Игра, как средство активизации мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста.
статья на тему

Выступление на  конференции "Качество профессиональной подготовки специалиста как зона ответственности студента, педагога и работодателя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx13.49 КБ

Предварительный просмотр:

Игра, как средство активизации  мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста.

Кольцова Л.А.

Воспитатель ГБДОУ детский сад №49

В отечественной психологии мышление  понимают как способность к решению разнообразных задач, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление  складывается на основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего мира. Согласно Л.С. Выготскому, развитие мышления у детей находится в прямой зависимости от развивающего характера обучения,  от максимального использования ведущей деятельности возраста.

В ходе работы с детьми, сталкиваешься с такой проблемой, как нежелание и неумение  детей думать и размышлять.  Дети перестали уметь играть.

Современные родители вместо игр со своим ребенком   включают  им мультфильмы; покупают  интерактивные игрушки, в игре с которыми детям не надо много думать.  В играх с дорогими «компаньонами» ребенок остается одинок,  мыслительная и речевая  деятельности детей сведены к минимуму.

      Между тем, одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является  развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.

Игра – основное занятие детей, можно сказать – это их работа. Благодаря играм  учебный материал усваивается быстрее и легче. Поэтому, наиболее эффективными средствами активизации мыслительных процессов являются дидактические игры, интеллектуальные игры, проблемно-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, которые эмоционально воздействует на детей.    Выстраивая работу  над активизацией мыслительной деятельности,  нужно учитывать возраст ребенка. В младшем дошкольном возрасте  формируется наглядно-образное мышление. В этом возрасте  детей нужно учить  внимательно рассматривать ситуацию (сравнивать, обобщать, анализировать) и делать правильные выводы.

       В своей работе с детьми я применяю игры с палочками Кюизенера и логическими блоками Дьенеша, которые позволяют детям в ходе игровых ситуаций сделать первые открытия и собственные выводы.

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера позволяют решать следующие задачи:

-познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- познакомить со свойствами геометрических фигур.
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

-развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

- усвоить отношения между числами (больше — меньше).        

- развивать логическое мышление, внимание, память.

-развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

-развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Игры и занятия с палочками Кюизенера и блоками  Дьенеша доставляют детям интеллектуальное удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...

"Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста"

Данный проект представляется в виде презентации. Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой "От рож...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим ...

Методическая разработка « Театрализованная игра , как средство снятия эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации

Адаптация ребенка к новым условиям очень сложный, а иногда и травмирующий процесс для детской психики. Театрализованные игры представленные в данной методической разработке позволяют сделать этот проц...

Игра , как средство развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста

Возраст 3-х – 4-х лет – это возраст познания, когда у ребенка вырабатывается своеобразное собственное логическое мышление, которое необходимо поддерживать и  развивать. Поэтому  ...

Методическая разработка: "Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста".

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. ...