Програма дополнительного образования "Дошколята"
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа содержит цели, задачи и перспективное планирование работы с детьми 5-7 лет по подготовке к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolyata.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дошколята» разработана  с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1008 от 29.02.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"; Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»; Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"; Письма Министерства образования и науки Самарской области № МО -16-09-01/826-ТУ от 03.09.2015.

1.1 Направленность программы.

Программа «Дошколята» носит социально-гуманитарную направленность.

1.2 Актуальность программы.

Данная образовательная программа создана по запросу родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, а также  успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Актуальность программы «Дошколята» состоит в том, что основной задачей, которую она решает, является  формирование потребности ребенка в познании. Именно познание является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет главную роль в формировании детской личности.

1.3 Отличительные особенности программы.

Главной отличительной особенностью программы «Дошколята» является то, что она представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. Основная задача - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте предусматривается развитие звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие).

Программа «Дошколята» предназначена для детей 5-7 лет.

Обьём учебного материала Программы рассчитан на  72 часа в год (9 месяцев)

Форма обучения по Программе - групповая, по 8-10 человек.

1.4 Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные:

• беседа, объяснение;

• устное изложение.

Наглядные:

• показ видеоматериалов, иллюстраций, схем

• показ педагогом приемов исполнения

• наблюдение

• работа по образцу

Практические

• тренировочные упражнения

1.5 Тип занятия и форма организации.

Занятия, организуемые по  программе «Дошколята» являются:

  • комбинированными,
  • практическими,
  • диагностическими.

Основными формами организации образовательного процесса является:

  • практическая работа,
  • занятие - беседа,
  • занятие – игра

Занятия по программе «Дошколята» проходят 2 раза в неделю, 8 занятия в месяц. Продолжительность одного занятия составляет 25-30 минут.

2. Содержание программы

2.1. Цели, задачи, принципы по реализации Программы

Цель программы: комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха,  элементарных математических представлений.

Задачи программы:

Образовательные:

  • дать знания видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения, развить моторику для подготовки руки к письму;
  • развить математические представления, логическое мышление;
  • подготовить ребенка к освоению знаний по русскому языку, чтению и математике в школе;

Развивающие:

  • развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки;
  • развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно
  • развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
  • развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

Воспитательные:

  • воспитывать духовные и нравственные качества личности: аккуратность, усидчивость, ответственность, целеустремленность, инициативность;
  • формировать общую культуру учащихся, прививать тягу к знаниям
  • развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

3. Учебный план

Направление работы

Название разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 1 Раздел.

Обучение грамоте

Речь. Слово и предложение.

2

3

5

Слоговой состав слова

2

3

5

Понятие «Звук».

2

3

5

Гласные звуки

2

3

5

Согласные звуки

2

3

5

Заглавные и строчные звуки

2

3

5

Знакомство с Букварем

1

4

5

Итоговое занятие

                                        1

Итого

       36

2 Раздел.

ФЭМП

Признаки и свойства предметов

(цвет, величина, форма)

2

3

5

Счет. Цифры от 1 до 10, их написание

2

3

5

Сравнение предметов и множеств

2

3

5

Геометрические фигуры

(круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник)

2

3

5

Ориентировка в пространстве

2

3

5

Временные понятия

2

3

5

Арифметические  и логические задачи

2

3

5

Итоговое занятие

                                       1

Итого                                                                                                                                                       36

 Итого :                                                                                                                                                    72

4. Учебно – тематический план

Учебный план программы «Дошколята» по модулю обучение грамоте:

1. Речь и предложение.

Теория: Знакомство детей с понятием «слово», «речь», «предложение».

Практика: Составление предложений из двух-трех слов. Обучение схематическому изображению предложения.

2. Слоговый состав слова.

Теория: Знакомство детей с понятием «слово». Схематическое обозначение слов. Знакомство детей с понятием «слог». Членение слов на слоги. Объяснение понятий «ударение» и «ударный слог».

Практика: Обучение составлению схем 2-4-сложных слов.

3. «Звук».

Теория: Знакомство детей с понятием «звук», «речевой звук», «неречевой звук», «гласный звук» и «согласный звук». Различение речевых и неречевых звуков.

Практика: Обучение обозначению звуков схематически.

4.Гласные звуки.

Теория: Закрепление понятия «гласный звук»

Уточнение правильной артикуляции звуков и ее графическое изображение артикуляции звуков. Нахождение звуков в словах, определение его места. Дополнение предложений словами на определенные звуки. Деление слов на слоги.

Практика: Составление слоговой схемы слов. Повторение материала по теме

«Гласные звуки» в виде КВН.  Различение гласных звуков по артикуляции, на слух. Группировка картинок по начальным звукам.

5. Согласные звуки.

Теория: Закрепление понятия «согласный звук». Практика: Нахождение звуков в словах, определение его места. Дополнение предложений словами на звуки. Выкладывание схем простых предложений и нахождение места звука в предложении.

6. Звуки и буквы заглавные и строчные буквы.

Теория: Знакомство с заглавными и строчными буквами.

Практика: Игра - занятие «Дошколенок»

7. Гласные и согласные звуки и буквы.

Теория: Закрепление понятия «гласный звук» и «согласный звук». Уточнение правильной артикуляции всех звуков.

Практика: Нахождение звуков в словах. Дополнение предложений словами на звуки. Выкладывание схем простых предложений и нахождение места звуков в предложениях.

8. Итоговое мероприятие.

Учебно-тематический план раздела  «Формирование элементарных математических представлений».

Тема: счет. Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом  в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления .

Поставленные цели реализую через следующие игровые упражнения:

  • «Назови меньше на 1, больше на 1»
  • «Вверх вниз по числовой лестнице»
  • «Составь и реши задачу».
  • «Назови следующее, предыдущее число»
  • «Назови соседей числа»

В теме геометрические фигуры закрепляются представления о многоугольниках и их свойствах, развиваются умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

  • «Назови предметы заданной формы»,
  • «Что общего и чем различаются фигуры»,
  • «Найди предмет такой же формы»,
  • «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
  • «Найди лишнюю фигуру»,
  • «Конструктор»,
  • «Почини одеяло»,
  • «Танграм»,

Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

Тема: определение величины 

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:

  • «Что тонет, что плавает?»
  • «Подбери шарфик для кукол»
  • «Короче-длиннее»
  •  «Подбери мебель для трех медведей»
  • «В каком сосуде больше воды?»
  • «Что легче, что тяжелее?»

Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

Тема: Ориентировка во времени 

В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

В работе использую следующие дидактические игры:

  • «Вчера, сегодня, завтра»
  • «Дни недели»
  • «Мой режим дня по часам»
  • «Определи время по часам»
  • «Когда это бывает?»
  •  «Что перепутал художник?»

Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.

Особым блоком выделяю логические задачи.

Тема: Логические задачи 

Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра», головоломки, «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

В работе используются:

  • разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами);
  • разнообразный счетный материал;
  • фланелеграф;
  • индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

 картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий);

  • предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов;
  • тетради в клетку;
  • мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр.
  •  рабочие тетради для детей.

Список используемой литературы:

1. Колесникова. Е.В. Программа От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты / Е.В.Колесникова: - М.:ЮВЕНТА, 2016, - 64с.

2. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет: Опор. конспекты 18 занятий. Комплект листов для выполнения заданий [ребенком] / Колесникова Е. В.: - М.: Гном-пресс, 1997, - 125 с. ил.

3. Колесникова. Е.В. Я начинаю читать; Рабочая тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет. - Изд. 2-е, доп. и перераб. Е.В.Колесникова.: - М.: «Ювента», 2003, - 64 с: ил.

4. Лопухина И.С. Звуки, буквы и слова / И.С.Лопухина.: - С. пб: «Дельта», 2004, -144 с., ил.

5. Михайлова З.И.. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.И.Михайлова: - М.: Просвещение, 1985, - 96с., ил.

6. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье / А.И.Максаков:- М.: Мазаика-синтез.2011, - 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Програма диагностических исследований

В справке отражена система стандартизированной педагогической диагностики, отражающей соответствие уровня развития воспитанников ДОУ требованиям основной общеобразовательной программы....

Перспективное планирование по програме "Детство" с учётом ФГТ

Социализация (старшая группа). Используется в работе  в 2011-2012г....

Програма дополнительного образования художественной направленности « Оригами»

Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами  - это мир превращений и ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «В гостях у природы»

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и детей. Обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое раз...