Использование метода системного анализа для развития мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с ТНР
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Машкова Лилия Николаевна

Данный материал предназначен для молодых педагогов, которые внедряют в свою  работу ТРИЗ технологии, а именно, метод "Системного оператора". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование метода системного анализа для развития мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с ТНР Подготовил воспитатель Машкова Л.Н. 2020 год

Слайд 2

Особенности детей с ТНР снижена познавательная активность; дети уступают в умении выполнять логические операции; снижена речевая активность; ограничен объём кратковременной памяти; они слишком возбудимы или наоборот вялы и апатичны, агрессивны, ранимы и обидчивы. Отклонения проявляются : Как в игре, так и в ходе НОД и продуктивной деятельности.

Слайд 3

Оптимальным путём развития детей с ТНР является Не удлинение времени ученичества; Не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации.

Слайд 4

Поставленные задачи повышение познавательной активности; применение полученных знаний в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов детей; развитие творческого воображения, мышления, мыслительных процессов; формирование и развитие коммуникативных навыков общения. Метод системного анализа. Генрих Саулович Альтшуллер В детском саду приём получил название «Волшебный экран» («Волшебный телевизор»).

Слайд 5

Как же работает системный оператор? По сути, системный оператор – это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. Ребёнок получает не хаотичные разрозненные знания, а целостную картину мира в игровой форме. В нём заложены такие критерии анализа

Слайд 6

стихотворение М. С. Гафутулина «Что-то»: Для успешного запоминания можно использовать Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект) Это что для ЧЕГО-ТО… (функция объекта) Это что-то из ЧЕГО-ТО… (подсистема объекта) Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта) ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта) ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта) ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри.

Слайд 7

Варианты наш

Слайд 8

Адаптация метода объекты Исп.ячеек задачи Игры Мл.гр Предметный мир вертикаль Обучение надсистемный и подсистемных связей «Волшебный светофор» «Мои друзья» Ср.гр. + живая природа +горизонталь, объединение (5 ячеек) Учить детей выделять у объекта его главное назначение – функцию, выстраивать линию развития у объектов Игра «Что было бы, если убрать часть?» «Чем был – чем стал» «Теремок» Старший возр . + неживая природа, явления и т.д. Удлинение горизонтали, вертикали, 9 ячеек Учить решать прогнозные задачи по развитию рукотворных объектов. Учить самостоятельно рассказывать об объектах. «Что можно сказать о предмете, если там есть…» «Найди друзей» «Фантазия» «Раньше – позже» Примечание: всегда игра заканчивается составлением рассказа об объекте (системе)

Слайд 9

Где используется? В НОД – все В совместной деятельности (речевая подготовка к новой теме недели и т.д.) В индивидуальной работе (закрепление и расширение знаний и умений)

Слайд 10

Игровые задания по системному оператору – пятиэкранка («Волшебный домик») Название Цель Игровое задание «Опиши хозяина домика» развивать умение находить недостающую информацию для создания целостного описания объекта (системы). Выбрать из предложенных карточек ту, с помощью которой можно полностью описать хозяина домика (загаданный объект). «Сыщики или кто в домике живёт» развивать умение находить объект (систему), анализируя имеющуюся информацию. Выбрать из предложенных карточек хозяина домика (объект-систему), о котором известно некоторая информация.

Слайд 11

Игровые задания по системному оператору – пятиэкранка («Волшебный домик») Название Цель Игровое задание «Новый жилец» усложнение : схемы не созданные детьми развивать умение систематизировать имеющуюся схематизированную информацию об объекте (системе). Предложить ребёнку рассмотреть 5 карточек и заполнить домик в соответствии с содержимым квартир (условные обозначения - хозяина домика (объект - систему), части объекта, часть чего он является, чем (кем) был, чем (кем) станет). «Кто есть кто?» развивать умение сравнивать имеющуюся схематизированную информацию об двух (трёх) объектах (системах) разных классификационных групп. Предложить ребёнку рассмотреть 10 карточек, соответствующих двум объектам (системам) и заполнить домики в соответствии с содержимым квартир (условные обозначения - хозяина домика (объект - систему), части объекта, часть чего он является, чем (кем) был, чем (кем) станет).

Слайд 12

Игротека - «системный оператор» Картотека Продукт созданный совместно с детьми

Слайд 13

Работа с родителями Консультация информационная папка (январь) Мастер - класс по заполнению Волшебного экрана (февраль) Домашнее задания сделать домики с картинками книжки - складушки , (февраль)

Слайд 14

Промежуточный результата В результате работы с «системным оператором»: дети стараются анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение; у детей расширился словарный запас, знания об окружающим мире; пытаются составлять описательный рассказ об объектах материального и природного мира, используя схемы, и соблюдая заданную последовательность.

Слайд 15

На будущее Оформить игры по системному оператору для самостоятельного использования. Внести в свободную деятельность книжки-складушки . Использовать в экспериментальной деятельности.

Слайд 16

Из личного опыта: Работа с «Волшебным экраном» только на первый взгляд кажется сложной, непонятной и трудноосуществимой. На самом деле вовсе не требуется какой-то специальной подготовки и сложных материалов. Главное, чтобы системное, экранное видение было в голове у взрослого. А при необходимости можно пользоваться любым листком бумаги и схематично рисовать на нем – здесь не важны ваши таланты художника, главное – зафиксировать процесс наблюдения, размышления, системного анализа.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов у детей младшего дошкольного возраста

Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В данном материале дан обзор высших психических функций...

Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста.

Доклад для педагогов ДОУ о развитии мыслительных операций у детей....

Игра, как средство активизации мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста.

Выступление на  конференции "Качество профессиональной подготовки специалиста как зона ответственности студента, педагога и работодателя"...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой как фактор познавательного развития дошкольников

Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительн...

Игры на развитие мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Уважаемые родители, предлагаю вам некоторые игры на развитие мыслительных процессов у детей. Играйте и развивайтесь!...

Инновационная деятельность педагога по развитии логико-мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с использованием блоков «Дьенеша»

Инновационная деятельность педагога по развитии логико-мыслительных процессов у детей младшего  дошкольного возраста с использованием блоков «Дьенеша»  Одна из важнейших задач...