Программа дополнительного образования "Королевство шахмат"
методическая разработка (подготовительная группа)

Программа знакомства детей с шахматами, рассчитана для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korolevstvo_shahmat_5-7_let_1_g_72_ch.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

1.1. Направленность программы

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р) поставили перед системой дошкольного образования новые задачи в математическом образовании детей дошкольного возраста.

В Концепции математического образования в России сказано: «Математика может стать национальной идеей России XXI века… Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования… Должен быть расширен охват ими, как и играми с математическим и логическим содержанием (включая шахматы и шашки)».

Дисциплиной, которая дает возможность формировать все важные для умственного развития мыслительные умения, являются шахматы. Занятия шахматами можно начинать уже с дошкольного возраста. Они развивают мыслительные операции: анализ, сравнение, логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание.

Основным моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, в ходе которых они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом используется занимательный материал, включение в занятия игровых ситуаций,  и т.д.

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста естественно-гуманитарной направленности «Королевство Шахмат» (далее – Программа) проста и доступна дошкольникам. На занятиях, используется прием обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Шахматы – это  не просто игра, но и упорный и настойчивый труд.

Но существует ряд проблем с внедрением игры в шахматы в дошкольных организациях. Среди них такие:

  • нехватка квалифицированных тренерских кадров;
  • недостаточное число шахматного инвентаря и мест для занятий.

Направленность данной Программы – естественно-гуманитарная.

Актуальность создания данной Программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, общества.

Программа «Королевство Шахмат» направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Обучаясь по данной Программе, обучающиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические  основы шахматной игры.

Отличительная особенность данной программы заключается:

  • в поэтапном освоении предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
  • в использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность

1.2. Принципы и подходы реализации Программы

1. Принцип систематичности и последовательности: «от легкого к трудному», «от простого к сложному»;

2. Принцип наглядности: иллюстративный материал изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов представлений в сознании дошкольников;

3. Принцип доступности и посильности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

5. Принцип уважительного отношения к достижениям детей.

1.3. Цели и задачи Программы

Цель Программы:

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи Программы:

1. Образовательная:

Активизировать мыслительную деятельность дошкольника, расширить кругозор, пополнить знания, учить ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.д.

2. Воспитательная:

Формировать у дошкольников настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.

3. Общеразвивающая:

Дать возможность детям побывать в мире превращений, происходящих на  обыкновенной доске, заинтересовать красотой и изяществом фигур и ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное.

В «Королевство Шахмат» принимаются воспитанники старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 1 год.

Учебный план

дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) естественно-гуманитарной направленности «Королевство Шахмат»

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1 Раздел. «Шахматная доска»

6

2 Раздел «»Шахматные фигуры»

32

3 Раздел «»Шахматные позиции»

25

Шахматные турниры внутри детского сада,

с родителями

7

Итоговый мониторинг освоения Программы

2

Итого

72

Учебная программа

дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программа для детей дошкольного возраста (5-7 лет) естественно-гуманитарной направленности «Королевство Шахмат».

Участники: дети в возрасте 5 – 7 лет.

Срок реализации: 1 год.

Объем программы: 72 часа.

Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность 1 занятия: 30 минут.

Формы организации образовательного процесса: групповые.

Количество детей в группе: 9 – 10 человек.

Структура занятия

1 часть. Мотивационная.

2 часть Деятельностная.

3 часть. Рефлексивная.

2.4. Планируемые результаты освоения программы

К концу  обучения по данной программе воспитанники должны:

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  •  различать и называть шахматные фигуры;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
  •  иметь представление об элементарных правилах игры;
  • играть малым числом фигур;
  • иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
  • владеть основными шахматными терминами;
  • правильно применять элементарные правила игры;
  • иметь представление о некоторых тактических приемах.

3. Организационно-педагогические условия.

3.1. Календарно-тематический план

Раздел 1 Шахматная доска

Тема 1.1 Шахматная доска

История развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Практическое занятие по данной теме.

Тема 1.2 Элементы шахматной доски

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Мероприятие «Шахматная эстафета».

Раздел 2 Шахматные фигуры

Тема 2.1 Пешка

Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Правила шахматной игры.

Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат»

Практическое занятие по теме.

Мероприятие «Праздник пешки».

Тема 2.2 Ладья

Знакомство с Ладьей. Начальное местоположении Ладьи. Ход и взятие Ладьи. Шахматные позиции. Дидактическая игра «Шахматная доска и ее тайны».

Мероприятие по теме.

Тема 2.3 Слон

Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

Тема 2.4 Ферзь

Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

Тема 2.5 Конь

Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против ферзя, ладьи, слона.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

Тема 2.6 Король

Знакомство с королем. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.

Раздел 3 Шахматные позиции

Тема 3.1 Повторение

Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Пат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют».

Мероприятие «Шахматная викторина».

Тема 3.2 Рокировка

Понятие «рокировка». Короткая и длинная рокировка. Три правила рокировки.

Практическое занятие по теме «Рокировка».

Тема 3.3 Конь

Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Конь против других фигур. Позиция «Вилка».

Мероприятие – викторина. Коллективная игра.

Тема 3.4 Король

Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах.

Дидактическая игра «Шах или не шах».

Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь мат в два хода».

Практическое занятие по теме.

Тема 3.5 Тактические приемы

Дебют. Три правила дебюта. Мат ферзем. Линейный мат. Мат двумя слонами. Правила «Взятие на проходе». Правило квадрата. Правила «Ключевые поля». Матовые комбинации. Типичные комбинации в дебюте.

Дидактические игры «Шахматная коробочка», «Игра всеми фигурами».

Шахматные турниры внутри детского сада  и мероприятия с родителями.

Мероприятия «В гостях у Шахматной королевы».

3.2. Условия реализации

Поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка.

Способствовать своевременному формированию общих умений играть в шахматы.

Пробуждать интерес к игре в шахматы, творческой мысли.

Грамотно анализировать полученные результаты .

3.3. Формы контроля.

- наблюдения,

- диагностические задания

Контроль за степенью овладения Программы осуществляется 2 раза в год.

Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы включает результаты входящего, промежуточного, заключительного мониторинга.

Используемые методы контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её сроке реализации. Это дает возможность строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.

3.4. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

3.5. Методическое, материально-техническое обеспечение Программы

Реализация программы требует наличия:

  • дидактические игры для обучения игре в шахматы;
  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
  • демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
  • настольные шахматы разных видов;
  • шахматные часы;
  • обучающие видеоуроки по шахматам;
  • уголок «Шахматы» в группах старшего дошкольного возраста.

 

Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, принтер).

3.6. Список литературы

1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983;

2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература, 1980;

3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985;

4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;

5. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. – М.: Русский шахматный дом, 2005;

6. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. – СПб.: Литера, 2005;Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. – СПб.: Питер, 2009;

7. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;

8. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;

9. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991;

10. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. – Ростов н/Д: Феникс, 2004;

11. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. – М.: Астрель; АСТ, 2000;

12. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;

13. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;

Интернет-ресурсы

1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;

2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей игре в шахматы

Дополнительная образовательная программа для обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы...

Рабочая программа дополнительного образования "Шахматы" на 2016-217г

    Дополнительная образовательная программа «Шахматы» является модифицированной дополнительной образовательной программой социально -педагогической направленности. Реализуе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Шахматы»

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования«Шахматы»...

Рабочая программа (дополнительная программа "Шахматы дошколятам"

Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, вним...

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы "Мир шахмат"

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы "Мир шахмат"...