Программа взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию
рабочая программа

Елена Сергеевна Александрова

Программа взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 33

Программа взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста

по нравственно-патриотическому воспитанию

на 2018 – 2021 гг.

Составитель: Александрова Е.С.

воспитатель

г. Североуральск, 2018 год

Содержание

1

Пояснительная записка

стр. 3

1.1

Общие сведения о Программе

стр. 3

1.2

Цели и задачи Программы

стр. 5

2

Содержание Программы

стр. 6

3

Система мониторинга результативности реализации Программы

стр.12

3.1

Экспертный лист для оценки взаимодействия с семьей на конкретном мероприятии или тематической неделе

стр.12

3.2

Экспертный лист для оценки компетентности педагога по взаимодействии с родителями (законными представителями)              обучающихся

стр.13

3.3

Экспертный лист для оценки взаимодействия ДОУ с семьей по реализации нравственно-патриотического воспитания посредством анкетирования родителей

стр.14

4

Приложения

стр.16

4.1

Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Средняя группа

стр.16

4.2

Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Старшая группа

стр.17

4.3

Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Подготовительная к школе группа

стр.18

4.4

Анкетирование для изучения потребительского спроса на услуги дошкольного образовательного учреждения и изучения компетентности родителей в вопросах воспитания дошкольников

стр.19

4.5

Анкетирование для изучения компетентности родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников

стр.22

4.6

Игры

стр.24

4.7

Задания для совместного выполнения с родителями (законными представителями) обучающихся

стр.27

Литература

стр.30

  1. Пояснительная записка

1.1 Общие сведения о Программе

«В семейном кругу мы с Вами растем,

                                                               Основа основ родительский дом,

                                                                 В семейном кругу все корни твои

                                                                    И в жизнь ты выходишь из семьи»,

В нашей стране в последние годы произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, её культуре и национальным традициям. Многие молодые семьи не знают своих «корней» и, следовательно, не могут рассказать о них своим детям, отмечается разрыв связи поколений.

В связи с этим происходит переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания: идея воспитания нравственности, патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Дошкольный возраст является решающим в создании фундамента физического, психического и нравственного здоровья; патриотическое воспитание, решение проблемы раннего формирования в сознании и чувствах дошкольников социально значимых патриотических ценностей и взглядов становится приоритетным направлением в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Определено содержание знаний и представлений обучающихся дошкольного возраста в рамках патриотического воспитания (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, А.А. Анциферова и др.), а также условия, необходимые для формирования патриотических чувств (П.М. Якобсон, А.Г. Ковалев, Т.И. Репина). В этом аспекте были проведены и психологические исследования в области формирования моральных чувств как результата специального воздействия на эмоциональную сферу ребенка (А.В.Запорожец, Н.А. Менчинская, З.Я. Ибрагимова).

Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О. А. Князева, С.Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О. В. Дыбина) и др.

Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.

Патриотизм, применительно к обучающимся старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Анализируя    работы    современных    исследователей (Л. В. Кокуевой,  Т. Н. Антоновой, Т. Т. Зубовой, Е. П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ нравственности и  патриотизма охватывает более широкий круг задач:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;

- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.

Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у дошкольника любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача дошкольного образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности обучающегося с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание семейных ценностей, традиций, обычаев.

Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей (законных представителей) обучающихся в жизни детского сада помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, и к каждому нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие детского мира от мира взрослых;  преодолеть авторитарное отношение к дошкольнику; относиться к нему, как равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны обучающегося и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях дошкольника и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить инициативу или запугать.

Для воспитания и формирования личности обучающегося необходимо сотрудничество и взаимодействие педагогов с семьей, так как взаимодействие с семьей и дошкольного образовательного учреждения играет важную роль в развитии обучающегося и обеспечении преемственности.

1.2 Цели и задачи Программы

Главной задачей взаимодействия педагогов ДОУ с родителями является установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей и создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.

     В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

- родители (законные представители) и педагоги являются партнерами в обучении и воспитании обучающихся;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач обучения и воспитания обучающихся;

- помощь, уважение и доверие к дошкольнику, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Цель Программы: объединение усилий семьи и дошкольного образовательного учреждения для нравственно – патриотического воспитания и развития обучающихся дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность родителей (законных представителей) обучающихся в вопросе нравственно-патриотического воспитания;
  2. Оказать практическую помощь в воспитании нравственных и патриотических чувств у обучающихся дошкольного возраста;
  3. Способствовать активному участию родителей (законных представителей)  в жизнедеятельности обучающихся в дошкольном образовательном учреждении, в совместных мероприятиях, проводимых в ДОУ;
  4. Привлечь родителей (законных представителей) обучающихся к пропаганде положительного опыта семейного воспитания по формированию нравственных и патриотических качеств.

  1. Содержание программы

Программа рассчитана на три года – три возрастных группы обучающихся дошкольного возраста: среднюю, старшую и подготовительную к школе группы.

Содержание программы представлено двумя блоками:

1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) обучающихся. Педагоги дошкольного образовательного учреждения изучают специфику семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся, составляют социально-демографический паспорт семей, анализируют полученные данные, а затем организуют общие и групповые родительские собрания, устные и письменные консультации в родительском уголке, мастер-классы.  

2. Включение родителей (законных представителей) обучающихся в деятельность группы и дошкольного образовательного учреждения.  Педагоги ДОУ реализуют проекты, проводят практические занятия, организуют работу творческих групп по интересам, круглые столы, конкурсы, совместные развлечения, творческие домашние задания и др. по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в семье. 

Условно в течение трех лет взаимодействие проходит 3 ступени:

1 ступень – «Давайте познакомимся!»;

2 ступень - «Дом – в котором я живу»;                      

3 ступень - «Детский сад и семья – единое пространство   детства».

Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи обучающегося дошкольного образовательного учреждение по нравственно – патриотическому воспитанию:

  • Принцип целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • Принцип гуманизации личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • Принцип деятельного подхода – любые знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности;
  • Принцип интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
  • Принцип культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  • Принцип возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом обучающихся.

Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы:

  • Семья, хранящая и прививающая дошкольникам духовную культуру родного народа;
  • Историческое единство русского народа;
  • Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:

  • Внешний и внутренний «портреты» обучающегося, физическое и духовное начало в нем;
  • Достоинство, смысл и величие жизни человека;
  • Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;
  • Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
  • Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.

Условия, которые необходимы для реализации этой работы:

  • Создание специальной обстановки для успешной социализации обучающихся;
  • Учет уровня развития и воспитанности обучающегося, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
  • Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
  • Динамичность работы;
  • Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей обучающегося;
  • Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
  • Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
  • Становление высоконравственных, этических норм поведения.

Каждая ступень программы подразумевает формирование определённых педагогических компетенций по нравственно – патриотическому воспитанию у родителей (законных представителей) обучающихся:

1 ступень - «Давайте познакомимся!»

   Задачи:

  1. Формировать знания о семье в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста;
  2. Изучить микросоциум в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста.

 Результатом первой ступени является формирование доверительных отношений родителей (законных представителей) обучающихся к педагогам и сотрудникам дошкольного образовательного учреждения. Родители (законные представители) адекватно реагируют на рекомендации педагогов, прилагают усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач нравственно – патриотического воспитания обучающихся.      Важно объединить усилия семьи и дошкольного образовательного учреждения в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателя на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье.

      В установлении контактов важно исследовать психолого-педагогическую грамотность родителей (законных представителей) обучающихся; отношение к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят и чего ждут родители (законные представители) обучающихся от дошкольного образовательного учреждения для себя и для дошкольника, какие формы сотрудничества предпочитают. Анкетирование также оказывает помощь в установлении контактов. Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей (законных представителей) обучающихся дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальные варианты сотрудничества.

  Цель: формирование у родителей (законных представителей) обучающихся понятия значимости семейного воспитания, доверительных отношений с педагогами дошкольного образовательного учреждения, основ педагогических знаний в вопросах воспитания обучающихся дошкольного возраста.

  Ожидаемые результаты: 

  1. Доверительные отношения родителей (законных представителей) обучающихся к сотрудникам дошкольного образовательного учреждения;
  2. Участие родителей (законных представителей) обучающихся в мероприятиях, проводимых в дошкольном образовательном учреждении;
  3. Заинтересованность в совместной работе по воспитанию обучающихся дошкольного возраста.

(См. приложение 4.1 «Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Средняя группа»).

    2 ступень - «Дом, в котором я живу»

   Задачи:

  1. Изучить социальную сферу в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста;
  2. Формировать знания о роли изучения природы родного края как средстве нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста.

       Результатом второй ступени может быть осознание родителями (законными представителями) обучающихся необходимости формирования у дошкольников чувства патриотизма и любви к своему краю, городу, стране. Важно: активное участие родителей в реализации образовательных проектов по истории родного края, природном богатстве края и страны в целом; проявление заинтересованности родителей в оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ по направлению нравственно–патриотическое воспитание.

(См. приложение 4.2 «Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Старшая группа»).                         

            Цель: формирование представлений о роли семейных традиций и традиций страны в процессе воспитания любви и уважения к близким людям, любви к природе, к родному краю; понимания важной роли совместного детско-родительского творчества; понимания важности воспитания гордости за героическое прошлое нашей Родины.

      Ожидаемые результаты:

  1. Становление и укрепление семейных традиций;
  2. Активное участие родителей (законных представителей) обучающихся в творческой деятельности дошкольного образовательного учреждения (оформление выставок, участие родителей в оформлении и облагораживании территории и др.);
  3. Осознание родителями (законными представителями) обучающихся необходимости нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

 3 ступень - «Детский сад и семья – единое пространство детства»

   Задачи:

  1. Формировать знания родителей (законных представителей) об историческом прошлом страны и родного края в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста;
  2. Изучить культуру и традиции своей страны, родного края в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста.

     Эта ступень заключительная, она определяет, сложилось ли сообщество родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов, которое направляет свою деятельность на развитие обучающихся дошкольного возраста. Важно: форма взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения наполняется новым содержанием, а именно: родители (законные представители) обучающихся становятся участниками педагогического процесса, они задействованы в процессе изнутри.

      Распределяя работу по сотрудничеству с родителями (законными представителями) на три года пребывания обучающихся в дошкольном образовательном учреждении, можно определить цели этого процесса и ожидаемые результаты в конце каждого года.

      Цель: формирование у родителей (законных представителей) обучающихся понимание важности сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников; привлечение родителей (законных представителей) к реализации образовательных проектов, к активному участию во всех мероприятиях дошкольного образовательного учреждения.

     Ожидаемые результаты: 

  1. Осознание родителями (законными представителями) обучающихся важности сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения.
  2. Активное участие родителей в реализации проектов и создании новых проектов, в совместной творческой деятельности.

(См. приложение 4.3 «Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Подготовительная к школе группа»).                         

Формы и методы работы с родителями

          Для реализации поставленных задач используются активные формы и методы работы с родителями:

- анкетирование (см. приложения 4.4 и 4.5); тестирование;

- консультации;

- вечера – развлечения, досуги;

- творческие мастерские (поделки, стенгазеты, книжки – малышки);

- мастер – класс;

- интервьюирование;

- фоторепортажи, фотомонтаж;

- папки-передвижки;

- памятки, буклеты;

- использование коммуникативных ресурсов;

- проектная деятельность;

- создание мини музеев;

- народные игры.

  1. Система мониторинга результативности реализации Программы

3.1 Экспертный лист для оценки взаимодействия с семьей на конкретном мероприятии или тематической неделе

Дата проведения

Количество родителей, пожелавших участвовать в мероприятии, %

Количество родителей, участвовавших в мероприятии, %

Количество родителей, проявивших активность, %

Количество родителей, выступивших с инициативой, %

До мероприятия

В ходе мероприятия

После мероприятия

04.09.18

86%

92%

38%

24%

50%

26%

07.10.18

82%

86%

58%

32%

42%

26%

23.11.18

68%

76%

42%

30%

48%

22%

12.12.18

54%

66%

32%

26%

38%

36%

21.02.18

38%

64%

26%

40%

32%

28%

06.03.18

52%

68%

56%

20%

42%

38%

09.04.18

88%

84%

38%

26%

42%

32%

22.05.18

56%

74%

32%

28%

36%

36%

05.06.19

44%

48%

28%

32%

48%

20%

05.09.19

56%

58%

38%

34%

30%

36%

22.10.19

46%

62%

26%

32%

32%

36%

21.11.19

68%

84%

36%

26%

36%

38%

20.12.19

64%

72%

58%

32%

42%

26%

21.01.20

48%

52%

38%

30%

48%

22%

18.02.20

68%

76%

34%

36%

30%

34%

05.03.20

56%

68%

42%

24%

48%

28%

14.04.20

58%

74%

40%

32%

42%

26%

18.05.20

74%

82%

38%

40%

32%

28%

06.09.20

70%

84%

26%

32%

46%

22%

18.10.20

67%

78%

52%

24%

38%

38%

24.11.20

82%

90%

46%

38%

34%

28%

21.12.20

76%

82%

44%

30%

48%

22%

18.01.21

68%

80%

38%

26%

52%

22%

21.02.21

72%

86%

32%

25%

50%

25%

06.04.21

74%

88%

52%

32%

38%

20%

18.05.21

82%

90%

32%

24%

38%

38%

21.05.21

80%

86%

42%

28%

48%

26%

26.05.21

88%

96%

34%

26%

38%

36%

3.2 Экспертный лист для оценки компетентности педагога по взаимодействии с родителями (законными представителями)               обучающихся

Педагог Александрова Елена Сергеевна

Стаж педагогической деятельности 9 лет

Квалификационная категория соответствие занимаемой должности

Вид мониторинга

Информирует родителей заранее о предстоящем мероприятии

Умеет заинтересовать родителей (наглядно и вербально).

Использует разнообразные средства для привлечения родителей

Показывает родителями важность мероприятия или темы для конкретного обучающегося

Привлекает родителей к планированию мероприятий

Привлекает родителей к участию в мероприятиях

Общее количество баллов

первичный

2

2

1

2

1

2

10

промежуточный

3

2

2

2

2

2

13

итоговый

3

3

3

3

3

3

18

Всего баллов

8

7

6

7

6

7

41

Всегда – 3 балла, чаще всего – 2 балла, иногда – 1 балл, никогда – 0 баллов. Сумма баллов позволяет определить «проблемные поля» во взаимодействии педагога с родителями (законными представителями) обучающихся. При проведении троекратного мониторинга сумма баллов 7 – 9 по каждому критерию свидетельствует о высокой компетентности педагога во взаимодействии с родителями; 4 – 6 баллов – о средней; до 4 баллов – о низкой компетентности.

3.3 Экспертный лист для оценки взаимодействия ДОУ с семьей по реализации нравственно-патриотического воспитания посредством анкетирования родителей

Ф. И. О. родителя

Проявляет интерес к патриотическому воспитанию

Желает принять активное участие в реализации

Осознает значимость для своего ребенка

Определяет значимость для самого себя

Знает интересы своего ребенка

Знает потребности своего ребенка

Знает возможности своего ребенка

Всего баллов

1.  Гаврилюк Е. Н.

2

1

2

1

2

2

2

12

2.  Гусева И. В.

2

2

2

2

2

1

1

12

3 Зайцева Ю. Н.

1

1

2

1

1

2

2

10

4 Зыкова Л. Р.

2

1

2

1

1

2

1

10

5 Исакова Ю. С.

1

1

2

1

2

2

2

11

6 Карпенко Т. С.

3

2

2

2

2

3

2

16

7 Кайгородова М. Ю.

2

2

2

2

2

2

2

14

8 Кошевая Е. С.

3

3

2

2

2

3

2

17

9 Максимова Н. Р.

3

3

2

2

2

2

2

16

10 Максимова М. В.

2

2

2

2

2

2

2

14

11 Михайлова Е. М.

2

1

2

1

1

2

1

10

12 Нагорнова И. С.

2

2

2

1

1

2

1

11

13 Палехова М. С.

1

1

2

1

2

2

1

10

14 Петров В. И.

2

2

2

2

1

2

1

12

15 Семенихина В. В.

2

2

2

2

1

2

1

12

16 Смирнов В. Н.

1

1

2

1

2

2

1

10

17 Шарпаева Ю. Ю.

2

2

2

2

1

2

1

12

По каждому критерию выставляется оценка от 0 до 3 баллов. Сумма баллов от 10 до 24 баллов показывает высокую заинтересованность родителя, активность, стремление к сотрудничеству.

Для изучения потребительского спроса на услуги детского сада и изучения компетентности родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников проводится анкетирование родителей на момент поступления ребёнка в ДОУ и период адаптации и по окончании каждого учебного года.

Таким образом, представленная Программа нравственно-патриотического воспитания позволит обеспечить:  

  • формирование у родителей (законных представителей) обучающихся мотива сотрудничества с ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
  • повышение педагогического и гражданского сознания родителей (законных представителей) обучающихся;
  • овладение родителями (законными представителями) обучающихся знаниями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
  • активное включение родителей (законных представителей) обучающихся в работу ДОУ по нравственно  патриотическому воспитанию дошкольников;
  • осознание родителями необходимости и значимости работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

      Семьи имеют возможность получать квалифицированную консультативную помощь педагогов. Родители (законные представители) обучающихся проявляют себя сторонниками создания и поддержания единых требований с дошкольным образовательным учреждением к воспитанию и образованию дошкольников.

 Наблюдается укрепление родственных отношения внутри семей. Это проявляется в том, что в организуемых педагогами мероприятиях участвуют бабушки и дедушки, старшие сёстры и братья, а в своих творческих рассказах о семье обучающиеся упоминают всех её членов.

  По итогам анкетирования, бесед и наблюдений, было выявлено постепенное повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся и ответственное отношение в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

4 Приложения

4.1 Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Средняя группа

Месяц

                       Тема

                Виды и формы работы

Сентябрь

«Давайте познакомимся!»

Анкетирование

«Это мой ребенок»

Родительское собрание.

Октябрь

«Отдыхаем всей семьей»

Фотовыставка

«Мой любимый детский сад»

Круглый стол

Ноябрь

«Природа родного края»

Консультация в родительском уголке

«Как я маме помогаю»

Выставка рисунков и фотографий

Декабрь

«Мастерская Деда Мороза»

Мастер-класс: новогодние украшения своими руками

«Патриотизм воспитывается с детства»

Родительское собрание по итогам полугодия

Январь

«Рождественский сочельник»

Стендовая информация о праздновании Рождества на Руси

Февраль

«Домашняя мастерская»

Изготовление вместе с родителями кормушек для птиц

«Папа, мама, я – дружная семья»

Спортивный праздник

Март

«Мамочка и бабушка – милые мои!»

Совместный праздник для мам и бабушек

«Мой любимый город»

Консультация в уголке для родителей

Апрель

«Край родной – навек любимый»

Семинар-практикум

Экологическая тропа «Береги природу»

Изготовление буклетов, стенгазеты.

Май

«Доброй памятью жив человек»

Консультация ко Дню Победы. Поздравление ветеранов.

«Детский сад и семья»

Родительское собрание по итогам учебного года.

Июнь

«День взаимопомощи»

Совместное мероприятие с родителями по облагораживанию территории детского сада.

4.2 Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Старшая группа

Месяц

Тема

Виды и формы работы

Сентябрь

«Светофорик»

Консультация по правилам дорожного движения в родительском уголке

«Детский сад и дом – одна семья»

Родительское собрание

Октябрь

«Североуральск – моя малая Родина»

Стендовая информация в родительском уголке. Совместный проект по истории родного города

«Осенние фантазии»

Конкурс-выставка поделок из природного материала, овощей и фруктов.

Ноябрь

«Я, семья, род, народ»

Круглый стол

«Сердце матери – в детях»

Фотовыставка

Декабрь

«Новый год у ворот»

Стендовая информация «Как праздновали Новый год на Руси»

«Патриотизм воспитывается в семье»

Родительское собрание по итогам полугодия

Январь

«Защитим права ребенка»

Ситуативно-ролевая игра

Февраль

«Отец и сын. Как воспитать настоящего мужчину»

Круглый стол «Секреты воспитания сына в семье»

«Хочется мальчишкам в армии служить»

Спортивный праздник вместе с папами

Март

«Семейные традиции»

Праздник к 8 Марта

«О поощрении и наказании детей в семье»

Консультация педагога-психолога и воспитателя группы

Апрель

«Что? Где? Когда?»

Игра-викторина «Знатоки родного города» для обучающихся и родителей (законных представителей)

«Природа и мы»

Конкурс детского рисунка, фотовыставка

Май

«Герои среди нас»

Стенгазета «Они сражались за Родину»

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Семинар-практикум на родительском собрании по итогам учебного года

Июнь

«Воспитание любви к природе»

Консультация в родительском уголке.

4.3 Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Подготовительная к школе группа

Месяц

                           Тема

              Виды и формы работы

Сентябрь

«Вот и стали мы на год взрослее»

Родительское собрание

«Родной Урал»

Конкурс детских рисунков, фотовыставка

Октябрь

«Счастлив тот, кто счастлив дома»

Круглый стол

«Воспитание юного патриота в семье»

Консультация для родителей

Ноябрь

«Животный мир родного края»

Стендовая информация в уголке для родителей

«Наша дружная семья»

Семейный досуг ко Дню Матери

Декабрь

Акция «Покормим птиц зимой»

Изготовление кормушек для птиц и развешивание их на групповом участке

«На пути в школу»

Родительское собрание по итогам полугодия

Январь

«Всякому мила своя сторона»

Игра-викторина для обучающихся и их родителей (законных представителей)

Февраль

«Отцовская забота»

Выпуск стенгазеты

«Вместе с папой»

Спортивное развлечение

Март

«Мисс Бабушка»

Конкурс бабушек

«Умелые ручки»

Конкурс поделок, выполненных вместе с мамой

Апрель

«Мой любимый город»

Оформление демонстрационного фотоальбома

«Азбука вежливости»

КВН

Май

«В школу с игрой»

Семинар-практикум

«Будущие первоклассники»

Родительское собрание по итогам учебного года

«До свидания, детский сад!»

Выпускной праздник

4.4 Анкетирование для изучения потребительского спроса на услуги дошкольного образовательного учреждения и изучения компетентности родителей в вопросах воспитания дошкольников

  Цель анкетирования: диагностика микроклимата в семье глазами родителей. 

   Анкета №1: «Взаимодействие с ребенком»

  1. Совместное времяпровождение:
  • Ежедневно;
  • По выходным дням;
  • Редко;
  • Почти никогда.

  1. Совместная деятельность в семье:
  • Вместе решаем проблемы;
  • Вместе работаем;
  • Каждый занят в общем деле;
  • Каждый занят своими делами;
  • Вместе отдыхаем и проводим свободное время;

       

      3.Характер отношений в семье:

  • Очень хорошие;
  • Не очень хорошие;
  • Плохие;
  • Конфликтные;

       4.Наиболее часто используемые методы воспитания:

  • Поощрение;
  • Убеждение;
  • Внушение;
  • Разъяснение;
  • Принуждение;
  • Жесткие требования;
  • Угроза;
  • Оскорбление;
  • Физическое наказание;
  • Унижение перед другими людьми.

        5.Отношение к успехам ребенка:

  • Считаю, что это его дело;
  • Радуюсь его успехам и переживаю;
  • Осуществляю контроль за деятельностью.  

 Анкета №2:

1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка?

2. За что хвалите, за что наказываете?

3. Как поощряете? Как наказываете?

4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

Анкета №3:

                                       Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей. Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.

1.Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

     - да;

     - нет;

     - не вполне;

2.Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

     - СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);

     - специальные книги по педагогике;

     - беседы с друзьями и знакомыми;

     - беседы с учителями;

     - беседы с психологом.

3.Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

  • Взаимное непонимание детей и взрослых;
  • Непослушание;
  • Бездуховность;
  • Лень;

Другое __________________________________________

4.Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?_____

5.Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?____________________________________________________

6.С кем вы говорили о вашей проблеме?_________________________

7.В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

  • Психолога;
  • Педагога,
  • Врача;
  • Другое____________________________________________________

8.Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка – семья или детский сад?

  • Безусловно, семья;
  • В большей мере семья;
  • В равной степени семья и детский сад;
  • Детский сад, так как там ребенок проводит много времени;
  • Детский сад и улица.

9.В какой форме детский сад мог бы помочь вам в решении ваших проблем?

  • Лекциями о воспитании;
  • Специальными практическими занятиями;
  • Информацией об особенностях развития моего ребенка;
  • Информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;

10.Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашем детском саду будут организованы специальные занятия

  • Не более одного часа в неделю;
  • Примерно пару часов в месяц;
  • Трудно сказать.

Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о своей семье:

Ваш возраст ____________________лет

Возраст ваших детей_________________________________________

Ваше образование_______________________________________________

Семья полная (неполная)

   

 Анкета №4:                                                                      

  • Ф.И.О. ребенка
  • С кем чаще всего находится Ваш ребенок дома: с родителями; с бабушкой и дедушкой; с сестрой или братом?
  • Привлекаете ли Вы своего ребенка к участию в домашнем труде: часто; иногда; никогда?
  • Как Вы проводите с ребенком выходные дни?
  • Существуют ли в Вашей семье разногласия по образованию ребенка?
  • По каким вопросам воспитания ребенка Вы бы хотели получить помощь педагогов?
  • Как Вы считаете, нужны ли Вашему ребенку занятия с логопедом?
  • Какую помощь Вы готовы оказать Вашему ребенку в преодолении речевых нарушений: участвовать в открытых занятиях логопеда, участвовать в логопедических праздниках, изготавливать пособия, выполнять с ребенком домашнее задание логопеда?
  • Какую помощь Вы хотели бы получить от логопеда для себя?
  • Что необходимо для эффективной совместной работы в группе? 
  • Как часто Вы беседуете с ребенком об увиденном, просмотренном?
  • Кто читает ребенку детскую литературу и как часто?
  • Какие у Вас общие с ребенком интересы, занятия, увлечения?
  • Кто и в какое время занимается с ребенком?
  • Какого направления в воспитании ребенка Вы придерживаетесь?
  • Наказываете ли Вы ребенка, если да, то какая мера наказания наиболее действенна?
  • Какая мера поощрений действенна?
  • Какую педагогическую литературу Вы читаете?
  • С какими трудностями в воспитании и обучении ребенка чаще сталкиваетесь и не можете разрешить самостоятельно?
  • Какую помощь Вы готовы оказать Вашему ребенку в преодолении речевых нарушений: участвовать в открытых занятиях логопеда, участвовать в логопедических праздниках, изготавливать пособия, выполнять с ребенком домашнее задание логопеда?
  • Какую помощь Вы хотели бы получить от логопеда для себя?
  • Что необходимо для эффективной совместной работы в группе?

4.5 Анкетирование для изучения компетентности родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников

           Цель анкетирования: выявить уровень  ориентации родителей в проблеме развития    нравственно-патриотических качеств  у детей и их значения в жизни человека.

 Анкета №1:

Данная анкета является  анонимной  (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

  1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
  • Да.
  • Нет.
  1.  Что для вас означает выражение «быть патриотом»?  ________________________________________________________  ________________________________________________________________________________________________________________
  2. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?      
  • Да.
  • Нет.
  1. Где, по-вашему,   ребенок получает основы  патриотизма?
  • В школе.
  • В семье.
  • В детском саду.
  1. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать  о своем  родном городе, крае?
  • Да.
  • Нет.
  • Иногда.
  1. Рассказываете  ли вы  своему  ребенку о городе, крае, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
  • Да.
  • Нет.
  • Иногда.
  1. В каких местах  нашего города вы любите бывать со своим ребенком? Как часто вы гуляете с ребёнком по городу?
  2. Какие книги о истории страны, края, города ,  знаменитых людях  есть в вашем доме?

     __________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Какие пословицы и поговорки на патриотическую тему вы знаете?

  1. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?

____________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________

  1. Какой помощи  в этом направлении ждете от детского сада?

   _____________________________________________________________

     ___________________________________________________________

                                                   Благодарим Вас!

4.6 Игры

Настольные игры

«Герб города»

Цель: закрепление представления обучающихся о гербе родного города; умения выделять герб родного города из других.  

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разнообразном варианте.

Ход игры: обучающимся предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

  1. Обучающиеся по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города;
  2. Обучающиеся собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память;
  3. Обучающимся предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок;
  4. Обучающимся предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

«Район, в котором мы живем»

Цель: обобщение знания обучающихся о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображенными на нем достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.

       Ход игры: играть можно любое количество участников. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Обучающиеся по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается вперед. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад или дом. Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если поле попадает на зеленое поле, то участник может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Примечание: если обучающийся не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать обучающимся предварительно.

«История родного города»

Цель: закрепление у обучающихся представлений об истории родного города.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.

Ход игры: играть могут 3 – 9 участников. Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание: на каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком. Если участник ошибается, то дается «справка ведущего», которым могут быть как воспитатель, так и обучающийся.

«Заколдованный город»

Цель: ознакомление с особенностями архитектуры родного города.

Задачи: закрепить представления обучающихся об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображениями этих же зданий и сооружений.

Ход игры: перед началом игры воспитатель проводит с обучающимися мини-беседу:

- Как называется наша страна?

- Как называется город, в котором вы живете?

- Какие улицы города вы знаете?

- Как называется улица, на которой вы живете?

- Какие памятники нашего города вы знаете?

- Каких людей, прославивших наш город, вы знаете?

- Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель предлагает обучающимся рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями.

Примечание: по ходу игровых действий «восстановление заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт обучающихся).

                       

Развивающие игры

                                                     «Экскурсия»

Цель: закрепление у обучающихся представлений о достопримечательностях родного города.

Ход игры: Обучающиеся садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчике сидит «шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один обучающийся одет в костюм светофора.

          Участники игры:  Мы в автобус дружно сели

                                    И в окошко посмотрели.

                                    Наш шофер педаль нажал,

                                    И автобус побежал.

(в«Пассажиры» ритмично покачиваются, шофер «крутит руль».)

Светофор (показывает крупную фотографию):

                                    Стоп! Машинам красный свет.

                                    Дальше вам дороги нет.

                                    Посмотрите-ка в окошки

                                    И подумайте немножко:

                                    Что за здание перед вами?

                                    Отвечайте быстро сами.

(Что за улица пред вами? Что за памятник пред вами?)

(Ответы детей)

Светофор:                  Свет зеленый зажигаю

                                             И вас дальше отправляю.

Так дети путешествуют по городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.

                                 

                                     «Знатоки родного города»

Цель: закрепление знания обучающихся о памятниках города, в котором они живут.

Материалы: разрезные картинки с видами родного города, фишки.

Ход игры: воспитатель делит детей на 2 команды. Предлагает по фрагменту открытки узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.

 «Найди отличия»

Цель: закрепление умения сравнивать характерные особенности старого и современного города, знания о родном городе; воспитание интереса к настоящему и прошлому.

Материалы: демонстрационные альбомы, картинки.

Ход игры: воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались, как и где работали, во что играли дети, как выглядели улицы.

«Все ли верно? Докажи»

Цель: закрепление знания обучающихся о старом облике родного городе, активизировать мышление, учить строить фразы-доказательства.

Материалы: демонстрационные альбомы, картинки.

Ход игры: воспитатель предлагает обучающимся послушать высказывания и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

«Загадки о родном городе»

Цель: закрепление знания обучающихся о родном городе; развитие воображения, памяти.

Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а обучающиеся отгадывают.

Например: «Это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом».

4.7 Задания для совместного выполнения с родителями (законными представителями) обучающихся

Перед выполнением задания советуем:

  • Рассказать ребенку о своем родном городе. Те, кто живет в этом городе давно, могут сравнить старые фотографии с современным видом города.
  • Рассказать ребенку о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фото и иллюстрации в книгах. Вместе с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.
  • Рассказать ребенку о том, что за праздник День защитника Отечества, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день. Вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии. Познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям). Провести воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества. Изготовить совместно с ребенком поздравительную открытку для папы (брата, дяди, ветерана).
  • Объясните ребенку значение слов и словосочетаний: подвиг, победа, героический поступок, ветеран.
  • Закрепить знания о Государственной символике России, ответив на вопросы заданий, представленных далее.

Задания по теме: «Государственный флаг России»

  1. Рассмотрите с ребенком изображение Российского флага и ответьте на вопросы:
  • Какого цвета полосы на флаге России?
  • Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь?

Белый - …

Синий - …

Красный – ...

  • Какое значение имеет красный, синий, белый цвет?
  1. Попробуйте вместе с детьми вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага Российской Федерации?
  2. Поиграйте с детьми в игру «Над – под – между».
  • Какая полоса в российском флаге:

Первая сверху;

Вторая снизу;

Над синей;

Под синей;

Между красной и белой и т.д.

  1. Раскрасьте флаг России.

Задания по теме: «Государственный гимн России»

Ответь на следующие вопросы:

  • В каких случаях исполняется гимн России?
  • Какие слова вызывают чувство гордости за Родину?
  • Россия названа в тексте гимна: державой, страной, Отчизна. Как бы ты расположил эти слова по мере возрастания торжественности их звучания?
  • Выучите первый куплет Гимна наизусть.

Задания по теме: «Государственный герб России»

  • Кто изображен на гербе России?
  • Очертания какого старинного доспеха напоминает герб?
  • Что ты знаешь об орле? Подбери слова, которые наиболее точно характеризуют эту птицу.
  • Раскрась герб России.
  • Составь рассказ о гербе России по плану:
  1. Герб какого государства изображен на картинке?
  2. Какую форму имеет герб России?
  3. Что расположено в центре герба и почему?
  4. Где можно увидеть герб России?

Задания по теме: «Вооруженные силы России:

 эмблемы и символы»

  1. Еще раз спросите у ребенка, кто такие защитники Отечества; кого поздравляют в этот день.
  2. Рассмотрите помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии.
  3. Рассмотрите с ребенком эмблемы разных родов войск, иллюстрации с изображением воной техники, расскажите ему о военных профессиях.

                                 

                               

                   

         

 

Литература

  1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива» 2017 г.
  2. Антонов Ю.Е. «Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду» ТЦ «Сфера» Москва 2020 г.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.
  4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2018.
  5. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2021.
  6. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2017.
  7. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. Авт.-сост. Антонов Ю.Е. – М.: АРКТИ, 2019.
  8. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Детство – пресс 2018 г.  
  9. Соловьёва Е. В., Царенко Л. И. Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре. М.: Дрофа. 2010 г.
  10. Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию

Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, организуется в СПДО «детский сад «Зоренька», реализующим общеобразовательную программу дошкольн...

Система консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методическая разработка посвящена организации и проведению системной консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике  детского дорожно-т...

Cистема взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста на примере средней возрастной группы

В работе охарактеризованы современные подходы к организации взаимодействия ДОО с семьей, представлена структурно-функциональная модель этого взаимодействия по вопросам гармоничного развития ребенка, п...

Дневник взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР

Дневник содержит дидактические игры и упражнения на материале лексичекой темы недели по расширению  словаря, развитию лексико-грамматических категроий,связной речи....

Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного возраста "Защита прав и достоинств маленького ребенка"

Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного возраста "Защита прав и достоинств маленького ребенка"...

Планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по театрализованной деятельности в ДОУ

Планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по театрализованной деятельности в ДОУ....

"Апробация "Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих ДОО"

Материал подробно раскрывает мероприятия, которые были проведены с семьями воспитанников в МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" в процессе апробирования "Программы просвещения родителей&q...