"Развитие первых математических представлений"
учебно-методический материал (младшая группа)

Ефимова Наталья Павловна

"Развитие первых математических представлений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pervyh_matematicheskih_predstavleniy.docx120.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие первых математ-х представлений

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складывается представление о соотношении предметов но величине. Они начинают определять как большие, так и маленькие знакомые им предметы, не сравнивая их с другими. К пяти годам ребёнок должен уметь выделять отдельные измерения величины длину, ширину, высоту. У детей можно наблюдать сложные формы ориентировки в пространственном расположении предметов. Ребёнок должен уметь ориентироваться во времени, уметь считать предметы в пределах пяти.

Сначала необходимо поупражнять ребёнка в соответствующих действиях: закрепить умение самостоятельно выделять совокупности предметов, находить один и много предметов в окружающей обстановке, развивая тем самым способность мысленно объединять предметы, рассредоточенные в пространстве, в группу. Основное внимание в тот период уделяют упражнениям в сравнении каждого элемента одной совокупности с элементами другой путём наложения и приложения: ребёнок выясняет, в какой группе больше (меньше) предметов или их поровну в обеих группах; убеждается, что совокупности бывают разные по количественному составу.

Ёлочки

Нарисованы высокие и низкие ёлочки. Что нужно сделать, чтобы на поляне было много ёлочек? (Все ёлочки посадить на поляне). Ёлочки по размеру разные — высокие и низкие. Высокие надо посадить в один ряд, а низкие в другой. Вы можете сами нарисовать елочки (грибочки, бабочки и пр.), вырезать их и раскладывать с малышом на столе.

Развитие первых математ-х представлений

Кубики

— Раздели кубики на две части: жёлтые и синие. Поровну ли их? И будет ли поровну, если убрать один жёлтый? Где больше? Где меньше? Как можно сделать опять поровну (убрать синий, добавить желтый).

Развитие первых математ-х представлений

Сравнения

На полоске четыре кружочка.

Развитие первых математ-х представлений

Пусть малыш положит на нижнюю часть полоски столько квадратов, сколько кружочков (столько треугольников, сколько кружочков, столько кружочков красного цвета, сколько кружочков есть на верхней полоске).

Два карандаша (короткий и длинный).

Развитие первых математ-х представлений

Два полотенца (короткое, длинное).

Развитие первых математ-х представлений

Какой карандаш длиннее? Какой короче? Как проверить? (Прикладывал один карандаш к другому.)

Какое полотенце длиннее? Какое короче? Как проверить? (Прикладывая одно полотенце к другому.)

Четыре карандаша длинных первый ряд. Три карандаша коротких — второй ряд.

— Каких карандашей больше — длинных или коротких? Каких меньше?

«Сколько?»
Обучение счёту должно помочь детям понять цель данной деятельности (только сосчитав предметы, можно ответить на вопрос: «Сколько?» и овладеть её средствами: называнием числительных по порядку и соотношениям их с каждым элементом совокупности.

Ребенку трудно усвоить обе стороны этой деятельности, поэтому обучать счёту надо в два этапа.

На первом этапе малышу путём сравнения двух совокупностей раскрывают цель данной деятельности (найти итоговое число). Он учится различать группы, содержащие одни и два, два и три предмета, и называть итоговое число на основе счёта взрослого.

Затем ребёнок учится вести счёт предметов сначала в пределах трёх, а затем четырёх и пяти. Знакомится с образованием чисел 4 и 5.
— На верхней полоске две белочки, на нижней — одни зайчик. Зайчика нужно разместить точно под одной белочкой.

Развитие первых математ-х представлений

— Сколько белочек? (Одна, две — всего две.)

— Сколько зайчиков? (Один.)

Посмотри, кого больше: зайчиков или белочек?

— Зайчик один, белочек — две.

— Зайчиков меньше, чем белочек.

— Какое число больше: 2 или 1?

— Какое число меньше: 1 или 2?

Добавьте зайчика. Сосчитайте, сколько их стало. Поровну ли стало белочек и зайчиков? Сколько же белочек и сколько зайчиков? Пересчитайте ещё раз белочек и зайчиков.

Развитие первых математ-х представлений

Очень важно показать ребёнку то, как можно получить один из двух. Уберите одну белочку, выясните, сколько их осталось. А сколько зайчиков? Кого больше (меньше)? Какое число больше (меньше): 1 или 2?

Аналогичным образом можете сравнить количество зайчиков и морковок. Хватит ли зайчикам морковок? Сколько их?

На верхней полоске два снегиря, на нижней — три. Сосчитайте снегирей на верхней полоске, затем на нижней. Выясните, где больше (меньше) снегирей. Пусть ребёнок сам покажет, где сколько снегирей. Сравните числа 2 и 3.

Один снегирь «перелетает» на верхнюю полоску. Малыш должен рассказать и показать, где сколько снегирей, объяснить, почему на верхней полоске стало три снегиря, а на нижней количество снегирей убавилось.

Можно ещё один-два раза перемещать снегиря с полоски на полоску, подчёркивая, что если пользоваться счётом, то никогда не ошибёшься в том, где больше, а где меньше предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Развитие элементарных математических представлений первая младшая группа.

Примерный тематический план составлен для детей в возрасте с 2-3 лет.  В программе все линии базируются на сенсорной основе. Сенсорное развитие ребенка может проходить какна специально ...

Конспект интегрированной НОД для детей первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи на тему «Два гуся!»

Конспект интегрированной НОД для детей  первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи  на тему «Два гуся!»Виды детской деятельности: двигат...

Конспект интегрированной НОД для детей первой младшей группы по художественному творчеству и развитию элементарных математических представлений на тему «Колобок - румяный бок»

Конспект интегрированной НОД для детей первой младшей группы(2-3 года) по художественному творчеству и развитию элементарных математических представлений на тему«Колобок - румяный бок»...

Конспект НОД для детей первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи на тему «Два гуся!»

Предлагаю конспект интегрированного занятия для детей первой младшей группы (2-3 года) на тему «Два гуся!». Этот конспект составлен со всеми требованиями ФГОС, соблюдается интеграция образовательных о...

Дидактическое пособие "Книжка-пышка" (тактильная книга для развития первых математических представлений)

Данное методическое пособие направлено на развитие первых математических представлений. Представляет собой тактильную книгу, каждая страница которой позволяет в игровой форме познакомиться с такими по...

План-конспект занятия «Цветы для мамы» по развитию элементарных математических представлений в первой младшей группе.

План-конспект занятия «Цветы для мамы» по развитию элементарных математических представлений в первой младшей группе.Тема: Цветы для мамы.Цель: Закрепление знаний и умений детей по фо...