Методическая разработка дистанционного занятия «Осень» по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
видеоурок (подготовительная группа)

Корнеева Татьяна Альбертовна

Переход на дистанционное образование дошкольников из-за распространения коронавирусной инфекции – ситуация во многом новая, порождает необходимость поиска новых путей решения задач психолого-педагогической поддержки участников образовательных отношений.

Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный педагог-психолог, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в психолого-педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения.

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования, так как это новая, современная технология, позволяющая сделать обучение более качественным и доступным, благодаря использованию компьютера (как инструмента обучения), сети Интернет (как образовательной среды) и помощи педагога.

Условия проведения дистанционного обучения для взаимодействия педагога-психолога и воспитанника ДОУ осуществляется в режиме Onlain (обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог-психолог находится у автоматизированного рабочего места).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30»

Методическая разработка

дистанционного занятия «Осень»

по развитию

коммуникативных способностей

детей старшего дошкольного возраста

 

Подготовил:

Педагог-психолог

Корнеева Т.А.

г. Элиста, 2021г.

Введение

Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Одной из важных задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

Актуальность

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксация внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов, но вынужденная самоизоляция не повод прекращать общение и развитие совместной деятельности со сверстниками.

Переход на дистанционное образование дошкольников из-за распространения коронавирусной инфекции – ситуация во многом новая, порождает необходимость поиска новых путей решения задач психолого-педагогической поддержки участников образовательных отношений.

Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный педагог-психолог, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в психолого-педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения.

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования, так как это новая, современная технология, позволяющая сделать обучение более качественным и доступным, благодаря использованию компьютера (как инструмента обучения), сети Интернет (как образовательной среды) и помощи педагога.

Условия проведения дистанционного обучения для взаимодействия педагога-психолога и воспитанника ДОУ осуществляется в режиме Onlain (обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог-психолог находится у автоматизированного рабочего места).

Цель занятия: Создание условий для естественного психологического и всестороннего развития ребенка.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей.
  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления.
  4. Способствовать самопознанию ребенка.
  5. Формировать умения развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
  6. Совершенствовать коммуникативные навыки ребенка, развивать совместную деятельность детей.

Форма работы  -  групповое занятие

Количество человек в группе - 10

Продолжительность занятия - 20 минут

Возрастная группа – старший дошкольный возраст.

  1. Организационный этап.

Познакомить детей с правилами поведения на дистанционном занятии.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнение для привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

Слайд 2. Ритуал приветствия.

Психолог: Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

(рисуем руками круг)

Здравствуй, небо голубое!

(поднимаем руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок!

(качаем вытянутыми руками)

Здравствуй, желтенький листок!

(протягиваем руки ладонями вверх)

Мы живём в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Сегодня наша встреча не совсем обычная и поэтому предлагаю вам послушать правила поведения на нашем дистанционном занятии.

Слайд 3. Правила поведения на дистанционном занятии.

  1. Организация рабочего места:

- удобный стул;

- правильное освещение;

- на столе должны быть цветные карандаши, простой карандаш, чистый лист;

2. На вопросы отвечаем по очереди, кого я называю по имени.

3. Не кричим и не перебиваем друг друга, уважаем мнение каждого.

4. Если вдруг произойдут неполадки со связью, не волнуемся, ждем помощи родителя.

5. Общаемся и получаем хорошее настроение!!!

2. Мотивационный этап.

Психолог: Ребята, скажите, какое время года сейчас? (ответы детей)

Совершенно верно, а какие признаки осени вы знаете? (ответы детей)

Молодцы! Становится прохладно, начинается сезон дождей, птицы улетают в теплые края, дует холодный ветер, листья на деревьях пожелтели.

Слайд 4. Золотая осень.

Недавно мы гуляли по улицам города и видели, как много высажено молодых деревьев взамен больных и старых. Люди привязали их к колышкам, чтобы ветер не повалил их. Каждый день специальная машина поливает деревца, чтобы они не засохли.

3. Практический этап.

Игра-перевоплощение «Ты – маленькое деревце».

Слайд 5. Молодые деревца.

Представь себе, что вы — молоденькие слабенькие деревца с нежными зелеными листочками, тоненьким стволом и хрупкими веточками. Всякий может обидеть вас.

Подул сильный ветер и сломал маленькую хрупкую веточку. Болит пальчик-веточка? Расскажите об этом ветру-озорнику. Давай я пожалею ваш пальчик.

Беседа «Как можно пожалеть». Слайд 6.

Ребята, как можно пожалеть? (ответы детей)

Нужно жалеть? (ответы детей)

Спасибо большое за ответы, вы очень добрые и умные. Продолжим дальше.

Физминутка «Хамтхасн». Слайд 7.

Салькн салькн үләнә

(руками машем на себя, на лицо) 

модд, модд нәәхлнә

(две руки вверх и качаемся влево, вправо) 

улан, шар хамтхасн

(ладошками, руками машем в стороны) 

унна, унна, унна.

(наклоняемся до пола с руками, как будто это листья падают)

Слайд 8. Осенняя пора.

Но вот выглянуло теплое весеннее солнышко, пригрело вас. Какое у вас настроение? Что вы хотите сказать солнышку?

Пошел холодный дождь с градом, град повредил молодые листочки. Что вы чувствуете? Как вам можно помочь?

Мимо шел мальчик, сорвал веточку, чтобы подарить ее маме. Как вы к этому отнесетесь? Правильно ли он поступил? Расскажите ему, что вы чувствуете, когда он ломает веточку.

Как вы думаете, ребята, для чего люди высадили молодые деревца вдоль дорог? Какую пользу они приносят людям? (ответы детей)

Спасибо за ваши ответы. Действительно, зеленые насаждения очень нужны и важны для окружающих, они очищают воздух от пыли и грязи, выделяют кислород. Мы тоже будем беречь и заботиться о нашей природе.

А теперь, ребята, дадим отдохнуть нашим глазам.

Физкультминутка для глаз «Глазкам нужно отдохнуть». Слайд 9.

Глазкам нужно отдохнуть.

(дети закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.

(глубокий вдох, глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут.

(глаза открываем, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут

(частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо.

(легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!

(глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)

Игра «Что перепутал художник». Слайд 10.

Психолог: Посмотрите, ребята.

Перед вами картина, которую нарисовал художник, но что здесь не так? (ответы детей)

Молодцы, верно ответили.

Игра «Что сначала, что потом». Слайд 11, 12.

Давайте с вами вспомним, что бывает сначала, а что потом. Посмотрите на картинки.

Расскажите, что за чем следует (ответы детей).

Отлично! Вы справились и с этим заданием! Молодцы!

Пластический этюд «Я – маленький листочек». Слайд 13.

Посмотрите в окошко — сколько красивых листиков. И желтых, и зеленых, и красных! А хотели бы вы сейчас побыть красивыми листочками? Ну, тогда давайте превратимся в разноцветные листочки.

Закройте глазки. Я считаю: «Раз, два, три». Вот вы и листочки. Кто желтый листочек, кто красный, а кто зеленый. Живут наши листочки на могучем дереве. Вот какое могучее дерево!

Осеннее солнышко пригревает, листочкам очень приятно.

Но вдруг подул сильный ветер, и все листочки зазвенели песенку: «Дует, дует ветер, дует-задувает, желтые листочки с дерева срывает и...».

От сильного ветра листочки один за другим стали падать на землю. Падают листики на землю плавно, неслышно.

Легли на землю и отдыхают. А ветер тут как тут, опять подхватил листочки и подгоняет их, подгоняет, листочки опять зазвенели свою песенку: «...И летят листочки, кружат по дорожке, падают листочки прямо к нам под ножки». Наши листики шуршат от ветра.

И очутились листики на веранде детского садика. Забились они в угол веранды, чтобы ветер их не нашел. И так на веранде уснули.

А нам, ребята, пора возвращаться в группу.

Закройте все глазки, я считаю до трех, и вы открываете глаза: «Раз, два, три».

Вот мы и вернулись обратно. Слайд 14. Осень в детском саду.

4. Рефлексивный этап.

Психолог: Итак, сегодня мы вспомнили какое сейчас время года, признаки осени. Напомнили себе, что природа красива всегда и мы должны ее беречь.

В очередной раз мы лучше узнаем друг друга. Увидели, что мы много умеем. Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение?

Спасибо большое за ваши ответы, молодцы! А теперь нам пора прощаться, ребята. До свидания! Слайд 15. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста"

Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения....

Методическая разработка Сценарий праздника в фольклорном стиле для детей старшего дошкольного возраста "Осенняя Ярмарка"

Сценарий праздника в фольклорном стиле для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Празднику Осени. Данный материал подходит для ярмарочных гуляний детей старшей и подготовительной групп....

Методическая разработка НОД по развитию познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста «Подарки осени».

Цели и задачи: - Систематизировать временные представления детей об окружающем мире.- Закреплять представления детей об изменениях в природе осенью.- Развивать устную речь, активизировать словарь дете...

Методическая разработка. Тема: «Экспериментирование - средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Методическая разработка. Тема: «Экспериментирование - средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка интегрированного занятия по этнокультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Царство Русской Березки»

Развитие ребенка уже с дошкольного возраста невозможно без этнокультурного воспитания. Прививая любовь к своей Родине, родному краю, городу, семье мы закладываем ментальные основания всестороннего раз...