Методическая разработка « Театрализованная игра , как средство снятия эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации
методическая разработка на тему

Красноштанова Ирина Николаевна

Адаптация ребенка к новым условиям очень сложный, а иногда и травмирующий процесс для детской психики. Театрализованные игры представленные в данной методической разработке позволяют сделать этот процесс более  безболезненным и радостным, позволяющим быстрее социализироватся малышу в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx57.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема : « Театрализованная игра , как средство снятия эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста в  период адаптации

Цель. Создать условия для благоприятной адаптации детей в ДОУ и реализации задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования через совместную театрализованную деятельность.

Задачи: 

  • создать условия для психологической адаптации детей и их родителей к условиям ДОУ;
  • способствовать освоению детьми задач программы и формированию интегративных качеств ребенка;
  • стимулировать развитие творческой активности детей и их родителей в театрализованной деятельности;
  • приобщать детей к театральной культуре;
  • создать условия для повышения родительской компетентности через совместную театрализованную деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, педагогов).

Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжелой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Воспитатели, работающие на группах раннего возраста, стараются помочь детям, облегчить и сделать этот процесс адаптации, более безболезненным.

Для более успешной адаптации детей раннего возраста мы создали  благоприятные  условия  в группе, через внедрение новых организационных методов и приёмов. Один из методов , на наш взгляд , является тетрализованная деятельность. Она  формирует  положительный настрой детей  на детский сад; снижает  эмоциональное напряжение и тревогу у детей и родителей.

Театрализованная игра , эфективное средство социализации дошкольников. Она создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.

 Театрализованная игра часто применяется педагогами для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский коллектив  рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Театрализованная деятельность имеет большое значение для решения целого ряда задач в образовательных направлениях, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка.

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы.

Формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев.

В процессе наблюдения за детьми младшего дошкольного возраста, в период  адаптации ,было выявлено благотворное воздействие на детей театрализованной игры , так как игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Сначало театрализованные игры я применяла  главным образом в качестве некоего "зрелища" .  В последствии мы  начинали привлекать детей к театрализованным играм , формировать интерес в процессе просмотра кукольных и костюмированных спектаклей . Дети эмоционально реагировали: хлопали в ладоши , дополняли знакомые диалоги за героев  сказок  и проявляли  желание участвовать в процессе игры .

Малышей прежде всего театрализованная игра привлекала из-за возможности переодеться, а значит - измениться, выплеснуть накопившиеся эмоции и переживания. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Мы использовали некоторые виды  игр-драмматизации .На первом этапе мы применяли  игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям. Дальше игры-импровизации с разыгрыванием сюжета  без предварительной подготовки. На заключительном этапе были использованы элементы режиссерской игры , где игрушки использовали в качестве артистов , а ребенок выступал в качестве режиссера.

Главное не забывать , что важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта и  включения в игровую деятельность :

 • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (мишшка- медведь переваливается с ноги на ногу, зайка  прячется  под кустом).

• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", «Веселые грибочки», "Листочки летят по ветру и падают на дорожку".).

•  Игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (Червячок и дождик , «Волшебное слово»)

• Ролевой диалог героев сказок ( "Три медведя").

• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом").

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Мы использовали мини-постановки по текстам  потешек ,песенок,  стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", А. Барто "Игрушки", Два веселых гуся.)

Пример игры –импровизации “Репка”

Воспитатель вносит сундучок и приглашает  детей посмотреть, что там лежит, но сундучок не окрывается. Педагог предлагает  отгадать загадку :

Явилась бабка с дедом ,

И внучка с Жучкой следом

А вот примчалась кошка , чтоб им помочь немножко

За нею мышка мчится, и опоздать боится.

Засела в грядке крепко , все тянут дружно …(Репку)

Дети отгадывают загадку, сундучок открывается. Дети видят атрибуты и костюмы к сказке “Репка”. Пеагог придлагает примерить костюмы и поиграть в сказку (кроме костюмов героев в сундучке лежат желтые ленточки , гольфы, сарафаныдля девочек  и рубашки для мальчиков)

Дети наряжаются. Воспитатель раздает всем ленточки и приглашает на ковер , все приседают и имитируют ,что все спят.

Воспитатель: На краю леса, у реки, стояла деревенька. Жили там дедушка и бабушка , внучка, собачка Жучка,кошка и маленькая мышка.

Утром рано все  проснулись
все  проснулись, потянулись
потянулись, позевнули
и опять уснули!

Ветерок утром в окошко стучит
а деревня  все еще спит
сквозь окошко солнышко греет
просыпайтесь  скорее

Звучит песенка «Солнышко лучистое»( дети исполняют  танец)

Воспитатель читает слова , дети  идут по кругу

-В огород пойдем , уроай соберем

Мы морковки натаскаем и картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты ,

Круглый,сочный ,самый вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся на дорожку

Собрали мы урожай , а репка наша осталась в земле сидеть( ребенок- репка выходит и садиться )

Далее дети с педагогом обыгрывают сказку «Репка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста".

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. ...

Игровое занятия для снижения эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста (с родителями).

Игровое занятия для снижения эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста (с родителями)....

Театрализованные игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

laquo;Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а играя, познает окружающее…»                        ...

Методическая разработка "Игровая деятельность как средство социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Театрализованные игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Материал будет полезен педагогам, музыкальным рукводителям детских садов и родителям....

«Театрализованные игры как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, ...