Методическая разработка НОД по развитию познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста «Подарки осени».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Гончаренко Наталья Николаевна

Цели и задачи:

- Систематизировать временные представления детей об окружающем мире.

- Закреплять представления детей об изменениях в природе осенью.

- Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме, опираясь на мнемосхемы.

- Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на карты-схемы.

- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и множественное число существительных.

- Развивать воображение и фантазию детей.

Методы и приемы:

проблемная задача, мнемотаблицы, дидактические игры по теме занятия, игра ««Минутка дружбы»» (Игра направлена на создание доброжелательного настроя детей на совместную работу).

Материалы и оборудования:

Письмо от Осени, карта, задания на столах и магнитных досках, мнемосхемы, муляжи овощей, ягод и фруктов, большая корзина, мешочек, недорисованные картинки, плетенные блюда, эмблемы, монетки, картинка с изображением осенней природы, угощенье – яблоки.

Место проведения:

групповое помещение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

по развитию познавательно-речевых способностей

детей старшего дошкольного возраста

«Подарки осени».

Цели и задачи:

- Систематизировать временные представления детей об окружающем мире.

- Закреплять представления детей об изменениях в природе осенью.

- Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме, опираясь на мнемосхемы.

- Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на карты-схемы.

- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и множественное число существительных.

- Развивать воображение и фантазию детей.

Методы и приемы:

проблемная задача, мнемотаблицы, дидактические игры по теме занятия, игра ««Минутка дружбы»» (Игра направлена на создание доброжелательного настроя детей на совместную работу).

Материалы и оборудования:

Письмо от Осени, карта, задания на столах и магнитных досках, мнемосхемы, муляжи овощей, ягод и фруктов, большая корзина, мешочек, недорисованные картинки, плетенные блюда, эмблемы, монетки, картинка с изображением осенней природы, угощенье – яблоки.

Место проведения: 

групповое помещение.

Ход занятия:

В: Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие!

«Минутка дружбы»

В: А теперь мы встанем в круг.

Дети становятся в круг, держатся за руки.

Раз ладошка, два ладошка.

Подружись со мной немножко.

Мы ребята дружные,

Дружные, послушные.

Дети проговаривают слова вместе с воспитателем.

В: Сегодня возле дверей нашей группы я нашла вот это письмо.

Читает письмо, ставит проблему: «Здравствуйте, дети, вот наконец и пришла моя пора! Мое время года самое красивое, яркое, богатое на подарки. Нравлюсь ли я вам? Много ли вы обо мне знаете? Выполните мои задания, и вы узнаете, кто я! Если у вас получится интересно рассказать обо мне, вас ждет от меня сюрприз! Помогут вам выполнить все задания – мои подсказки, таблицы с картинками. Желаю вам удачи!»

В:  Интересно, кто прислал нам письмо? Давайте выполним задания и узнаем! Вы согласны? А поможет нам в этом карта.

Задания приготовлены на столах и магнитных досках. По карте находим и подходим к 1 заданию.

Основной этап

1 задание:

Посмотрите, какие красивые картинки были в письме и задание. Нужно придумать одно предложение по картинке и рассказать, какие изменения произошли в природе.

(Рассказы детей по картинкам с помощью мнемосхем).

В: Справились ли мы с первым заданием? (Ответы детей).

2 задание (по карте):

А вот и следующее задание: «Мы нашли волшебный мешочек, внутри которого что-то спрятано. Необходимо достать из мешочка предмет и, не показывая его остальным ребятам, описать. А мы должны отгадать, что это».

Дети по одному берут фрукт или овощ из закрытого мешочка, не показывая другим, описывают его, а остальные дети отгадывают.

В: Правильно, это огурец. А как назвать его ласково? А если их много? Где растут? (Добиваться полного ответа). Вот пример: огурец – огурчик– огурцы. Огурцы растут на грядке.

В: Справились мы с заданием? Каждый из вас постарался правильно назвать предмет, его ласкательную форму, множественное число и место произрастания.

3 задание (по карте):

«Игра ДА или НЕТ» (Физкультминутка): «Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», топать ногами.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?

В:  Молодцы, справились с еще одним заданием и подвигались. Все внимательно слушали и выполняли движения.

4 задание (двигаемся по карте).

Узнай знакомое стихотворение по схемам «Подарки осени» и «Листопад». Висит мнемосхема одного из недавно выученных стихотворений, нужно узнать его и рассказать (схема на магнитной доске).

(Рассказ одного, по строчке, по две строчки).

В:  Как, по вашему мнению, кто справился с рассказом стихотворения по схеме?

5 задание:

В:  Перед тем, как выполнять следующее задание, давайте с вами подготовим наши пальчики к работе (Пальчиковая гимнастика «Осень - Осень»).

А теперь задание – узнай и дорисуй левую сторону картинки точно также. Дети выбирают одну из предложенных недорисованных рисунков (половина зонта, листика дерева и т.д.) и дорисовывают.

В: А закончим выполнение этого задания чуть позже, на прогулке – сделаем рисунки яркими и красочными.

6 задание (двигаемся по карте).

Корзинки

В: Вспомните, что мы находили в волшебном мешочке? Назовите одним словом. (Ответы детей: овощи, фрукты, ягоды). Мы их сложили в одну корзину, а теперь я предлагаю вам разложить овощи, фрукты, ягоды отдельно. Для этого мы разделимся на три команды и каждая команда будет выполнять свое задание. Слушайте внимательно.

Дети выполняют задание. Взаимопроверка – правильно ли разложили корзины.

Итог занятия. Рефлексия работы детей.

Предложить детям выбрать смайлик.

Смайлики – оценка занятия самими детьми. (Дети берут по очереди монетку-смайлик и рассказывают о том, что им понравилось больше всего на занятии).

В: Справились ли мы со всеми заданиями? (Ответы детей).

В: Давайте убедимся, так ли это, перевернем картинку. (На магнитной доске   картинка с изображением осенней природы – переворачиваем ее).

В: А где же обещанный сюрприз? (Находят по карте).

Дети находят угощение от осени – яблоки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности"

материал из опыта работы представлен на городском методическом объединении по дизайн – деятельности - особому виду художественной деятельности, объединяющей в себе различные виды творчества: рис...

Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Роль природы в развитии творческих изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста

Природа во все времена являлась содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Рисунки создаваемые детьми способствуют закреплению и уточнению их знаний об окружающей природе, формир...

Картотека познавательно-речевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Представлена подборка познавательно-речевых игр для детей старшего дошкольного возраста, оформленная в картотеку...

Доклад из опыта работы « Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в...

Сценарий непосредственно- образовательной деятельности познавательно- речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Летняя прогулка

Задачи: закрепить знания детей о лете и летних месяцах, обобщить знания о растениях леса и луга, о насекомых.Закрепить произношение звука «р» в скороговорках, учить образовывать слова при ...

Методическая разработка.«Лепбук – как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие пред...