар по плечу.  В итальянском танце «Тарантелла» бубен украшают ленточками.

Треугольник.

- держим за веревочку, играем палочкой

- ударяем снаружи,

-внутри треугольника по стенкам.

Барабан


На бечевке, на уровне пояса ребенка играют палочками, держа их как палочки от металлофона. Одновременно и поочередно.

Колокольчики

-Зажимают в кулачке, чтобы замолчали.

-Потряхивают за ручку, если есть, или за веревочку, если колокольчики на ножке, то можно палочкой.

Ложки

1 мл. гр.

  1. Рассматриваем ложки, манипулируем с ними, фонарики.
  2. Постукиваем черешком по поверхности стола, пола.  

Выделяем простейший ритмический рисунок. (птички клюют, дождик)  отстукиваем метроритм под любую  потешку.

  1. Дети поют короткие народные попевки или из  «Музыкального букваря» Ветлугиной   и помогают себе ложками.
  2.  Можно давать стучать двумя ложками взятые в одну  руку по ладони другой руки, если они сделаны специально для малышей. С одной ручкой.

2 мл. гр.

  1. Подготовка аппарата рук к игре хлопки под прибаутку « Петушок»
  2. Ложки в 2 руках прямые удары черпачком (щечками)
  3. Дети прямыми ударами выделяют ритмический рисунок своего имени одновременно пропевая имя.
  4. Черпачок кладется на на ладонь, ударяет второй ложкой по закрытой ложке.
  5.  Две ложки спрятаны в ладонь, ударяем черпачками друг об друга.

(копытца)

Ср. гр.

  1. Дети различают длинные и короткие звуки.
  2. Дети играют парами.  Сидя, в ложки соседа, руки в стороны.

В танце, правыми и левыми руками поочередно, выстукивают ритм двумя ложками друг другу, ладушки.

  1. Прямые, скользящие удары ложками. Тарелочки.  
  2. Ложки поварешки в кулачках, ударяем попеременно щечками и ручками.
  3. Черпачок кладется на на ладонь, ударяет второй ложкой по закрытой ложке, при этом два пальца, держащие ложку в кулачке, то открывают, то закрывают « норку»

«Вот какой паровоз, новенький блестящий».

Ст. гр.

  1. Обучение детей игре в ансамбле, держа две ложки в одной руке,  

Мячики, - Удары по ладони по колену,

Трещотки -  плечики и др.

  1. Упр. мышка. Взять черпачек и открывать и закрывать пальцами черпак. Черпачок кладется на на ладонь, ударяет второй ложкой по закрытой ложке, при этом два пальца, держащие ложку в кулачке, то открывают, то закрывают « норку»
  2. Одну ложку прижать к колену, другой стучать по нему выстукивая ритм.
    https://moyaokruga.ru/img/image_big/7a2d3e8b-f74c-4a89-989f-6fe4e0fd1ed3.jpg

Подг. гр.

  1. Использовать все способы  игры на ложках в разнообразных формах работы.

Оркестр ложкарей, Смешанный оркестр,  Танец с ложками,  В музыкальных играх (дидактических, подвижных).   В инсценировках и спектаклях .

  1. Использовать дополнительные варианты  использования ложек.

Например:

Ложки – веер ( 3-5 ложек соединены между собой, по ним провести  ведущей ложкой )

Ложки с бубенцами.  - Ложки используются в  оркестре в прямом назначении (постукивание)  и как бубенцы (потряхивание)

Игра на трех ложках – для способных детей .

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/169683/pub_5a7896ebad0f22105e2bee4d_5a78a7201410c39d5660336f/scale_1200

Оркестры

Оркестр – круглая площадка на которой располагался хор.

Бывает духовой, симфонический, камерный, народных инструментов, Джазовый, эстрадно – симфонический, военный и др.

              В детском саду 

Шумовой, смешанный, оркестр ложкарей. Также можно назвать по цели использования, например военный к празднику 23 февраля, шуточный и т. п.

Для игры в оркестре следует заранее разучить с детьми партитуру данного инструмента во время индивидуальной и подгрупповой работы.

В оркестре важна правильная расстановка.  Одинаковые инструменты должны располагаться рядом,  впереди располагаются исполнители, которые играют на ДМИ сидя. Так, например, в смешанном детском оркестре впереди дети играют на аккордеонах, сзади стоят дети с ложками, справа подгруппа детей с бубнами, а слева с колокольчиками.

Кононова Наталья Григорьевна – классическая методика обучения игре на ДМИ. Тщательная подборка упражнений, описание методики проведения к занятий для каждой возрастной группы детского сада.

Система  Шульверк, Карла Орфа – « Элементарное музициование»

Объединяет музыку-слово-движение. Предполагает использование перкуссии, звучащих жестов и разнообразных музыкальных инструментов, в том числе самодельных. (В детском саду воспитатель с детьми самостоятельно изготавливают ударные инструменты из баночек, коробочек, оформленные и наполняемые различными видами круп. Используются ключи, крышки от кастрюль, доски и др. – шуточные оркестры. Бумажные оркестры, коробка из под обуви, стекло, хрусталь, бутылки с водой и др).

Перкуссией в музыке называют любые  ударные инструменты и игру на них (выстукивание звука).  

Продолжают идеи К.Орфа 

Тютюнникова Татьяна Эдуардовна

 Е.Забурдяева, Н.Перунова

Используется фольклорный репертуар, собранный со всего мира. Речевой материал соединяется с ритмическим выстукиванием и движением.

Литература для изучения

  1. Д. Рытов. «Русская ложка»Изд. «Композитор» - СПб-2011.
  2. Н.Г. Кононова. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» .-Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990
  3. Е. Забурдяева, Н.Перунова. «Посвящение Карлу Орфу». Выпуск 1,2,3 НЕВСКАЯ НОТА – 2008
  4. Т. Э. Тютюнникова. « ДОНОТКИНО» Часть 1. « Заводные макароны»,

Часть 2 « Квадратный апельсин» - Педагогическое общество России. Москва-2005

  1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду:  Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  2. Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998

https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html.

 

  1. Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»Издательство: "Сфера, ТЦ Сфера"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: Тематическое планирование.Тема:"День защитника Отечества"

Планирование работы по теме:" День защитника Отечества" во всех возрастных группах....

Учебно-методическое пособие. Вид: сюжетно-дидактическая игра викторина с элементами драматизации.

Аннотация к учебно-методическому материалу Сюжетно-дидактической игре викторине с элементами драматизации  «Путешествие по страницам наших любимых книг».Образовательная область: художественно-реч...

Учебно-методический материал. Презентация на тему "Хлеб-всему голова"

В работе представлен учебно-методический материал по проведению совместной деятельности с детьми в детском саду по теме "Хлеб"....

Учебно-методическое пособие. Вид: сюжетно-дидактическая игра викторина.

Аннотация к учебно-методическому материалу: Сюжетно-дидактической игре викторине «Нам на улице не страшно».Образовательная область:познавательное развитие детей.Автор-составитель: Куликова Татьяна Сер...

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...