Социально-педагогическое сопровождение современных родителей дошкольников в условиях информатизации общества
статья (старшая группа)

Елена Петровна Ткаченко
В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. И в первую очередь, перестраиваться пришлось дошкольникам, а значит, всей системе образования. Формат дистанционного обучения требует перестройки не только в техническом плане, но и в педагогическом, и психологическом. Педагоги, обучающиеся, родители – все участники образовательных отношений, пусть даже дистанционных, нуждаются в психологической поддержке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-pedagogicheskoe_soprovozhdene_sovremennoy.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 города Ставрополя

                       Автор: Ткаченко Елена Петровна, воспитатель.

«Социально-педагогическое сопровождение  родителей дошкольников в современных условиях  информатизации образования».

(консультация для родителей)

В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. И в первую очередь, перестраиваться пришлось дошкольникам, а значит, всей системе образования. Формат дистанционного обучения требует перестройки не только в техническом плане, но и в педагогическом, и психологическом. Педагоги, обучающиеся, родители – все участники образовательных отношений, пусть даже дистанционных, нуждаются в психологической поддержке. Наряду с заботой о физическом состоянии важно уделить внимание психологическому здоровью. В эти дни жители нашей страны, в том числе нашего региона, особо нуждаются в квалифицированной психологической помощи, так как  многие не могут справиться с огромным потоком негативной информации, идущей с экранов телевизора, через интернет, от близких и знакомых. В силах  педагогов дошкольного образования, проявить гражданскую и профессиональную сознательность, и оказать психолого-педагогическую помощь тем, кто в ней нуждается!

Безусловно, это родители, которые размышляют: «Чем же занять ребенка во время карантина? Как совладать с неугомонным дошкольником? Чем заняться с ребенком, чтобы развить его творческие навыки?».  Педагогический коллектив  тоже оказался  в новой социальной ситуации, которая поможет развить профессиональные компетенции и приобрести новые навыки работы в дистанционном формате.

 В современном мире, в век Интернета, находясь дома или на рабочем месте, можно общаться, работать, учиться, не подвергая опасности себя и других людей в период карантина. В связи с новыми условиями обучения для педагогов в дистанционной форме требуется, во-первых, организация рабочего места, во-вторых, подбор инструментария, освоение дистанционных технологий работы (в т.ч. групповых и индивидуальных), в-третьих, соблюдение этических норм в связи с применением дистанционных форм работы. 

Основными направлениями работы педагогов, обозначенными в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) как формы психологического сопровождения участников образовательных отношений остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с администрацией, педагогами, учащимися,  родителями. Однако, в привычный набор методов и подходов необходимо внести некоторые коррективы с учетом дистанционного режима.

Педагоги ДОУ определили цель: Оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации.  Вовлечь родителей в учебный процесс, дать возможность продуктивно проводить досуг с детьми.

В сложившихся условиях работа педагогов может предусматривать основные формы в дистанционном режиме:

•психологическое просвещение в онлайн-режиме. Практически у всех педагогов есть аккаунты в социальных сетях, многие ведут собственные сайты,  сообщества в контакте, Одноклассниках и др., где можно осуществлять психологическое просвещение по актуальным вопросам. Проводить онлайн-просвещение можно в Skype, Whats App, Viber и др. посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек;

•психологическая профилактика на удаленном доступе – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся (воспитанников), разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе и по вопросам психологического сопровождения дистанционного обучения, а также привитие навыков совладающего поведения всем субъектам образовательной среды; обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы) через вебинары, онлайн-трансляции;

•психологическое дистантное консультирование предполагает  - применение в практике педагогов форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи (в т.ч. в дистанционном формате), с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, страхи, тревога, агрессивные проявления):

 - психологическое консультирование родителей и близких членов семей обучающегося, в том числе направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни;

 -психологическая компьютерная диагностика возможна через психодиагностические порталы;

 - диагностика через сеть Интернет с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование);

- создание онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы);

 - мониторинговая деятельность в виртуальном облаке.

 - психологическая коррекционно-развивающая работа в дистанционном режиме может проходить в индивидуальном формате (с использованием программ zoom, skype, WhatsApp и других цифровых платформ) или групповом (через видеоконференсвязь) для обучающихся, испытывающих трудности в адаптации, развитии, поведении, в том числе работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

•экспертно-методическая деятельность в дистанционном режиме, включающая разработку методических рекомендаций для участников образовательных отношений, программ, обобщения опыта по теме самообразования, помощь  педагогам в выборе образовательных технологий, адекватных дистанционным условиям обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся; оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию дистанционного образовательного процесса; ведение документации в электронном формате (заполнение журналов, базы данных, отчётов).                            

На данном этапе совершенствуется одна из новых форм психолого-педагогической поддержки родителей ДОУ №2  через создание на сайте ДОУ  самостоятельного раздела «Дистанционное обучение».  В данном разделе будут предоставлены  материалы психолого-педагогической поддержки родителей все специалисты учреждения: воспитатели всех возрастов, инструктора по физическому развитию, педагоги-психологи,  учителя логопеды. Воспитатели предложат  еженедельные рекомендации по организации лепки, рисования, аппликации, познавательного и речевого развития. Мастер-классы, комплексы для чтения детям, презентации, фильмы, наборы раскрасок и игр.  Информация будет предлагаться еженедельно в соответствии с темой недели.

Таким образом, в рамках  разрабатываемого нами проекта, мы ожидаем, что материалы,  предложенные на нашем сайте, станут востребованными и многие родители станут активными участниками образовательных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение воспитателей в процессе организации взаимодействия с современными родителями дошкольников

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» и вступлением в силу Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникли ...

Проект по воспитанию толерантности у дошкольников в условиях многонационального общества "Венок Дружбы"

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личност...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогическй направленности "Английский язык для дошкольников"

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Гибкость механизма запоминания, отсутс...

Формирование социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным и нравственным ценностям человечества и конкретного общества....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...