КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ПО ТЕМЕ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
картотека (старшая группа)

Арбузова Ирина Юрьевна

КАРТОТЕКА

ЗАДАНИЙ

ПО ФОРМИРРВАНИЮ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОНР ПО ТЕМЕ

«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_9_maya.docx95.55 КБ

Предварительный просмотр:

http://img-fotki.yandex.ru/get/9304/54833049.bd/0_c94df_800ba0d8_L.png

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

существительные

победа, война, Родина, Отчизна, Отечество, ветеран, солдат, партизан, защитник, герой, подвиг, память, слава, награда, медаль, орден, город-герой, салют, парад, памятник, знамя, флаг, сила, смелость, ловкость, нападение, бомбоубежище, укрепление, ружье, пулемет, пушка, пистолет, танк, самолет, окопы, каска, котелок, госпиталь, фашист, захватчик, противник;

глаголы

победить, защищать, нападать, отстоять, выиграть, проиграть, выполнить, атаковать, стрелять, погибать, маршировать, награждать, присвоить, охранять, беречь, любить, заботиться, сохранять, гордиться, трудиться, воевать, биться, драться, сражаться, летать, прыгать, добывать, следить, помнить;

прилагательные

храбрый, отважный, смелый, русский, радостный, грустный, стойкий, тяжелый, мирный, военный, слабый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужественный, трудный, почетный, опасный, героический, сильный;

наречия

тяжело, трудно, опасно, отважно, героически.

КАРТОЧКА 1

Игра «Кто где служит?»

Цель: обогащать словарный запас существительными, обозначающими военные профессии.

Ход игры: попросите закончить начатую Вами фразу.

В артиллерии служат (кто?) … артиллеристы. В зенитных войсках служат … (зенитчики). В небе нашу Родину охраняют …(летчики). В пехоте служат …(пехотинцы). В море несут службу …(моряки). На границе охраняют Родину … (пограничники). В кавалерии служат …(кавалеристы).

КАРТОЧКА 2

Игра «Кем я хочу быть?»

Цель: употреблять существительные в творительном падеже, актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите детей рассказать о том, кем они хотят стать, когда вырастут.

         Я хочу быть артиллеристом (зенитчиком, танкистом, пограничником, вертолетчиком, автоматчиком, парашютистом, пулеметчиком, пехотинцем, моряком…)

КАРТОЧКА 3

Игра «Не ошибись»

Цель: образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения с предлогом В, расширять адъективный словарь.

Ход игры: попросите ребенка рассказать, в каких родах войск служат военные.
        Артиллеристы служат … (в артиллерийских войсках). Танкисты служат … (в танковых войсках). Пехотинцы служат … (в пехотных войсках). Ракетчики служат… (в ракетных войсках).  Пограничники служат … (в пограничных войсках). Зенитчики служат… (в зенитных войсках). Десантники служат… (в десантных войсках).

 

КАРТОЧКА 4

Игра «Кому что нужно?»

Цель: обогащать словарь номинативной лексикой.

Ход игры: попросите ребенка договорить начатую Вами фразу.

Танкисту нужен танк. Десантнику нужен парашют. Вертолетчику нужен….  Артиллеристу нужен …  Автоматчику нужен…  Летчику нужен …

КАРТОЧКА 5

Игра «Сосчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы (танк, пулемет, автомат, пушка, парашют…)  с числами 1, 2, 5.

Один танк, два танка, пять танков. У меня пять танков.

КАРТОЧКА 6

Игра «Один – много»

Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры: предложите назвать много предметов, употребляя слово «много».

Один пистолет – много пистолетов, один пулемет – много пулеметов, один герой – много героев и т.д.

КАРТОЧКА 7

Игра «Кому – что!»

Цель: употреблять предлог У с существительными в родительном падеже, понимать значение слов; обогащать словарь по теме.

Ход игры: попросите договорить начатую Вами фразу.

Бескозырки с ленточками – ... (у моряков). Шлемы – ... (у летчиков, танкистов, десантников). Фуражки – ... (у пограничников).

КАРТОЧКА 8

Игра «Найди пару»

Цель: уточнить значение слов; обогащать словарь детей номинативной лексикой по теме.

Ход игры: покажите ребенку картинки, попросите его подобрать пару,

Бинокль – очки; планшет – портфель; ружье – пистолет;

Мундир – костюм; фуражка – шляпа; сапоги – кроссовки.

КАРТОЧКА 9

Игра «Найди картинку»

Цель: понимать значение слов; обогащать словарный запас по теме.

Оснащение: предметные картинки с изображением военной техники.

Ход игры: рассмотрите с детьми картинки.

Найти и назвать картинку с изображением техники, о которой можно рассказать, используя предложенные слова:

  • аэродром, крылья, небо, пилот;
  • колеса, броня, механик-водитель;
  • причал, капитан, море, палуба, моряк;
  • люк, броня, гусеница, орудийная башня и т.д.

КАРТОЧКА 10

Игра «Кто больше!»

Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры:

  • по действию назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию.

Лексический материал:

плывет... {корабль, лодка, пароход, катер);

летит... (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей...);

едет... (танк, поезд, автомобиль).

  • к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они),

затем – числительное (один, одна, одно, одни).

КАРТОЧКА 11

Игра «Кто это или что это?»

Цель: различать одушевленные и неодушевленные предметы.

Оснащение: мяч.

Ход игры: предложите ребенку, поймав мяч, поставить к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвратить мяч обратно.

Лексический материал: танк, танкист, корабль, капитан, ружье, стрелок, собака, граница, пограничник, крепость ….

КАРТОЧКА 12

Игра «Отгадай»

Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания:

  • отважный пограничник; отважная собака; отважные солдаты. 

Попросите угадать, о ком (о чем?) Вы сейчас говорите:

отважный ..., отважные ..., отважная ...

  • солдатские сапоги; солдатская каска; солдатский котелок.

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:

солдатские ..., солдатская ..., солдатский ...

КАРТОЧКА 13

Игра «Назови слова-приятели»

Цель: подбирать синонимы, развивать адъективный словарь.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

  • Смелый – ... (отважный, храбрый).   Большой – ... (огромный).

Трудный – ... (тяжелый).                    Солдат – ... (боец, воин).

Смельчак – ... (храбрец).                   Друг – ... (приятель, товарищ).

Опасно – ... (страшно).                       Грустно – ... (печально, невесело).

Бежать – ... (мчаться, нестись).

  • Предложите ребенку составить предложения с этими словами.

КАРТОЧКА 14

Игра «Назови слова-неприятели»

Цель: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству), подбирая антонимы.

Ход игры:

  • Назвать слова, противоположные по смыслу:

Друг – враг, хороший – ..., день – …, (ночь), радость – ..., (горе, беда), жара – ..., (холод), зло – ..., правда – ..., хорошо – ..., тяжело – ..., высоко – ..., можно – …, трудно – ..., быстро – ..., говорить – ..., поднимать – ..., зажигать – ...

  • В пословицах найти слова, противоположные по смыслу.

Родимая сторона — мать, а чужая — ... (мачеха). От Родины веет теплом, от чужбины ... (холодом). Собака лает на смелого, кусает ... (трусливого). Худой мир лучше доброй ... (ссоры). Мир строит, а война ... (разрушает). Человек от лени болеет, а от труда ... (здоровеет).

Предложите ребенку объяснить, как он понимает эти пословицы.

КАРТОЧКА 15

Игра «Образуй новое слово»

Цель: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал:

  • Сила – сильный, храбрость – ... (храбрый), смелость – ... (смелый), быстрота – ...(быстрый), ловкость – ... (ловкий), находчивость – ... (находчивый), ум – ... (умный).
  • Храбрый – храбрец, удалый – удалец, умелый – умелец.
  • Летать – летчик, заправлять – заправщик, грузить – грузчик, разведывать – разведчик.
  • Быстрый – быстро, смелый – смело, храбрый – храбро, отважный – отважно, легкий – легко.

КАРТОЧКА 16

Игра «Слушай команду!»

Цель: образовывать из неопределенной формы глаголов глаголы 1-го лица единственного или множественного числа, развивать предикативную функцию речи.

Ход игры: скажите ребенку, что Вы – командир, а он – рядовой и должен выполнять ваши команды. Предложите ему варианты команды и ответа на нее: «Стрелять!» — «Есть, я ... (стреляю!)» Отдавайте ребенку команды по образцу: «Ползти!» — «Есть, я ... (ползу!)» «Встать!» — «Есть, я ... (стою!)».

КАРТОЧКА 17

Игра «Подбери признак и действие»

Цель: развивать и обогащать словарь детей по теме.

Защитник Родины (какой?) – смелый, храбрый, мужественный, отважный, доблестный, бесстрашный …

Защищать Родину – это значит (что делать?) – охранять, беречь, сохранять, оберегать….

Профессия защитника Родины (какая?) – трудная, опасная, почетная, героическая…

КАРТОЧКА 18

Игра «Военные загадки»

Цель: употреблять имена прилагательные в сравнительной степени, развивать номинативный и адъективный словарь.

Ход игры:

  • Предложите ребенку отгадать загадки и объяснить, как он догадался, развивать связную речь.
  1. Ползет черепаха – стальная рубаха,

Враг в овраг, черепаха – куда враг. (Танк.)

  1. Стоят три старушки, вздохнут они да охнут,

Вблизи все люди глохнут. (Пушки.)

  1. Петушок без глаз, а метко клюет. (Ружье.)
  • Спросите у ребенка, какое оружие в действии страшнее, ружье или пушка; пушка или танк? (Пушка страшнее ружья.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста.

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....