Родительское собрание «Возрастные особенности детей 7-го года жизни. Современный ребёнок на пороге школы»
материал (подготовительная группа)

Кузенкова Ирина Борисовна

Собрание способствует установлению партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки дошкольников к школе посредством дистанционного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_5_gr.rebenok_na_poroge_shkoly.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Возрастные особенности детей 7-го года жизни.

Современный ребёнок  на пороге школы»

Цель:  установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки дошкольников к школе посредством дистанционного общения.

Задачи:

1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, посредством дистанционного общения, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

2. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

3.  Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности

Дата проведения: ноябрь

Целевая аудитория: родители (законные представители), воспитатели

Форма проведения: педагогический всеобуч

Ход собрания: 

1.   Организационная часть

Родители заходят, рассаживаются произвольно, согласно санитарным требованиям, заполняют явочный лист, настраиваются на совместную работу.

2. Основная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем собрании.

Далее родителям предлагается избрать председателя  и секретаря собрания. Зачитывается повестка собрания.

Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Этот год - последний год пребывания наших детей в детском саду. Поэтому для нас самым главным является подготовка детей к школе. Как вы думаете, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать будущий школьник? (Высказывания родителей).

Да, вы правы. И если объединить все ваши ответы, можно сделать вывод о том, что готовность детей к школе, включает три компонента, и  состоит из готовности физической, интеллектуальной, психологической. 

Сегодня, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт, мы хотим обратить ваше внимание на целевые ориентиры, которые прописаны в этом документе. Что такое целевые ориентиры? Это требования Стандарта к результатам освоения Программы, возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. То есть ребенок не обязан, не должен что-то конкретное знать, а должен соответствовать всем этим критериям. (Целевые ориентиры в виде буклетов)

Вернемся к компонентам готовности к школе.

Физическая готовность ребенка к школьному обучению -  это: хорошее состояние здоровья, достаточный уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.),  достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек,  закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям,  хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. На этапе завершения дошкольного образования у ребенка должна быть  развита крупная и мелкая моторика. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много различных упражнений по развитию моторики: раскрашивание; вырезывание; штриховка; лепка; застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание и др.

Для развития мелкой моторики пальцев рук рекомендуем Вам использовать следующие упражнения.

Упражнения с карандашом

  • Положите карандаш на стол. Ребёнок большим и указательным пальцем плавно вращает карандаш каждой рукой отдельно.
  • Одной рукой ребёнок держит карандаш, а указательным и средним пальцами другой руки «идёт по карандашу».
  • Катание карандаша. Карандаш зажимается ладошками обеих рук и катается между ними. Вспомните, как катают всем известную «колбаску» из теста.

2. Упражнения с бусами. Очень хорошо развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. При выполнении такого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность нанизывания бусинок.

  • Перекладывание бусинок пинцетом. Вам потребуется: пинцет, чашка с бусинами, пустая чашка. Ребёнок берёт пинцет и, аккуратно захватывая бусы из чашки, переносит их в другую посуду.

Упражнение можно усложнить, если перекладывать бусинки в ёмкость с ячейками. Когда форма окажется заполненной, с помощью пинцета бусины перекладываются обратно в чашку. Бусин должно быть ровно столько, сколько ячеек в форме.

Кроме тренировки координации пальцев руки, это упражнение развивает концентрацию внимания и тренирует внутренний контроль.

3. Упражнения с пластилином

Пластилин – прекрасный материал для занятий. Лепка очень хорошо способствует развитию мелкой моторики.

Второй компонент при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность ребёнка к школе,  она представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:

•  мотивационная готовность;

•  волевая готовность;

•  интеллектуальная готовность;

•  социальная готовность.

Одно из направлений  - интеллектуальная готовность подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов:

  • Умение обобщать, сравнивать.
  • Классифицировать разные объекты.
  • Выделять существенные признаки вещей и явлений.
  • Делать выводы.
  • Это развитие образного и словесно-логического мышления.
  • Наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.
  • Умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород,  грибы - … лес, яблоко - ….сад.

Будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, к 6-7 годам ребенок должен знать: 

 - свою фамилию, имя и отчество, свой возраст, дату рождения;

 - свой адрес и название города, в котором живет;

 - название страны и ее столицы;

 - имена и отчества своих родителей, и место их работы, кем работают, есть ли брат или сестра, назвать их возраст, как зовут;

 - времена года, их последовательность и основные признаки; явления природы;

 - названия месяцев, дней недели;

 - знать основные цвета;

- основные виды деревьев и цветов;  уметь различать домашних и диких животных; птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты;

 - понимать, что бабушка - это мама отца или матери;

 - цифры от 0 до 20;

- прямой счет от 1 до 20 и обратный счет от 20 до 1;

- арифметические знаки: «+», «-», », «,  «=»;

 - деление круга, квадрата напополам, четыре части;

 - ориентировка  в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т.п.

Для развития внимания можно предложить ребенку поиграть в следующие игры:

«Шапка-невидимка»  В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить.

 «Словесный ряд»  Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если сбивается, повторите игру с начала.

 «Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» - за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

Развитию  мышления дошкольника способствуют следующие игры:

«Как это можно использовать» - ребёнку предлагается найти как можно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, называем слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Назовите варианты, уважаемые родители: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

«Говори наоборот».  Предложить ребёнку: « Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький и т.п.

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребёнка.

«Что на свете колючее?» Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....

Как вариант, можно поиграть и с другими свойствами. «Что на свете холодное?», «Что на свете круглое?», «Что на свете липкое?».

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений.

«Запомни картинки»  рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребёнку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребёнок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребёнка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

«Прогулка в картинках»  Игра развивает зрительную и слуховую память и внимание ребёнка. Во время прогулки обращать внимание ребёнка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребёнком о том, зачем всё это нужно.

По возвращении попросите ребёнка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам.

Ещё одно направление психологического компонента - мотивационная готовность… подразумевает наличие у ребёнка желания принять новую социальную роль - роль школьника. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями.

Чрезвычайно важна в школе  способность к волевым усилиям. «Надо» выходит на первый план вместо «хочу».

Третье направление - волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

  •  способностей ставить перед собой цель;
  •  принять решение о начале деятельности;
  •  наметить план действий;
  •  выполнить его, проявив определенные усилия;
  •  оценить результат своей деятельности.

Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении мелких хозяйственных поручений дома, ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.       

Совет родителям:

  Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные игры.

Последнее направление - коммуникативная (социальная) готовность. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения ребенка с окружающими.

Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

На что еще следует обратить внимание при подготовке к школе:

Развитие самостоятельности

Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене, убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам. Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Формулы вербального (словесного) общения, которыми должен овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста (разные формы обращений)

Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет

Прощание. До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.

Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут… познакомьтесь, это…

Помните…. Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.

Каким ребёнок окажется на пороге школьной жизни зависит от нас, от взрослых, оттого как мы подготовим будущего первоклассника.
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней.  Педагоги (музыкальный руководитель, инструктора по физической культуре, социальный педагог, логопед) которые работают с вашими детьми - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она ни была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) мы бессильны. Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.

Проект решения родительского собрания

1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе.

3. Играть с детьми в  игры, направленные на подготовку к школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация род.собрания "возрастные особенности детей 3-го года жизни"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ,ВЫДЕЛЕНО ВСЕ ОСНОВНОЕ,ВСЕ ГЛАВНЫЕ МОМЕНТЫ ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ 3-Х ЛЕТ.ПОМОЖЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ,БЫСТРО,ДОСТУПНО И НАГЛЯДНО ДОНЕСТИ ДО РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ВСЕ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ...

Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 4-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи здорового образа жизни детей....

Родительское собрание "Возрастные особенности детей 7-го года жизни. Дошкольник на пороге школы."

Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки дошкольников к школе посредством дистанционного общения....

родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Возрастные особенности детей 7-го года жизни. Дошкольник на пороге школы»

Установить партнерские отношения с родителями через дистанционное обучение. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики и подготовки детей к школе....

Буклет к родительскому собранию «Возрастные особенности детей 6 -7 года жизни. Современный ребёнок на пороге школы»

Старший дошкольный возраст (6-7 лет) — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе....