родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Возрастные особенности детей 7-го года жизни. Дошкольник на пороге школы»
методическая разработка (подготовительная группа)

Установить партнерские отношения с родителями через дистанционное обучение. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики и подготовки детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Возрастные особенности детей 7-го года жизни.

Дошкольник на пороге школы»

Дата: 27ноября 2020 года

Место: музыкальный зал

Участники: родители подготовительной группы №8, №10, педагоги групп, педагог-психолог Фарафонова Г.Н..

Ответственные:педагоги  Воронова Ирина Владимировна, Лихошерстова Людмила Петровна.

Ход собрания:

Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки дошкольников к школе.

Задачи:

1.Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, посредством дистанционного общения, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

2. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желаниеучаствовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

3. Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в дистанционном режиме. Этот год - последний год пребывания наших детей в детском саду. Не успеем оглянуться, перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. И наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы,  все, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.

Сегодня, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт, мы хотим обратить ваше внимание на целевые ориентиры, которые прописаны в этом документе. Что такое целевые ориентиры? Это требования Стандарта к результатам освоения Программы, возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. То есть ребенок не обязан, не должен что-то конкретное знать, а должен соответствовать всем этим критериям. (Целевые ориентиры на слайде)

Во-первых, ребенок должен овладеть основными культурными средствами, способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Во-вторых, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Чтобы этого добиться, уважаемые родители, Вы должны знать: самый сильный верный способ воспитания вежливости у детей – это хороший пример самих родителей. Прежде всего, самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом.

Не одергивайте его без надобности, не наказывайте в присутствии посторонних. Детское сердце очень чутко и ранимо, важно чтобы в раннем возрасте в сердце у ребенка не оставалось рубцов от незаслуженных обид, от разочарования в людях, которым он верит.

Не допускайте уговоров и упрашивания. Ребенок должен знать слово нельзя, и подчиняться ему.

Не забывайте:

  • Похвала и осуждение – сильные воспитательные средства. Но хвалить нужно осторожно, иначе может развиться самомнение.
  • Следите за своими поступками и словами.
  • Не срывайте зла на детях, сдерживайте себя.
  • Своим собственным поведением показывайте детям примеры скромности, честности, доброжелательности к людям. Тогда можно будет с уверенностью сказать, что воспитаете в ребенке все те качества, которые необходимы ему будут в школе и в жизни.

Также ребенок достаточно хорошо должен  владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Главной задачей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи ребёнка. Если ребёнок путает звуки в произношении, он перепутает их на письме. Он также смешивает слова, которые различаются только этими звуками: лак – рак, жар – шар, рад – ряд, щель – цель и т.п. Именно поэтому огромное внимание надо уделять развитию фонематических процессов. Фонема (звук) – минимальная значимая часть слова. Обращаем ваше внимание на то, чтобы вы не путали звук и букву!

Запомните!

1.Звуки мы слышим и произносим;

2.Звуки речи на письме мы обозначаем буквами;

3.Буквы мы пишем, видим и читаем.

Рекомендуем дошкольникам, не умеющим читать, называть буквы, как звуки, без призвука [Э]: не «бэ», «ве», а [б] [в]. 

Одна буква может обозначать разные звуки (твёрдый или мягкий).

Умение различать фонемы это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.

Параллельно с коррекцией звукопроизношения реализуем следующие задачи: развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; формирование фонематического слуха, навыков звукового  анализа и синтеза; обогащения словарного запаса; формирования грамматического строя речи; развития связной речи.

А для этого необходимо проводить следующие упражнения для развития речи.

1.Рассказ по картинке. Ребенку показывается картинка, он четко должен назвать все, что на ней изображено, ответить на вопросы взрослого, а потом составить по картинке небольшой рассказ. Картинка должна быть сюжетной и нравиться ребенку. Чем больше вы сумеете задать вопросов, тем лучше. Начиная с трех лет ребенок, должен постепенно усваивать сложные союзы, наречия и вопросительные слова ("если то", "потому что", "из-за", "который", "оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы", "в чем", "хотя" и т.п.).

2. Разучивание стихов также способствует развитию интонационной выразительности. Вначале текст несколько раз читает взрослый, стараясь как можно правильнее расставить интонационные оттенки, чтобы стихотворение понравилось ребенку, и он мог похоже воспроизвести его. Можно попросить ребенка воспроизвести стихотворение немного громче, тише, быстрее, медленнее.

3. Поговорки и скороговорки способствуют улучшению дикции и развитию речевого аппарата. Даже ребенку с развитой речью повторение скороговорок пойдет только на пользу.

4. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не забывайте пояснять ребенку загадки, объясняя, что, например, «тысяча одежек» — это капустные листы. Если ребенок отгадывает загадки с трудом, то помогите ему. Например, загадайте загадку и покажите несколько картинок, среди которых он сможет выбрать загаданный предмет. Как вариант игры в загадки — загадывание литературных персонажей: описываете героя сказки, раскладываете книжки, и ребенок выбирает нужную.

5. «Дополни слово» Вы называете часть слова (кни…) и бросаете мяч. Ребёнок должен поймать мяч и дополнить слово (…га). В роли ведущего ребёнок и взрослый могут выступать поочерёдно.

6. «Составь слово» Из предлагаемого набора букв составить как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, т.(сок, том)

7. «Противоположности» необходимо назвать слова, противоположные по значению: тонкий - ….

На этапе завершения дошкольного образования у ребенка должна быть  развита крупная и мелкая моторика. Физическая готовность ребенка к школьному обучению -  это: хорошее состояние здоровья, достаточный уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.),  достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек,  закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям,  хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много различных упражнений по развитию моторики: раскрашивание; вырезывание; штриховка; лепка; застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание и др.

Для развития мелкой моторики пальцев рук рекомендуем Вам использовать следующие упражнения.

Упражнения с карандашом

  • Положите карандаш на стол. Ребёнок большим и указательным пальцем плавно вращает карандаш каждой рукой отдельно.
  • Одной рукой ребёнок держит карандаш, а указательным и средним пальцами другой руки «идёт по карандашу».
  • Катание карандаша. Карандаш зажимается ладошками обеих рук и катается между ними. Вспомните, как катают всем известную «колбаску» из теста.

2. Упражнения с бусами. Очень хорошо развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. При выполнении такого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность нанизывания бусинок.

  • Перекладывание бусинок пинцетом. Вам потребуется: пинцет, чашка с бусинами, пустая чашка. Ребёнок берёт пинцет и, аккуратно захватывая бусы из чашки, переносит их в другую посуду.

Упражнение можно усложнить, если перекладывать бусинки в ёмкость с ячейками. Когда форма окажется заполненной, с помощью пинцета бусины перекладываются обратно в чашку. Бусин должно быть ровно столько, сколько ячеек в форме.

Кроме тренировки координации пальцев руки, это упражнение развивает концентрацию внимания и тренирует внутренний контроль.

3. Упражнения с пластилином

Пластилин – прекрасный материал для занятий. Лепка очень хорошо способствует развитию мелкой моторики.

Еще одним целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является проявление у ребенка любознательности, он задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

  1. Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

  1. Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: «+»,  «-»,  « »,  « » и «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

3)Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

4)Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5)Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6)Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7)Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, свой возраст, дату рождения, имена и отчества своих родителей и место их работы, кем работают, есть ли брат или сестра, назвать их возраст, как зовут, свой город, адрес, страну, в которой живешь, какие бывают профессии.

Для развития внимания можно предложить ребенку поиграть в следующие игры:

«Шапка-невидимка» В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить.

 «Словесный ряд» Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

 «Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

Развитию  мышления дошкольника способствуют следующие игры:

«Как это можно использовать»  Ребёнку предлагается найти как можно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, называем слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

«Говори наоборот» Предложить ребёнку: « Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький и т.п.

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребёнка.

весёлый – грустный белый - чёрный

быстрый – медленный трусливый - храбрый

Что на свете колючее?

Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....

Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".

Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.

Упражнение «Назови одним словом»

Бабочка, комар, стрекоза – насекомые

Береза, дуб, сосна - …

Стол, шкаф, диван - …

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений. А также игры «Какой игрушки не хватает» рекомендуется для развития зрительной памяти детей. Поставить перед ребёнком на 1 минуту 4 – 5 игрушек, затем попросить ребёнка отвернуться и убрать одну игрушку. Задать вопрос, «Какой игрушки не хватает?» Далее игра усложняется:

а) увеличить кол-во игрушек;

б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

«Запомни картинки»  рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребёнку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребёнок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребёнка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

«Прогулка в картинках»  Игра развивает зрительную и слуховую память и внимание ребёнка. Во время прогулки обращать внимание ребёнка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребёнком о том зачем всё это нужно.

По возвращении попросите ребёнка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам.

Успех ребенка к школе зависит от: психологической готовности ребенка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные; развитие произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания; развития речи и фонематического слуха. 

О психологической готовности дошкольников расскажет педагог-психолог детского сада Фарафонова Г.Н.

Выступление педагога-психолога Фарафоновой Г.Н.

Таким образом, поступление в школу – это вхождение ребенка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства он пробудит в душе, какие оставит воспоминания, в огромной мере это зависит от того, что приобрел ребенок за годы дошкольного детства.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему «Возрастные особенности детей 5-6 лет».

Родительское собрание в старшей группе на тему «Возрастные особенности детей 5-6 лет»....

Родительское собрание в старшей группе по теме «Возрастные особенности детей 5-6 лет».

Проект проведения мероприятия:1.        Вступительная часть «Поделись хорошим настроением!». Слайд – шоу о жизни детей в детском саду.2....

Выстуление на родительском собрании в старшей группе на тему: "Возрастные особенности детей 5-6 лет"

Данное выступление раскажет об основных  закономерностях развития детей  5-6 лет....

Выступление на родительском собрании в младшей группе на тему: «Возрастные особенности детей 3-4 лет»

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и коо...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Цель:- расширение контакта между воспитателями и родителями;- повышение педагогической культуры родителей;- дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительныхособеностях....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Возрастные особенности детей 6 - 7 лет. Подготовка к школе, советы психолога".

Данный конспект представляет собой родительское собрание на тему : "Возрастные особенности детей 6 - 7 лет. Подготовка к школе, советы психолога".  Здесь отражены, как возрастные о...