Партнерское сотрудничество с родителями с использованием новых форм взаимодействия
статья на тему

В статье представлен инновационный опыт по взаимодействию с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПАРТНЕРСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Фролова Е.В., воспитатель

МКДОУ № 12, г. Нижнеудинск

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам сотрудничества семьи и образовательного учреждения. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Проблема взаимодействия детского сада и семьи в последнее время стала одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет дошкольные образовательные учреждения искать новые формы взаимодействия. Педагогам необходимо не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Следует так построить процесс взаимодействия, чтобы взрослые поняли, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка. Родители не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от образовательного процесса.

Поэтому считаем актуальными следующие задачи: создать условия для

  • объединения усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки;
  • формирования у родителей осознанного отношения к воспитанию детей;
  • изучения и обобщения лучшего  опыта семейного воспитания.

В связи с новыми требованиями к дошкольному воспитанию появилась необходимость поиска новых форм взаимодействия с родителями, основанных на партнерском сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

             Одной из форм партнерского взаимодействия с родителями считаем организацию семейной ассамблеи. Основная цель ассамблеи – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На ассамблее считаем необходимым выступление специалиста. Его выступление способствует более активному обсуждению проблемы. В дошкольном образовательном учреждении организованы ассамблеи на темы: «Забота о здоровье детей", "Воспитательное воздействие игрушки на ребенка", "Роль семьи в воспитании ребенка". Организация семейной ассамблеи позволяет изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной поддержки.

Учитывая занятость родителей, используем и такую нетрадиционную форму общения с семьей, как "Электронная почта», т.е переписка между родителями-пользователями сети. Любой член семьи имеет возможность в короткой сообщении высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту, выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и картотека семейных игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Так библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. Создание картотеки способствовало укреплению детско-родительских отношений.

При организации «Дня открытых дверей» наиболее ярко прослеживаются партнерские взаимоотношения взрослых и детей. Семьи с интересом принимают участие в совместных мероприятиях («Очумелые ручки», «Угощение для всех» и др.). В результате раскрывается творческий потенциал детей в трудовой, познавательно-исследовательской и других видах деятельности, происходит оптимизация процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.  

 Большую заинтересованность детей и взрослых вызвало итоговое мероприятие «Школьная ярмарка» в подготовительной к школе группе в конце учебного года

На «Школьной ярмарке» были «лавки», соответствующие образовательным областям: «АБВГДейка» (познавательное развитие), «Расскажи-ка»(речевое развитие), «Крепкий орешек» (социально-коммуникативное развитие), «Меткий стрелок» (физическое развитие), «Веселые нотки» (художественно- эстетическое развитие). На этих  пунктах ребята могли благодаря своим знаниям, умениям, сообразительности, способностям «заработать» цветик – денежный эталон «Школьной ярмарки». Потратить заработанные цветики дошколята могли по своему выбору. В этих целях детям предлагались: «Лавка нужных товаров», «Живое такси» , «Кафе», фотосалон. На всех пунктах принимали участие родители воспитанников.  Они, совместно с воспитателем, составляли задания и вопросы для ребят, с учетом ООП ДО, приготовили красочные костюмы для героев: Грамматики, царицы Математики, водителя такси. Таким образом, были созданы условия для проявления инициативы и самостоятельности детей.

Следует отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы : создается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи по взаимодействию с ребенком.

Выше обозначенные формы взаимодействия с семьей позволяют выстраивать диалог дошкольного образовательного учреждения и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Наше основное правило: «Мы готовы воспитывать вместе, но не вместо вас»

Литература:

1.Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей [Текст] / Е.П. Арнаутова. – М.: ООО “Линка-ПРЕСС”, 2004. – 208с.

2.Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики [Текст] / Д. А. Белухин. – М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. – 320с

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155

4. Взаимодействие ДОУ и семьи – условие полноценного развития личности ребенка: методическое пособие. / Сост. Бабитинская О.Н.. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012 – 67с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме» «Азбука дорожных наук » в возрастной старшей группе

Задачи:1. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД –   самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.Познакомить родителей  с методами обучения детей ПДД.2. Обра...

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй» на тему «Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме»

Тема: « Год до школы»Форма проведения: родительский клуб.Аудитория: родители подготовительной к школе группы.Количество участников: психолог, воспитатели группы, родители (18 человек), дети.Задачи:1. ...

Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...

Консультация для родителей Кейс-технология-новая форма взаимодействия дошкольников и их родителей

В современном мире перед Вами и педагогами стоит сложная задача – воспитание ребёнка думающего, способного мыслить аналитически, умеющего проявлять инициативу и самостоятельно решать возникающие...

«Использование новых форм взаимодействия с родителями

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и Д...

«Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ»

laquo;Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ»...