ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ ИКТ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
статья

Чаркина Людмила Михайловна

В данной статье описывается опыт создания и функционирования на базе дошкольной образовательной организации деятельности консультационного центра для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_kts.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ ИКТ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Аннотация. В данной статье описывается опыт создания и функционирования на базе дошкольной образовательной организации деятельности консультационного центра для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Ключевые слова: консультационный центр, вариативные формы получения дошкольного образования, родители, социализация, психолого-педагогическая помощь, информационно-коммуникационные технологии, видеоконсультации, мессенджеры, взаимодействие.

Семья является для ребенка неотъемлемой частью жизни и местом, где закладываются основы межличностных отношений, а сами родители становятся примером для подражания. Именно этот социальный институт наиболее точно предопределяет закономерности становления личности маленького человека. В поведенческих проблемах, специфике детских взаимоотношений невольно прослеживается влияние взрослых, их мировоззрения, личностных установок и стереотипов. В соответствии с государственной политикой, главными воспитателями детей являются их родители, которые оказывают огромное влияние на развитие ребенка раннего и дошкольного возраста, и это нельзя недооценивать. Родители, безусловно, становятся первыми педагогами для своих детей, и их обязанность – заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития формирующейся личности ребенка буквально с пеленок.

В то же время, другим воспитательным феноменом, помимо семьи, является детский сад, который также как семья стоит у истоков нашего будущего. Каждый из них по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в тесном тандеме друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Работая в дошкольной образовательной организации, часто сталкиваешься с такой проблемой, что определенное количество детей раннего возраста, в силу тех или иных обстоятельств, лишено возможности посещать детский сад в режиме полного дня, тем самым лишаясь возможности на успешную раннюю социализацию. Значимость дошкольного образования обусловлена множеством причин: это приобретение социального опыта в среде ровесников и взрослых, сохранение и укрепление здоровья детей, взаимодействие специалистов с семьёй, доступность качественного образования для всех, кто в нём нуждается. Поэтому и все спорные ситуации, возникающие в системе дошкольного образования, требуют не только решения, но и устранения причин, вызывающих данные проблемы.

Причиной не всегда правильных подходов к воспитанию и обучению детей-дошкольников в семье зачастую является недостаточная осведомленность членов их семей (в частности, родителей) в вопросах воспитания детей. Сегодня у родителей с любым уровнем образования возникает множество вопросов по поводу того, как эффективно взаимодействовать со своим ребенком. Исходя из того, что одним из приоритетов социальной политики в области образования определено повышение доступности качественного дошкольного образования, семья в процессе осуществлении своей воспитательной деятельности нуждается в квалифицированной и своевременной психолого-педагогической помощи. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей-дошкольников образованием соответствующего уровня. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» одной из основных задач является взаимодействие с семьями детей для обеспечения их полноценного развития; оказание диагностической, консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В результате из всего вышеперечисленного возникает необходимость в создании вариативных форм получения дошкольного образования, которые, наравне с традиционными формами, могли бы оказать действенную помощь семье в деле развития ребенка и подготовке его к переходу на новую ступень образования – обучению в школе. Одной из таких вариативных форм дошкольного образования является деятельность на базе функционирующей дошкольной образовательной организации консультационного центра, задача которого – оказание ранней психолого-педагогической помощи и обеспечение возможности получения детьми образования опосредованно – через своих родителей.

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области одной из главных целей образовательного процесса поставлено формирование единого сообщества «родители – дети – педагоги», основанного на гармоничных партнерских отношениях. Для этого на базе нашего детского сада в 2014 году был создан консультационный центр «Малыш» для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Работа специалистов данного консультационного центра строится на основе тесного сотрудничества дошкольного учреждения с родителями, что обеспечивает максимальное сокращение времени вынужденной социальной изоляции семей, воспитывающих детей, не посещающих детский сад, предоставление им возможности получать квалифицированную педагогическую помощь.

Консультационный центр организован для родителей, у которых нет возможности на регулярной основе получать консультативную поддержку практикующих воспитателей и специалистов ДОУ. Функции консультационного центра мы видим в следующем:

- оказание помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, развития и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

- содействие родителям в социализации детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

- проведение психолого-педагогической диагностики развития детей и на ее основе коррекции и комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;

- проведение психолого-педагогической диагностики детей старшего дошкольного возраста по определению их готовности к обучению в школе и консультирования родителей с целью обеспечения равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

Работу консультационного центра мы разделили на 2 этапа: подготовительный и практический. На первом этапе была создана творческая группа из числа педагогов ДОУ, которые планировали на регулярной основе участвовать в работе центра, разработан пакет документов, регулирующих функционирование консультационного центра (положение о деятельности Центра, план работы, а также график работы педагогов Центра). Также нами было проанализировано состояние материально-технической базы ДОУ и возможности его развивающей предметно-пространственной среды, необходимой для организации эффективной работы консультационного центра.

В рамках практического этапа работы мы провели опрос среди семей, в которых дети не посещают дошкольные образовательные учреждения, на предмет того, нуждаются ли они в помощи специалистов ДОУ в вопросах воспитания и развития детей. В результате опроса у нас была сформирована своего рода «клиентская база» из числа родителей, давших положительный ответ на поставленный вопрос. Одновременно с этим велась деятельность по разработке информационных буклетов, памяток. Также в рамках данного этапа работы центра на базе нашего детского сада для данной категории родителей был проведен мастер-класс «Добро пожаловать!», где были продемонстрированы формы работы с детьми в разных видах деятельности. Также родителям была предоставлена возможность получить ответы от специалистов на волнующие их вопросы. Но в связи с бытовой загруженностью, невозможностью оставить ребенка дома под присмотром других взрослых, иными причинами не все родители смогли посетить данный мастер-класс. Занятость родителей, нехватка свободного времени являются, пожалуй, главной преградой на пути активного взаимодействия детского сада и семей. Данный факт позволил нам сделать вывод, что в век высоких технологий крайне необходимым является включение в деятельность консультационного центра иных форм работы, которые позволят родителям дистанционно, не выходя из дома, получать необходимые консультации, приобретать новые знания, а также получать своевременную обратную связь в случае возникновения вопросов. Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями – это современная тенденция в дошкольном образовании, уже доказавшая свою эффективность. Нами была создана специальная вкладка «Консультационный центр» на официальном сайте учреждения, а также страничка в социальной сети «Одноклассники». Педагогами был подготовлен информативный видеоролик о работе центра, который размещен на официальном сайте детского сада в разделе «Консультационный центр», а также на странице «КЦ «Малыш» ДС Веселинка» в социальной сети «Одноклассники» (https://ok.ru/profile/575929856348). На эти электронные ресурсы специалистами центра, являющимися штатными сотрудниками ДОУ, регулярно добавляются видеоролики о работе центра, фотографии, видеоконсультации и видеолекции, консультации для родителей в виде презентаций по той или иной проблематике. Благодаря наличию форм обратной связи родители могут комментировать размещенные материалы, делиться своими впечатлениями, делать репосты записей. На сайте также размещен специальный бланк, заполнив который родители отправляют запрос на получение от специалистов центра консультаций по волнующему конкретно их вопросу.

Благодаря новому подходу во взаимодействии с родителями неорганизованных детей, специалисты и воспитатели детского сада стали ближе к семьям. Родители получили уникальную возможность, не выходя за пределы своего дома и не оставляя своих детей на попечении родственников, оперативно получать всю необходимую помощь по вопросам воспитания и развития их детей. Очень важным аспектом здесь является и индивидуальный подход к каждой семье, к каждому ребенку. Для того чтобы оказывать более адресную помощь семьям, нами также были организованы web-консультации с использованием приложений-мессенджеров Viber, Skype, WhatsApp.

С 2019 года наше ДОУ участвует в реализации муниципального проекта «Родительский университет-online» («Организация дистанционного консультирования родителей на базе дошкольных образовательных организаций Губкинского городского округа») по модулю «Раннее развитие детей», размещенного в системе АИС «Проектное управление». В рамках реализации проекта используются все вышеперечисленные формы представления консультационного материала: видеоуроки, видеоконсультации, видеолекции, рассылка консультационных материалов на электронные почты, web-консультации с использованием приложений-мессенджеров Viber, Skype, WhatsApp.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современные средства информационно-коммуникативных технологий в полной мере помогают родителям (законным представителям) и педагогам успешно взаимодействовать и видеть результаты своего сотрудничества. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями отвечают всем требованиям государственной политики: популяризуется деятельность ДОУ как незаменимого помощника в вопросах воспитания и развития детей; обеспечивается конструктивный диалог педагогов и родителей, родители получают быстрый доступ к интересующей их информации. При этом осуществляется индивидуальный подход к каждому родителю и ребенку.

Таким образом, успешность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи во многом зависит от знания и эффективного использования педагогами в своей работе современных информационно-коммуникативных технологий, имеющих огромный потенциал и призванных помочь родителям в воспитании и образовании детей, и, особенно, детей раннего возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
  2. «ФГОС дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  4. «Консультативные пункты как вариативная форма дошкольного образования: методические рекомендации/ сост. Т.А. Майорова, Н.В. Шмелькова, Ю.В. Жильцова, С.К. Галахова. Рязань, 2012 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Титульный лист программы по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников «Растим детей вместе» на 2018-2019 учебный год

Цель программы: установление сотруднических отношений с родителями, совместный поиск положительных опор в качествах личности ребенка.Задачи программы:-  создание условий для благоприятного климат...

Титульный лист программы по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников «Растим детей вместе» на 2019-2020 учебный год

Цель программы: установление сотруднических отношений с родителями, совместный поиск положительных опор в качествах личности ребенка.Задачи программы:-  создание условий для благоприятного климат...

Титульный лист программы по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников «Растим детей вместе» на 2019-2020 учебный год

Цель программы: установление сотруднических отношений с родителями, совместный поиск положительных опор в качествах личности ребенка.Задачи программы:-  создание условий для благоприятного климат...

Титульный лист программы по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников «Растим детей вместе» на 2018-2019 учебный год

Цель программы: установление сотруднических отношений с родителями, совместный поиск положительных опор в качествах личности ребенка.Задачи программы:-  создание условий для благоприятного климат...

Программа взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию

Программа взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию...

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) и социумом как фактор повышения уровня качества образования

Презентация педагогического опыта дошкольной образовательной организации по организации работы с родителями и социальными партнерами с целью повышения качества дошкрольного образования и социализации ...

Консультация для родителей (законных представителей): "Как привить детям любовь к природе посредством чтения"

Консультация для родителей (законных представителей): "Как привить детям любовь к природе посредством чтения"...