Методическая разработка « Театрализованная игра , как средство снятия эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации
методическая разработка на тему

Красноштанова Ирина Николаевна

Адаптация ребенка к новым условиям очень сложный, а иногда и травмирующий процесс для детской психики. Театрализованные игры представленные в данной методической разработке позволяют сделать этот процесс более  безболезненным и радостным, позволяющим быстрее социализироватся малышу в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx57.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема : « Театрализованная игра , как средство снятия эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста в  период адаптации

Цель. Создать условия для благоприятной адаптации детей в ДОУ и реализации задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования через совместную театрализованную деятельность.

Задачи: 

  • создать условия для психологической адаптации детей и их родителей к условиям ДОУ;
  • способствовать освоению детьми задач программы и формированию интегративных качеств ребенка;
  • стимулировать развитие творческой активности детей и их родителей в театрализованной деятельности;
  • приобщать детей к театральной культуре;
  • создать условия для повышения родительской компетентности через совместную театрализованную деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, педагогов).

Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжелой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Воспитатели, работающие на группах раннего возраста, стараются помочь детям, облегчить и сделать этот процесс адаптации, более безболезненным.

Для более успешной адаптации детей раннего возраста мы создали  благоприятные  условия  в группе, через внедрение новых организационных методов и приёмов. Один из методов , на наш взгляд , является тетрализованная деятельность. Она  формирует  положительный настрой детей  на детский сад; снижает  эмоциональное напряжение и тревогу у детей и родителей.

Театрализованная игра , эфективное средство социализации дошкольников. Она создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.

 Театрализованная игра часто применяется педагогами для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский коллектив  рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Театрализованная деятельность имеет большое значение для решения целого ряда задач в образовательных направлениях, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка.

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы.

Формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев.

В процессе наблюдения за детьми младшего дошкольного возраста, в период  адаптации ,было выявлено благотворное воздействие на детей театрализованной игры , так как игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Сначало театрализованные игры я применяла  главным образом в качестве некоего "зрелища" .  В последствии мы  начинали привлекать детей к театрализованным играм , формировать интерес в процессе просмотра кукольных и костюмированных спектаклей . Дети эмоционально реагировали: хлопали в ладоши , дополняли знакомые диалоги за героев  сказок  и проявляли  желание участвовать в процессе игры .

Малышей прежде всего театрализованная игра привлекала из-за возможности переодеться, а значит - измениться, выплеснуть накопившиеся эмоции и переживания. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Мы использовали некоторые виды  игр-драмматизации .На первом этапе мы применяли  игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям. Дальше игры-импровизации с разыгрыванием сюжета  без предварительной подготовки. На заключительном этапе были использованы элементы режиссерской игры , где игрушки использовали в качестве артистов , а ребенок выступал в качестве режиссера.

Главное не забывать , что важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта и  включения в игровую деятельность :

 • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (мишшка- медведь переваливается с ноги на ногу, зайка  прячется  под кустом).

• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", «Веселые грибочки», "Листочки летят по ветру и падают на дорожку".).

•  Игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (Червячок и дождик , «Волшебное слово»)

• Ролевой диалог героев сказок ( "Три медведя").

• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом").

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Мы использовали мини-постановки по текстам  потешек ,песенок,  стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", А. Барто "Игрушки", Два веселых гуся.)

Пример игры –импровизации “Репка”

Воспитатель вносит сундучок и приглашает  детей посмотреть, что там лежит, но сундучок не окрывается. Педагог предлагает  отгадать загадку :

Явилась бабка с дедом ,

И внучка с Жучкой следом

А вот примчалась кошка , чтоб им помочь немножко

За нею мышка мчится, и опоздать боится.

Засела в грядке крепко , все тянут дружно …(Репку)

Дети отгадывают загадку, сундучок открывается. Дети видят атрибуты и костюмы к сказке “Репка”. Пеагог придлагает примерить костюмы и поиграть в сказку (кроме костюмов героев в сундучке лежат желтые ленточки , гольфы, сарафаныдля девочек  и рубашки для мальчиков)

Дети наряжаются. Воспитатель раздает всем ленточки и приглашает на ковер , все приседают и имитируют ,что все спят.

Воспитатель: На краю леса, у реки, стояла деревенька. Жили там дедушка и бабушка , внучка, собачка Жучка,кошка и маленькая мышка.

Утром рано все  проснулись
все  проснулись, потянулись
потянулись, позевнули
и опять уснули!

Ветерок утром в окошко стучит
а деревня  все еще спит
сквозь окошко солнышко греет
просыпайтесь  скорее

Звучит песенка «Солнышко лучистое»( дети исполняют  танец)

Воспитатель читает слова , дети  идут по кругу

-В огород пойдем , уроай соберем

Мы морковки натаскаем и картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты ,

Круглый,сочный ,самый вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся на дорожку

Собрали мы урожай , а репка наша осталась в земле сидеть( ребенок- репка выходит и садиться )

Далее дети с педагогом обыгрывают сказку «Репка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста".

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. ...

Театрализованные игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

laquo;Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а играя, познает окружающее…»                        ...

Методическая разработка "Игровая деятельность как средство социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Театрализованные игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Материал будет полезен педагогам, музыкальным рукводителям детских садов и родителям....

«Театрализованные игры как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, ...

Методическая разработка «Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё ум...