«Использование новых форм взаимодействия с родителями
методическая разработка

 Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Только при тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей, на всем протяжении дошкольного детства ребенка, может быть достигнут положительный результат.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но, как показывает практика, отношение родителей к деятельности ДОУ, прежде всего, зависит, от инициативы администрации и педагогов, от качества решения вопросов педагогического просвещения родителей.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных стандартов.

Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, можно внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Всю работу по взаимодействию с родителями разделить на три направления. Это:

1. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для выявления досуговых предпочтений провести анкетирование в каждой возрастной группе «Ребенок и музыка» и «Совместный досуг». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируется специфика семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумывается тактика общения с родителями.

Определить критерий «включенность» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса (создании музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ и группы) .

Выделить качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к совместной музыкально - досуговой деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволит выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.

Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности;

Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними наблюдателями, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях.

2. Информационно-познавательное направление

Главной целью в этом направлении станет цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.

В нашем детском саду созданы все условия для организации педагогического просвещения родителей. Совместная работа специалистов ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождении семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Для повышения педагогической компетентности родителей используются активные формы:

-Выступления на родительских собраниях с консультациями, мастер-классами ;

- День открытых дверей. Видео-презентация «Музыкальное воспитание в семье»;

- Совместное создание предметно – развивающей среды;

- Индивидуальные беседы с детьми и родителями ( «Рекомендации для родителей одаренных детей» и т. д.) ;

- Использование сети Интернет для обсуждения острых вопросов и распространения информации;

- Уголок специалиста «Музыкальный руководитель советует»;

3. Музыкально – досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями - самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:

• Устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями;

• увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;

• укреплять детско-родительские связи;

• применять разные подходы к воспитанию ребенка;

• делиться опытом с другими родителями, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью группы;

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, чувство гордости за родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с воспитателями группы. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, разрабатывается определенный порядок действий по  подготовке к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей и членов семей;

- распределение ролей взрослых;

- подготовка отдельных номеров с родителями; совместных с родителями детских номеров (разучивание стихов, танцев, песен) ;

- индивидуальные встречи и консультации с членами семей и родителями;

- изготовление атрибутов, пособий, декораций и т. д.

Эти семейные досуги доставляют всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светятся неподдельной радостью, а как они гордятся своими родителями! Мы восхищаемся творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

В результате использования новых форм взаимодействия музыкального руководителя с родителями:

1. Повышается уровень развития музыкальных способностей детей.

2. Повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они стали активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ.

3. Повышается внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ.

4. Родители становятся более компитентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

5. Обогатился опыт межличностного взаимодействия детей и родителей.

Таким образом, использование новых форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями, поэтому использование этих форм в работе оправдано, необходимо и должно получить еще большее распространение в дошкольных учреждениях.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга, даже невзирая на ограничительные мероприятия .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Только при тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей, на всем протяжении дошкольного детства ребенка, может быть достигнут положительный результат.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но, как показывает практика, отношение родителей к деятельности ДОУ, прежде всего, зависит, от инициативы администрации и педагогов, от качества решения вопросов педагогического просвещения родителей.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных стандартов.

Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, можно внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Всю работу по взаимодействию с родителями разделить на три направления. Это:

1. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для выявления досуговых предпочтений провести анкетирование в каждой возрастной группе «Ребенок и музыка» и «Совместный досуг». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируется специфика семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумывается тактика общения с родителями.

Определить критерий «включенность» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса (создании музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ и группы) .

Выделить качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к совместной музыкально - досуговой деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволит выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.

Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности;

Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними наблюдателями, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях.

2. Информационно-познавательное направление

Главной целью в этом направлении станет цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.

В нашем детском саду созданы все условия для организации педагогического просвещения родителей. Совместная работа специалистов ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождении семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Для повышения педагогической компетентности родителей используются активные формы:

-Выступления на родительских собраниях с консультациями, мастер-классами ;

- День открытых дверей. Видео-презентация «Музыкальное воспитание в семье»;

- Совместное создание предметно – развивающей среды;

- Индивидуальные беседы с детьми и родителями ( «Рекомендации для родителей одаренных детей» и т. д.) ;

- Использование сети Интернет для обсуждения острых вопросов и распространения информации;

- Уголок специалиста «Музыкальный руководитель советует»;

3. Музыкально – досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями - самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:

• Устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями;

• увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;

• укреплять детско-родительские связи;

• применять разные подходы к воспитанию ребенка;

• делиться опытом с другими родителями, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью группы;

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, чувство гордости за родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с воспитателями группы. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, разрабатывается определенный порядок действий по  подготовке к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей и членов семей;

- распределение ролей взрослых;

- подготовка отдельных номеров с родителями; совместных с родителями детских номеров (разучивание стихов, танцев, песен) ;

- индивидуальные встречи и консультации с членами семей и родителями;

- изготовление атрибутов, пособий, декораций и т. д.

Эти семейные досуги доставляют всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светятся неподдельной радостью, а как они гордятся своими родителями! Мы восхищаемся творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

В результате использования новых форм взаимодействия музыкального руководителя с родителями:

1. Повышается уровень развития музыкальных способностей детей.

2. Повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они стали активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ.

3. Повышается внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ.

4. Родители становятся более компитентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

5. Обогатился опыт межличностного взаимодействия детей и родителей.

Таким образом, использование новых форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями, поэтому использование этих форм в работе оправдано, необходимо и должно получить еще большее распространение в дошкольных учреждениях.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга, даже невзирая на ограничительные мероприятия .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с речевой недостаточностью

В статье рассматривается новая форма работы с родителями, как семейный театр. статья будет интересна педагогам ДОУ, родителям детей дошкольного возраста....

Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...

Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.

Важным в дошкольном образовании  является  согласованность  совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...

Партнерское сотрудничество с родителями с использованием новых форм взаимодействия

В статье представлен инновационный опыт по взаимодействию с семьей....

Статья " Использование новых форм работы с родителями – фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе"

Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения....

«Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ»

laquo;Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ»...

Консультация для родителей "Флешмоб, как новая форма взаимодействия с родителями"

Как можно сделать семейный досуг более интересным. Для этого нужно всех участников вовлечь в единое представление, и это представление называется флешмоб....