сказки народные промыслы
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом.
«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.
Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.
Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…». А дальше сказку придумаем вместе….Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.
Легенда для знакомства детей с искусством Хохломы.
I вариант. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…
II вариант. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей.
Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»
«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Сказка-легенда «Цветок – Огонь и цветок «Снежинка».
(жостовский промысел)
Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.
Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. (Под музыку воспитатель показывает два цвета: красный и голубой) Спрашивает у детей: какая музыка, какому цветку соответствует?
Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.
Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.
Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.
Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.
Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Проект: «Сказки и легенды о русских народных промыслах»
Вид проекта: информационно – творческийНаправление: социально – коммуникативное развитие через художественное творчество.Тип проекта: продуктивныйСрок реализации: долгосрочный...
«Сказки и легенды о русских народных промыслах»
Проект работы с детьми подготовительной к школе группы...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Картотека "Сказки о народных промыслах"
Картотека "Сказки о народных промыслах"...
Картотека «Сказки о народных промыслах»
СКАЗКИ И РАССКАЗЫ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ...