методы исследования мышления и мыслительных процессов
учебно-методический материал

Трошкова Юлия Сергеевна

До XX века существовал только метод самонаблюдения. Лущихина выделяет следующие методы: 1) Метод наблюдения. Регистрируется эмоциональные компоненты поведенческих реакций. 2) Метод беседы. 3) Анкетирование. 4) Лабораторный эксперимент. Масса недостатков. Необходимо создавать помехи. 5) Тестирование. Необходима всегда норма для выборки. Всегда, таким образом, необходимо сравнение. 6) Самонаблюдение. 7) Моделирование мыслительных процессов. Конкретное моделирование очень сложно. Обычно математическое, абстрактное моделирование. 8) Психофизиологические методы. Показатели сложности, степени заинтересованности. Вживание электродов. Желательно пользоваться всегда батареей методов. Конкретные методы практически всегда диагностируют те или иные свойства мышления. Примеры методик: методика Лачинса, «Словесный лабиринт», методика Выготского-Сахарова, Цепной ассоциативный эксперимент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_troshkova.pptx261.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Трошкова Ю. С . 09.06.2020

Слайд 2

МЫШЛЕНИЕ (гр. ноэзис ) – познавательный психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление рассматривается как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при обязательном участии языка (речи). МЫШЛЕНИЕ 2

Слайд 3

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные , необходимые связи ,основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.

Слайд 4

КЛАССИФИКАЦИЯ 4

Слайд 5

Анализ - мысленное разъединение исследуемых объектов на части. Синтез - мысленное объединение частей в целое. Сравнение - мысленное нахождение сходства и различий объектов. Обобщение - мысленное объединение нескольких объектов в группу по определенному признаку. Абстрагирование - мысленное выделение существенного в объекте с одновременным отвлечением от несущественного. Конкретизация - мысленное отражение единичного, соответствующего какому-либо общему. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ 5

Слайд 6

Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ 6

Слайд 7

ПО ФОРМЕ: Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое ПО ХАРАКТЕРУ: Теоретическое Практическое ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ: Репродуктивное Продуктивное ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ 7

Слайд 8

Методика «Сложные аналогии» ; Методика «Исключение понятий» ; Методика «Интеллектуальная лабильность» ; Изучение ригидности мышления (тест Лачинса); Исследование видов мыслительных стратегий в процессе решения задач; Исследование процесса формирования искусственных понятий (методика Выготского-Сахарова); Опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А Харрисон); Тест креативности Торренса; Тест скрытых фигур (тест Терстоуна). Методики исследования мышления 52

Слайд 9

Методика «Сложные аналогии» Цель: Исследовать доступность понимания испытуемым сложных логических отношений и выделения абстрактных связей. Материал и оборудование: ручка, секундомер, бланк ответов, стимульный материал. Процедура проведения. Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. МЕТОДИКА «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ» 9

Слайд 10

Методика «Исключение понятий» Цель: Исследование способности к классификации и анализу. Материал и оборудование: бланк ответов, ручка, стимульный материал. Процедура проведения: Испытуемому предлагается бланк с 17-ю рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 3 минуты испытуемый должен найти эти слова. Методика может использоваться для обследования детей и взрослых, в основном при индивидуальном обследовании. Возможно проведение на слух. На ответ отводится 10 секунд. Стимульный материал : Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо. Лист, почва, кора, чешуя, сук. МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ» 10

Слайд 11

Методика «Интеллектуальная лабильность» Цель: исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. Материал и оборудование: специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому, текст заданий, секундомер. Процедура проведения. Методика состоит из ряда нескольких несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых испытуемых. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ 11

Слайд 12

Методика «Нелепицы» При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Методики исследования мышления дошкольников

Слайд 13

Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды: 2, 3, 4, 5, 6, 7 6, 9, 12, 15, 18, 21 1, 2, 4, 8, 16, 32 4, 5, 8, 9, 12, 13 19, 16, 14, 11, 9, 6 29, 28, 26, 23, 19, 14 Тест Липпмана «Логические закономерности»

Слайд 14

Эти и другие методики способствуют развитию мышления детей, их воображения, творческих способностей, они являются необходимым и важным условием быстрого и эффективного приобретения знаний. В современных условиях, когда объем необходимой каждому человеку знаний, умений и навыков очень велик и возрастает, активная мыслительная деятельность становится важнейшим условием их усвоения. ВЫВОД

Слайд 15

Айламазьян А.М. Метод беседы в психологии // Психология: Учебное пособие / Ред.-сост. А.М. Айламазьян. – Москва: Смысл, 1999. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психологические методы. – Л., 1976. Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности : Практикум / Под ред. А.Ф. Ануфриева. – Москва, 2009. Богданова Т.Г., Гиппенрейтер Ю.Б., Григоренко Е.Л. и др. Экспериментальная психология : Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – Москва, 2002. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию : Учебное пособие. – Самара, 2000. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования . – Москва, 1993. ЛИТЕРАТУРА 6 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция высших мыслительных процессов через обучение работе с бисером. Формирование эстетических эталонов и художественного вкуса.

Статья о бисероплетение, как инструменте для развития мелкой моторики и художественного вкуса. Содержит песпективный план работы на два года обучения...

Методы активизации речевой и мыслительной деятельности детей.

Методы,используемые для активизации речи и мышления детей....

О проектном методе как средстве развития мыслительной деятельности дошкольников.

Метод проектов становится все более популярным в ДОУ.Он позволяет активизировать познавательную активность и самостоятельность детей, творческое мышление и развивает личность дошкольников....

« Методы и приемы активизации мыслительной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим»

Одной из основных задач умственного воспитания является развитие мыслительной деятельности. Развитие мыслительной деятельности рассматривается ка...

Понятие мышления и особенности мыслительных процессов

Мышление является обобщенным отражением действительности, оно содержит в себе данные познания многих людей и личного опыта того, кто мыслит; оно связано с выделением в познаваемых явлениях и предметах...

Использование метода системного анализа для развития мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с ТНР

Данный материал предназначен для молодых педагогов, которые внедряют в свою  работу ТРИЗ технологии, а именно, метод "Системного оператора"....